Наши вводные: Забаве только что исполнилось 6 месяцев и мы первый раз совместно отправились в Гомель к бабушке и дедушке. Бабушка и дедушка (Сашины родители) уже гостили у нас в конце августа, а бабушка приезжала еще и в декабре, поэтому это была не поездка=знакомство, а поездка=ответный визит. Используя длинные праздники, мы заехали еще в Минск, чтобы повидать наших старых друзей. Общая протяженность маршрута составила около 2000 км, время поездки - чуть больше недели.

Впечатления

Длинный путь на машине

Эта поездка была самой длинной по непрерывности пути на машине на ближайшие несколько лет. Мы доехали до Минска за 1 полный день пути (700 км или 10-11 часов в пути), переночевали и день отдохнули в Минске у друзей и отправились оттуда в Гомель (несколько часов в пути). Провели у бабушки и дедушки праздники и одним днем вернулись из Гомеля в Москву (800 км или 11 часов в пути). Возраст 6 месяцев стал для меня переломным для длинных путешествий на машине. К этому возрасту Забава ползала, но еще не садилась. Поэтому мы использовали для нее лежачее кресло-люльку

Люлька была весьма вместительна и позволяла сидящей рядом маме развлекать ребенка всеми возможными способами. И все равно ребенок, привыкший к свободе перемещений, от неподвижности уже уставал. После этого путешествия Забава села и мы "пересели" в обычное присаживающее кресло. В нем я отказалась ездить больше, чем 3-4 часа в день (из расчета полпути на сон, полпути на бодрствование), поскольку не понимала как "обустроить" 8-10 часов неподвижности в день без слез и стресса. Поскольку наша дорога в Беларусь требует 11 часов (от двери до двери), то мы стали либо ездить поездом, либо машиной, но разбивая дорогу на 2 части пополам (по 400 км в день, которые для нас вполне "выполнимые"). Такой путь требовал ночевки (например, в районе Смоленска) и занимал туда и обратно 4 дня, то есть был возможен только в Сашин отпуск или на длинные праздники. Поскольку мы ездим в Беларусь чаще (3-4 раза в год), то мы стали больше полагаться на поезд после этого случая.

Можно ли такой путь разбавить? Например, делать каждые 1,5 часа пути прогулки по полчаса-часу? Да, возможно. И в тот раз мы так и делали. Например, мы сделали часовой "привал" в Могилеве. Но "возможности" этих прогулок ограничены. Во-первых, зимой короткий световой день и можно "упереться" потом в ночную дорогу. Во-вторых, зимой далеко не угуляешь. Надо либо полностью одеться и погрузить ребенка в слинг (то есть сменить одну фиксированную позу на другую, а ему сейчас как раз нужна подвижность). Либо не одеваться и наскоро "проветриваться" (я - в легкой одежде, Забавка - в шерстяной одежке и одном конверте). Это освежает, но работает не на долго. Еще один вид "привалов" - остановка для еды или чая в придорожных кафе

Это мы тоже делали, причем нужно было не просто есть, а дать ребенку (который ходить не может, а ползать негде) нагрузку. Хотя бы визуальную, а лучше комплексную. Кафе для визуальной (не комплексной) нагрузки конечно тоже хорошо, особенно на Новый год (мы с Забавой, например, плясали). Но родители не отдыхают, а "работают". А муж итак за рулем. В общем, не простое это дело - долгий путь на машине.
Все это и привело к тому, что мы сформулировали дорожное кредо на несколько лет вперед: "оптимум" нагрузки 100-200 км в день (желательно попадающих на период дневного сна), "максимум" - 300-400 км в день.

В Минске у друзей: Сашка и Сашенька

Когда-то мои друзья из Минска, узнав, что мой муж-Саша из Гомеля, обрадовались: "Будем теперь чаще видеться". Как же, как же... Мы ездим в Гомель 3-4 раза в год, но родители по нам сильно скучают и ревностно относятся, если мы "скрадываем" у "их" поездки пару лишних дней для заезда в Минск. Но в тот год мы не удержались. Моя подруга только что родила второго малыша, а ее старшей - Сашеньке - уже было больше трех лет. И мы заехали их повидать. Мой Саша познакомился с Сашенькой, они объединились и запомнились друг другу надолго. А 6-ти месячная Забавка "получила посвящение" в велосипеды.

В это время мир познается на вкус. Мы набрали с собой изрядно игрушек, разных форм и фактур, удобных для обсасывания маленьким детским ртом. Но "вкуснее" было все-таки все новое - например, педали велосипеда. Большая разница с ребенком 3-х месяцев, не правда ли? В то время еще не задумываешься, куда он уполз и что пососал...

Бабушка и дедушка: там, где любят и ждут

Следующей точкой маршрута был дом бабушки и дедушки. Бабушка задумалась, что же дать нам поиграть (в ее доме давно не было в гостях младенцев). Но оказалось все просто: у Забавы был пик интереса к кухонной утвари. На этой картинке она с интересом рассматривает тарелку. Может это и не самая безопасная "игрушка", но что с того. Забава с таким же пристальным вниманием готова была изучать любой половник, толкушку или шумовку, а у бабушки нашлась целая коллекция ложек всех мастей и размеров. Маленькая хозяюшка, часто сидела у меня на руках, когда я что-то готовлю. Поскольку ее "сидения" обычно не хватало "на суп", то любой суп я доваривала в режиме: "я варю, а Забава колупается в моей посуде". Бабушкин дом - бабушкина посуда - прекрасно, столько интересного. Взаимопонимание между бабушкой и внучкой "включилось" с первых минут, еще тогда, когда бабушка взяла ее 2-х месячную первый раз на руки.

Я тогда подумала: "Вот оно, чувство крови". Забава тогда шла на руки только трех людей: меня, моей мамы и Саши. Бабушка Зина автоматически попала в этот круг избранных, ребенок тут же мирно и ласково уснул. Но сейчас Забаве было уже 6-ть месяцев. Она первый раз была в "отцовском родном" доме (здесь хоть и не все детство, но все таки значительную его часть рос ее отец). Конечно, она не могла не "отметить" этот дом каким-то особым образом. И она отметила: она первый раз в жизни сама села.

На работу к дедушке

Ну, если любовь с бабушкой возникла с первого взгляда, до любовь дедушки надо было еще заслужить. Мы отправились на работу к дедушке, чтобы включить этот исторический момент в историю наших семейных хроник. Конечно, мы хотели ему мешать и не приехали в конце рабочего дня, чтобы встретить его с работы и вместе отправиться на прогулку.

Прогулки по Гомелю. Слингокуртка. Высаживание зимой.

Мы вообще много гуляли в ту поездку в Гомеле. Зима правда была - не зима. Она больше походила на осень: тепло и сыро. Зимой в слинге, конечно, не так хорошо как летом, но и не плохо. Ребенок (хоть уже далеко не новорожденный) еще не тяжел и позволяет много ходить. Забава была еще слишком маленькой, чтобы мотать ее поверх верхней одежды, как носят ходунков, которых "перемещают" с площадки на площадку. Я носила ее внутрь слингокуртки. Зима также "отрезала" возможность носить ребенка в слинге для папы: мужские слингокуртки редкость. Есть правда возможность купить утепляющую накидку поверх одежды (или сшить вставку на какую-нибудь старую куртку, перевставив для этого молнию). Но мы этого так и не сделали: в Москве в прогулочное время Саша часто на работе, а в поездках обходились мной. У меня было несколько слингокурток для различной погоды, в них и гуляли (лучшие из них тоже оказались питерской фирмы Y@mmy Mammy).

Проблем две: 1. если ребенку захотелось в туалет, размотать и высадить его не так уж и просто, по сравнению с летом. Чтобы размотать ребенка, надо снять и куда-то деть куртку, а ведь может идти дождь. Даже если куртку подержит заботливый папа, длинные концы слинга можно замочить от сырой земли, а короткий слинг я к тому моменту себе не купила. 2. Практически не существует удобоворимых слингокурток, рассчитанных на намотку "за спиной", то есть ребенок внутри куртки будет только спереди, а спереди подросшего ребенка носить тяжелее (к счастью, мы с Забавкой по размеру и весу подходим друг другу - обе маленькие). Но в остальном в такой куртке тепло и уютно.

Зимой, больше чем летом, я восставала против "младенца в коляске" (с ходунками вопрос сложнее). Ведь только когда ребенок со мной одно, я знаю точно, что ему не жарко, не мокро, не холодно. А покормить ребенка в слинге под курткой возможно. По высаживанию - приспособились. Я не хотела ради этих прогулочных дней приучать ребенка "писать под себя" (мы уже давно как-то свыклись жить без этого). Это значило час-полтора гулять - перерыв. То есть гулять надо было либо около дома, либо заходить в кафе. Либо, извините, но разматываться где-нибудь в парке и по быстрому в кусты - как у взрослых людей.

Любимый способ "прервать" прогулку, конечно, кафе. Можно выпить сока, согреться и дать Забавке подвигаться - сменить обстановку, ну и маминого молочка, конечно, выпить. После этого она с удовольствием будет дальше сидеть или спать в слинге. А нам будет вдвойне приятно гулять.

Наш "игровой набор" в пути

Именно в то время у нас возникла идея (к сожалению так и не реализованная) написать про "содержание маминой сумки" для путешествий в разных возрастах. Долгое время у меня была одна "мамкина" сумка не слишком большой вместимости (ребенок и так тяжелый, что еще вещи то таскать с собой). Потом она эволюционировала в другую. В каждом возрасте на первый план выходили разные вещи - по пеленочки и штанишки для пропущенных пописов (3 месяца), то погремушки и прорезыватели зубов всех возможных форм - от деревянных самодельных до крышечек с бабушкиной кухни (помню, надолго задержалась "любимая" баночка из под "виолы"). С появлением зубов на место несъедобных зубочесалок пришли съедобные - айва, сельдерей, морковка, яблоки. В 6-ть месяцев у нас был "расцвет" бытовых предметов всех форм и материалов. Какие-нибудь интересные на ощупь висючки. А вообще дочка исследовала и пробовала на вкус абсолютно все, что я догадывалась ей давать.

Резюме

Итак, 6-ть месяцев довольно простой возраст для большого путешествия с ребенком на машине. Он еще может лежать и еще не может скакать и это облегчает суть вопроса. Усложнение принципиально и оно будет длиться еще несколько месяцев: ребенку трудно дать нагрузку "на привале" (пока он не пошел), а период бодрствования значительно сокращен по сравнению с ранним младенчеством. То есть "проспать" машину тотально не получится. Мы, в этой связи, пошли на переформатирование наших путешествий. После 6-ти месячного "автопробега" мы отказались от путешествий на машине больше 300-400 км в день, постаравшись сократить переезды в наших маршрутах до оптимальных 100-200 км в день, при невозможности - пользоваться поездами.