Начнем с того, что так никто не делает. Методики разные. Малышей учат вокалу на одном материале, подросших детей - на другом, взрослых - на третьем. Но мы проторенными дорожками ходить не любим. Когда мы готовились к родам (и первым, и вторым) мы с мужем учились петь опорным голосом, чтобы использовать голос в схватках. Во второй раз вместе с нами на курсы ходила дочь, тогда ей было года четыре. Она никогда не отказывалась петь с нами, взяв опорную ноту. Родился сынишка, подрос. Мы давно хотели петь, причем вместе, только нам не встретилось ни одного готового на семейный формат преподавателя. Так что, когда подруга рассказала нам про Ирину Устименко, мы сразу поняли, что нам к ней. И не ошиблись. У Ирины к тому моменту была небольшая собственная студия вокала в Геленджике и то, как рассказывали о ней, запало нам в душу. Мы поставили вопрос прямо: хотим петь вместе. Ирина предупредила, что для нее формат новый и не факт, что эффект для каждого из нас будет максимален (по сравнению с индивидуальными уроками), но попробовать согласилась. Все это происходило в октябре 2022, так что занимаемся вокалом мы не полный учебный год. Но результаты нас радуют. Ну а теперь к деталям.
С чего мы начинали
Нас четверо. Папа - Саша Чистов, мама - Лена Павлова, дочь - Забава (9 лет) и сын - Никита (5 лет). У обоих родителей за плечами законченная музыкальная школа, детям ее повторять пока не хочется. У меня (Лена Павлова) - фортепьяно, у Саши - гитара. Мы любим музыку, но разную. Я люблю русский рок, этнику и классику, Саша - бардов, современную гитару и много другого, не поддающегося классификации. С удовольствием ходим на концерты, не очень часто, но стараемся. Дети поют постоянно, чем бы ни занимались, при первой возможности. Мы в общем все любим попеть, но никогда у нас не получалось петь вместе и никто не пел на людях, даже в дружеских компаниях. Кроме Саши, который мог спеть под гитару, но не развивался в этом с курсантских времен. Дуэтами петь тоже никак не получалось, скажем так, не сходился репертуар. Мы попросили научить нас петь так, чтобы не стыдно было показать что-то на людях, помочь найти и раскрыть свой голос, выбрать и выучить репертуар, а также научить петь наших детей, дать им базовую музыкальную подготовку, чтобы дети поняли что им нравится и решили в чем стоит развиваться дальше. Я (Лена Павлова) с детьми занимаюсь вокалом регулярно, муж - периодически, поскольку в Геленджике он наездами и не всегда может совместить наши занятия со своей работой. Тем не менее, мы держим курс на то, чтобы время от времени, собираться разными парами или всем вместе и петь. Ну учиться этому вместе.
Вокал для взрослого человека
Зачем взрослому человеку учиться петь? Для нас это такая же живая тема, как плавание. Плавание - наш прошлый семейный опыт и он был вдохновляющим. Скажем так, вокал - специальный навык. Подавляющее большинство взрослых людей ему никогда не учились. И, поскольку в нашей культуре (в отличие, например, от африканской, кубинской, афро-американской) петь с детства во всех возможных ситуациях не принято, то средний русский человек (да и европеец) этого совершенно не умеет. Любительское караоке, безусловно дающее людям отдушину, слушателей вряд ли вдохновит. Всегда слышно, если поет тот, кто никогда петь не учился. Это отталкивает. И если у вас есть музыкальное образование, даже школа, то слышно и подавно, а вот петь самим (как и импровизировать) музыкальная школа практически не помогает (если она не по классу вокала).
- Парадоксальным является то, что как и в плавании, в вокале достаточно компактное количество уроков может дать ощутимый результат. То есть надо сделать очень немногое, чтобы начать петь лучше, чем как минимум 80% людей в популяции. И надо сделать очень очень многое, чтобы научиться петь на уровне тех нескольких процентов, кто делает это продвинуто или профессионально. Так что можно выбирать. Пройти компактный курс обучения, чтобы блеснуть на семейном вечере или в любой компании, иметь возможность записать трек со своим голосом или на караоке-вечеринке выглядеть достойно. Или остаться в вокале еще и добиться чего-то специального, редкого, необычного. Что же конкретно потребуется? Зависит от базового развития слуха, дыхания, голоса. Некоторым нужно 10 уроков, кому-то - несколько месяцев, кому-то - пара лет. И результаты будут очень отчетливо заметны.
- Чтобы вернуть себе физиологически правильное дыхание. Чтобы петь, нужно контролировать дыхание. Основным для большинства вокальных приемов является реберно-брюшной тип дыхания, который также называется опорным. Современный человек редко дышит животом, он редко дышит "с опорой" (в отличие от крестьян, которые дышали, говорили, пели и рожали "на опоре"). Современный человек, как правило, дышит грудью. И практически в любой древней или современной целительской системе - будь то йога, ушу, цигун, или современные практики гвоздестояния - везде вам первым делом скажут, что надо учиться дышать животом, а не грудью. Множество специализированных оздоровительных практик будут направлены на то, чтобы вернуть человеку внимание к дыханию и спустить его вниз, восстановив тем самым лучший контакт со своим телом. Допустим вы пошли на семинар по йоге и неделю подышали животом на практиках вместе с мастером. И стали практиковать дыхательные практики дома. 15 минут в день по утрам. Если это вошло у вас в привычку - замечательно. А так то, сколько вы произвольно продышите? Вокал хорош тем, что начиная петь, начинаешь петь по жизни. Иногда это теже 15 минут, иногда полчаса - хотя бы даже пока варишь суп или готовишь обед, иногда это вся дорога на работу в машине, иногда - специально выделенное время. В любом случае - поешь, поешь, поешь. Возвращая себе тот тип дыхания, который максимально прекрасен для здоровья. Плавание, кстати, тоже этому помогает. И здесь два наших хобби друг друга поддерживают.
- Разработка мимики, высвобождение лицевого напряжения, снятие лицевых зажимов. Невозможно хорошо петь, имея зажатую нижнюю челюсть. Но именно эта область лица у большинства цивилизованных взрослых людей связана со сдерживанием агрессии. Как правило, она хронически скована. Пение требует активной работы челюсти. Ряд вокальных разминок напрямую направлены на то, чтобы разработать подвижность нижней челюсти и мимики лица в целом. Как следствие - расслабляются хронические мимические маски, которые связаны с визуально воспринимаемыми признаками старения. Буквально: петь - это выглядеть - и быть - моложе.
- Чтобы вернуть себе опорный голос. Зазвучать. Раньше люди умели говорить громко, две женщины из разных деревень могли спокойно переговариваться, стоя на разных берегах реки, и это не требовало от них никакого напряжения. Мы любовались на то, как прекрасно и звонко звучат наши дети в первые годы жизни. Глубокими громкими голосами. Смеются, плачут, разговаривают, просят поесть. Тихий безопорный голос приходит позже, лет с 3-4 (у кого-то и с года), когда родители начинают постоянно шикать: "Тише! Тише!" Сестренку разбудишь, соседей рассердишь, работать мешаешь. Тихие безопорные голоса - расплата за жизнь в городе. Мы окультуриваем детей и чем больше это делаем, тем больше страдает их голос. Для многих из нас это закрепляется в так называемый "горловой блок" (это понятие из телесно-ориентированной психологии). Требуются мучительные упражнения на тренингах (кричать, плакать, что-то кусать) и годы терапии, чтобы его снять. Иначе человек не звучит (по жизни говорит очень тихо). Мне в моей профессиональной жизни приходилось выступать публично, иногда несколько часов подряд говорить перед большой аудиторией. Вот где опорный голос мог по-настоящему пригодиться! Ведь если будешь говорить с опорой, то: (1) голос не устанет и не осипнет, (2) тебя будет слышно в любом конце аудитории, (3) голос будет прекрасно звучать - он не будет писклявым или скрипучим, как при безопорном напряжении ложных складок, он не утомит аудиторию, (4) этим голосом с помощью вокальных приемов будет легче управлять (например, занижая и завышая гортань и создавая этим определенные эффекты речи).
Обратите внимание, мы здесь говорим даже не пении, а о бизнес-речи (так необходимой продавцам, консультантам, экспертам, преподавателям, руководителям). Ситуации публичного выступления есть у специалистов в самых разных областях, которым и в голову не придет публично спеть. Я занималась тренингом публичного выступления профессионально и понимаю, что некоторые вложенные в него навыки можно быстро и эффективно прокачать. Это то, что связано с содержанием речи, невербальным поведением, контактом с аудиторией. И очень тяжело на тренинге корректируется работа с голосом. Потому что она требует изменения привычного дыхания и длительной тренировки (многократных повторений). А вокал эту тренировку дает, причем ненавязчиво (пара уроков вокала в неделю, плюс пение любимых песен дома в течение сезона - и вы поставите себе умение регулировать то, как звучит ваша речь). Петь можно дольше, чем выполнять произвольные задания тренера на тренинге. Вокал прямо показан всем, кому приходится выступать публично!
Вокал для ребенка
Ну а что с ребенком? Понятно, что восстановление опорного голоса также актуально для ребенка, как для взрослого, если ребенок уже успел этот голос потерять (а это характерно для старших детей, которые живут по принципу "играй тихо, не мешай спать младшему братику или сестричке"). Но это еще далеко не все.
- Тренировка уверенности. Коррекция застенчивости. Когда в октябре 2022 мы пошли заниматься вокалом, дочь и слышать не хотела о том, чтобы спеть перед чужими людьми. Даже пение на утреннике для Деда мороза вызывало у нее протест, если было сольным. Ну а в школьном хоре ее просто не было слышно. Чтение стихов на праздниках нашими детьми вызывало у родителей слезы. Мы понимали, что дети стараются. Только казалось, что они соревнуются в умении отбубнить стихи на скорость. Пряча глаза или упираясь ими в пол (или потолок), они шпарили выученный текст, или печально спотыкались на каждой строчке. Единственное, чего им хотелось - поскорей убежать на свое место в дальнем ряду и обнять там маму. Это был стресс, повторение ситуацию не улучшало. Вокал создал совсем другие прецеденты. Мы готовили костюм, готовили песню, стояла множественная задача (попасть в минусовку, не сфальшивить, не забыть слова, проявить артистизм от начала до конца, передать настроение песни, ее характер, спеть выразительно). Убыстряться и убегать со сцены раньше не давала музыка. И, хотя в первый раз этот шаг нужно было совешить (и Ирина пришла нас поддержать), уже второе выступление прошло намного спокойнее. Вопрос: "Выступать или не выступать?" со второго раза уже не звучал. Забава уже не стеснялась выйти к зрителям в довольно экзотическом сценическом костюме Моаны. Скорее звучал вопрос: "Как выступить лучше?" Как украсить костюм, как лучше держать микрофон, как лучше сделать запись, как представиться, как поклониться и так далее. Мы перешли в плоскость технических вопросов, каждый из которых решался и это повышало уверенность дочери в своих силах. Спустя несколько выступлений, они стали привычными (Праздник? Забава будет петь!) и вызвали у некоторых детей желание пойти по нашим стопам и тоже заняться вокалом.
- Тренировка произвольности. Все это требовало организовать подготовку. Выбрать песню, выучить ее, тренироваться самостоятельно перед концертом, оценить что получилось, выбрать, что будет дальше. Обратите внимание, мы сейчас говорим об универсальных социальных навыках. Они даже пения напрямую не касаются. Но есть очень четкий критерий в случае вокала (выполнено). И, при поддержке и помощи родителей, этот путь может быть деликатным и спокойным путем к успеху.
- Профессиональное самоопределение. У некоторых детей петь получается, так случилось и в нашей Забавой. У них либо открываются особые таланты, трудолюбие, проявляется характер, либо и то, и другое. Любое действие, которое получилось, дает больший выбор на следующем шаге (а то, получится ли оно, определяется на 80% лояльностью педагога ребенку и / или семейному проекту). И это не значит, хотя может быть и так, что вокал - прямой путь на сцену. Это хороший шаг и для других профессиональных областей, где потребуется навык выступать публично (они были перечислены выше). А еще это возможность иметь интересную школьную и студенческую жизнь, держаться в ней активно, оказываться в центре внимания. Потому что ребенок, который поет, при прочих равных говорит и читает тоже лучше. И у него больше шансов получить поддержку от учителей и окружения, больше шансов проявиться в жизни.
- Компетентность в музыке. Мы с мужем не были в восторге от процесса и результата своей подготовки в музыкальной школе, но это не значит, что мы недооцениваем огромную важность музыки в жизни, во всех ее сферах. Мы считаем что базовые навыки, связанные с развитием слуха, умением слушать музыку и умением петь, для человека очень важны. Важно развитие музыкального вкуса, как и вкуса вообще. Чтобы ребенок мог с удовольствием раскрыться под музыку в той или иной форме и сделать это как можно раньше. А как это лучше сделать, если не не попробовать самому? Смотреть фильмы? Это да, и мы их смотрим. Но пропущенное через свое тело и свой опыт звучание затронет глубже.
Как проходят наши уроки
Распевки
Распевка для малышей, старших детей и взрослых делается по-разному. Подводящие упражнения и отработка вокальных приемов тоже разная, так что в этом пункте нам приходится (в связи с нашим семейным форматом) немного потесниться. Взрослым - потерпеть детские песенки. Малышам - послушать взрослые рассказы, в меру сил - поучаствовать во взрослых упражнениях. Урок длится 60 минут и обычно половина этого времени - распевка, а половина - работа с репертуаром. Нам приходится делить то и другое на детское и взрослое время, с плавающими приоритетами. Детям редко что-то объясняют про вокальные приемы. С ними обычно занимаются по простым тетрадям с песенками, учатся попадать в ноты, точно повторять мелодию, ловить простые ритмы и так далее. Взрослых учат осознанно, им много объясняют, вводят теорию, распевки используют сообразно вокальным приемам, упражнения на развитие слуха вводят по необходимости или не вводят вовсе, если слух развит в достаточной степени - достаточно бывает наиграть мелодию при разучивании репертуара. При этом теорию объясняют довольно глубоко, вплоть до анатомических и физиологических подробностей того, как работают резонаторы и сам голос, какие бывают связки, какие смыкания, как происходит переключение между ними, как подключать разные зоны гортани, как наклоном определенного хряща регулировать тот или иной вокальный прием. В общем, конечно, теорию в состоянии понять и ребенок школьного возраста. А вот малышу приходится приспособиться.
Вокальные приемы
Распевка у подросших детей и взрослых осуществляется вокруг отработки базовых вокальных приемов. Перечислим их очень кратко, чтобы вы поняли, чем мы успели позаниматься (в разной степени успешности) уже в первый год занятий.
- Толстое и тонкое смыкание и переключение между ними. Ирина рассказала нам, что привычные пожизненные амплуа певцов классической школы, с которыми мы были знакомы еще с музыкальной школы (сопрано, альт, тенор, баритон, бас и другие) сейчас не рассматриваются как нечто жесткое. В современном вокале есть приемы, позволяющие эффективно расширить свой диапазон. И есть певцы, переключающиеся между 4-мя голосами менее, чем за минуту. Самый базовый навык - переключение между смыканиями. На верхних нотах голос звучит выше, голосовые связки становятся тонкими и длинными, смыкаются своими краешками. На низких звуках связки укорачиваются, выглядя толще, смыкаются всей массой. В повседневной жизни мы говорим на толстом смыкании, у каждого человека оно имеет определенную по высоте границу, выше которой голос приходит в другой режим - включается тонкое смыкание. Понимая границы своего толстого смыкания и учась быстро и эффективно переключаться между смыками мы можем довольно быстро освоить некоторые из песен, которые раньше у нас звучали фальшиво (казались нам слишком низкими или слишком высокими для нашего голоса). Позднее мы узнаем, что тонкое смыкание - не предел того, что можно спеть по высоте. Выше него находится "свисток", вокальный прием, позволяющий брать ноты вплоть до третьей октавы и выше. Также выясняется, что есть приемы, позволяющие опускаться значительно ниже комфортной зоны своего толстого смыкания.
- Вокальная мимика. Улыбка. Тоже один из базовых моментов, который начинают осваивать с первых уроков и это сразу повышает качество звука. Пение на улыбке особенно показано в случаях, когда при пении голос зажимается, когда мы чувствуем неуверенность в высоких нотах и переходах, когда нужно петь звонко и чисто, когда нужно петь громко и добиться твердого звучания. Вокальная маска улыбки улучшает дикцию и позволяет голосу звучать энергично. В сочетании с попыткой широко открывать рот это создает разительный контраст с привычным звучанием человека.
Дальше мы начинаем чувствовать то, что связано в нашем теле с голосом, и управлять другими параметрами. Мы понимаем, что гортань бывает заниженная, нейтральная и завышенная. Что связки могут смыкаться эластично или жестко (с воздухом). Что можно включить в большей части носовые (назальные), горловые и грудные резонаторы. (Вы пробовали когда-нибудь петь, полностью закрыв себе нос? - Интересный опыт - Что-то вроде плавания со связанными руками и ногами. Это мы тоже попробовали и тоже в учебных целях.) Что наклон головы, положение тела и даже лицевая мимика существенно влияют на звучание голоса. При комбинировании этих и некоторых других моментов у нас появляется целая группа интересных приемов, уже в первый месяц занятий дающих значительный прогресс в отношении того, что мы сможем спеть. Отработка этих приемов возможна как прямая (произвольная) в специальных упражнениях, так и косвенная, через попытку выучить песню, мастерски исполненную определенным певцом, сымитировав его голос (пытаясь петь также как он). Этот последний путь очень удачно подходит для подросших детей, которые, повторяя песню за исполнителем, попутно выучивают вокальные приемы. И хотя большинство современных певцов в каждой песне используют множество приемов, буквально жонглируя ими от строчки к строчке, есть яркие случаи, когда тот или иной прием выпячен в ярком виде. Именно для того, чтобы освоить определенные приемы и научиться им мы выбирали некоторые песни для своего репертуара, пытаясь спеть их в звучании, близком оригиналу.
- Спич (Speech). Петь как говоришь. Голосовые связки при speech плотно смыкаются, остаются толстыми как в процессе разговора. Тембр из-за этого получается насыщенным, звонким. Я брала для себя песни "Нулевой километр" (Мураками) и "Je veux" (Заз), чтобы освоить speech. Этот прием не требует напряжения и не является специфически взрослым. У нашей дочери Забавы speech получился ярким и насыщенным, мощным и очень красивым.
- Фальцет (Falsetto). Буквально, фальцет - ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного положения. Считается, что при таком пении в голосе слышно 50% выдоха и 50% звука. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса, при этом можно безопасно для себя брать высокие ноты. При фальцете (хотя он и называется жестким смыканием) голос звучит нежно, с частыми вздохами и большой долей воздуха. Я пробовала петь "Вальс" из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь" вслед за Зарой, у которой фальцет доведен до совершенства. Хотя мне не особо близок такой стиль в музыке, это был совершенно замечательный опыт, требующий изучить и повторить каждый вдох в этом неклассическом исполнении классического романса.
- Твенг (Twang - гнусавость). "Утиный" гнусавый звук, характерный для певцов кантри. Твенг достигается сжатием преддверия гортани. Этим обеспечивается более высокий вокальный диапазон, чем при стандартной гортанной технике и это контрастная альтернатива пению фальцетом. Твенг бывает оральный (Oral Twang), во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка (Nasal Twang). Использовать твенг можно и на тонком, и на толстом смыкании. Он позволяет исполнять смежные ноты, на границе диапазанов, где обычно происходит переключение голоса с толстого смыка на тонкий, с большим количеством обертонов и насыщенностью. Что бывает важно, если песня требует акцентов именно на этих граничных звуках диапазона. Для меня точкой первых опытов в твенге стали высокие ноты припева в "Нулевом километре" ("Это мой нулевой километр..."), как раз попавшие на ноту си первой октавы - границу моего толстого смыкания - и требовавшие переключиться из толстого смыкания в тонкое, что ломало единство звучания. С помощью твенга я пыталась сделать это переключение более насыщенным и интересным.
- Vocal Cray (плач). Пение на плаче. Прием дает возможность безопасно для голоса петь в высоком диапазоне. Особенно актуален для случаев, когда нужно перейти к верхним нотам аккуратно, без крика. Cry часто используется на мелизмах (украшениях). Cry это сочетание тонкого смыкания, высокого мягкого неба и мышечной мимики плача. Этот прием позволял мне петь такие песни как "Улетай на крыльях ветра" находящиеся выше моего комфортного диапазона.
- Opera (Опера). Пение на любом смыке, при котором нейтрально-заниженная гортань сочетается с высоким мягким небом. Это манера, которая имитирует классическое академическое звучание (гласные звуки пропеваются в округлом положении рта, близком звуку "О") и делает из этого выразительный эстрадный прием. Я пробовала этот прием, уча песню "Отпусти и забудь" из Холодного сердца" (Анна Бутурлина) и свою партию из "Проект Жить" в нашем семейном варианте.
Это не единственные приемы, которые мы попробовали за первый год (под конец года появились украшения (вибрато, флипы, рифы и др.) и стоило их изучить, как мы стали лучше слышать их в своих любимых песнях, раньше они проскакивали незамеченными. Удивительно, сколько в кажущейся свободной импровизации некоторых певцов спрятано наработанных приемов! Некоторые из перечисленных приемов требуют месяцы регулярных тренировок. К другим, вроде бэлтинга или Sob-а, мы еще особо не подошли (только слегка), на следующий год осталось всего много, самое интересное только начинается.
Развитие слуха
Когда я увидела, как Ирина работает с развитием слуха у моих детей, я чуть не заплакала. Не понимаю, почему такой методики не было у нас в музыкалке на сольфеджио (где вообще все это раньше было?), мы бы тогда точно научились определять интервалы. А так диктанты на сольфеджио представляли для меня вечную проблему. У меня хороший, пусть не абсолютный слух, но я их скорей просчитывала математически, чем слышала (на самом деле была не разработана музыкальная память). У Ирины под каждый основной интервал нашлась картинка-образ и простая попевочка. И что вы думаете? Дети очень бойко стали определять и строить (от заданной ноты) интервалы, вспоминая нужную попевку. Это даже не нужно было делать регулярно: дети прекрасно вспоминали интервалы и после большого перерыва.
- Малая секунда. "А я кактус злой, уколю иглой!"
- Большая секунда "Кактус добрым стал, все колючки растерял!"
- Малая терция "Какой черный лебедь!"
- Большая терция "Какой белый лебедь!"
- Чистая кварта "Постой! Погоди!"
- Чистая квинта "Вопрос? - Ответ!" и так далее
Вообще, наблюдая за этими уроками, я все больше понимала, что ни диапазон голоса, ни слух, ни чувств ритма не являются величиной раз и навсегда определенной или врожденной. Некоторым, конечно, дано. Но все остальные могут взять. И это вопрос даже не столько большого труда, сколько хорошей методики. Слух становится хорошим у тех, кто его развивает. Это дело практики. И если ребенок не попадает в ноты, повторяя мелодию за учителем или исполнителем, то стоит дать ему потренироваться с аккомпанементом и он начинает попадать чище. Я наблюдала на протяжении этого года, что дети не только поют вариативнее, мощнее и ярче, чем раньше, но и чище, быстрее и точнее учат и подхватывают новые песни.
Работа с ритмом
Отдельная история про попадание в мелодию, отдельная - про ритм. Это то, что определяют на экзамене в музыкальную школу, через просьбу повторить последовательность хлопков за учителем. У нас было довольно много таких тренировок на старте занятий. Потом Ирина пустила детей к своему инструменту, в котором был режим, позволяющий создавать музыку как это делают диджеи. В этом режиме первая нота задает ритм, а вторая и последующая - добавляет эффекты, но нажимать их нужно, попадая в сильную долю, иначе эффекты не сочетаются и вместо музыки получается мешанина звуков. Игра понравилась обоим детям, а Никита включался в нее всем телом, кивая в такт мелодии, пританцовывая, притопывая, делая включения ровно в такт.
Нотная грамотность
У нас дома тоже есть синтезатор, так что имело прямой смысл мне вспомнить как на нем играют, а Забаве научиться по крайней мере первым шагам. Наверное, за год можно было разыграться лучше. Но у Забавы наметился явно больший интерес к вокалу, чем к игре на инструменте, по крайней мере на этих первых шагах. Тем не менее, ноты на нотном стане и на клавишах она научилась распознавать и первые свои песенки выучила.
Работа с песнями
Приемы вряд ли запомнятся, если не применить их к чему-либо конкретному. С самого начала Ирина предложила нам выбрать десяток-полтора интересных для нас песен, чтобы мы смогли их выучить и петь при удобных случаях. Каждую песню мы сначала учили дома сами, пели ее вместе с исполнителями, чтобы запомнить слова и мелодию. Потом приносили на занятие и показывали под плюс (пели вместе с исполнителем) и под минус (под музыку без исполнителя). В зависимости от того, что у нас получилось, шла дальнейшая работа.
- В случае, если песня была в конец сырая и мы не попадали даже в мелодию (звучит фальшиво), Ирина подбирала ее и подыгрывала мелодию до состояния, когда мы начинали ее различать и слышать. Это было очень нужно на первых порах, особенно с детьми. И даже со взрослыми - в сложных местах или местах, заученных с ошибкой.
- Потом мы разбирали песню по фразам, проверяли, что на все фразы хватает дыхания. Пропевали мелодию для этого в режиме Лип ролл (на "брр"), а также на "Р", на "А" или "О", делали это дома до состояния, когда фразировка не вызывала сомнения и мелодия звучала достоверно.
- Далее брали текст и его уже расписывали по динамике. Где текст должен звучать громко, где тихо, где вдох, где пауза, где акценты. Детям особенно понравилось рисовать песню, чтобы запомнить слова. Для них удивительно было, что в каждой строчке можно выбирать разные ключевые слова и будут смещены смыслы и акценты.
- Наконец, каждую песню мы разбирали по вокальным приемам. Здесь уже и взрослым было удивительно, каким мозаичным можем быть пение в современном вокале, когда не вся песня, и даже не вся фраза поется отдельным приемом. И приемы меняются иногда даже внутри фразы. Например, повторение двух слов подряд: "Далеко. Далеко" у Хелависы в песне "Далеко" (Мельница) может быть контрастным. Первое слово поется широко и по народному, второе - округло, собрано и по оперному. И это украшает песню, хотя сознательно отслеживается только специалистами. В этом месте, применив к песне тот или иной прием или их комбинацию, мы, наконец, получали "не караоковское" ее звучание, более чистое и внятное, а не грубо любительское. Точнее по-хорошему любительское, уже с некоторым смыслом.
- И это тоже не было пределом, потому что некоторые песни могли иметь вариации и их хотелось выучить под разные минусовки и с разными эффектами, наконец, нащупывая какое-то свое звучание, а не повторяя чужое под кальку. Это долгий процесс и он был нами только осмыслен в самом начале. Но, наверное и профессиональные исполнители именно к этому вопросу идут не бегом.
Репертуар
Поскольку вокал у нас семейный, то и репертуар у нас получился семейный. Не без сложностей мы с Сашей стали делать первые шаги, чтобы найти то, что мы сможем спеть вместе друг с другом. В процессе занятий (которых у Саши, к сожалению, было не так уж и много) выяснилось, что у Саши мощный красивый бас с большим количеством обертонов и переливов и что это вообще его природный голос. Это было удивительно, так как он, всю жизнь подыгрывая себе на гитаре, пытался петь в лучшем случае баритоном (и мало попадал в верхах). Для развития собственного голоса пришлось по крайней мере на время отложить гитару в сторону и попробовать петь не только под плюс, но и под минус, чтобы уделить внимание пению, а не игре. И тут выяснилось, что не так уж много существует подходящих нам по темпераменту и диапазону дуэтов. И вообще дуэтов для баса и женского вокала, если, конечно, у женщины есть какая то партия, а не легкая подпевка, оказалось не слишком много. Мы все еще ищем для себя, чтобы попеть, однако мы поняли, что не нужно искать дуэт-прототип, достаточно найти просто красивую песню, которая понравится одному из нас и не будет второму противна, а дальше простроить партию для второго "певуна". Все это пока в процессе, сильно замедленном тем, что Саша наездами в Геленджике. Тем не менее, некоторые песни складываются в семейные дуэты. Удивительным оказался вкус Никиты (у которого тоже бас, в детском варианте, конечно, это необычно низкий голос для ребенка), который с большим удовольствием поет вместе с Сашей или со мной и не склонен выбирать детские песни. Это замедляет его собственный выход в люди, но доставляет ему больше удовольствия. Забава поет как собственные свои песни, так и некоторые Сашины, и мои. И вообще способна составить эффектную партию любому из нас, уж больно яркий и самобытный оказался у нее голос. Итого, в этом году мы пытались спеть в разной степени готовности:
- Саша: "2020" (ДДТ) вместе с Никитой, "Невзначай" (Женя Любич) вместе с Леной, "Грани" (Марат Нигматуллин), "Кто может знать" (Машина времени) вместе с Леной, "Большой секрет" (Никитины) вместе со всеми.
- Лена: "Отпусти и забудь" (Анна Бутурина), "Нулевой километр" (Мураками), "Je veux" (Заз) вместе с Забавой, "Славянская колыбельная" (Natural Spirit), "Улетай на крыльях ветра" (Евгения Сотникова), "Шелкопряд" (Мельница), "Далеко" (Мельница) вместе с Никитой, "Белая песня" (Сурганова и оркестр), "Вальс" (Зара), "Невзначай" (Женя Любич) вместе с Сашей и "Проект Жить" (автор - Игорь Матвиенко) вместе с Забавой.
- Забава: "Снежинка" (Ольга Рождественская), "Что меня ждет" и "Что меня ждет. Реприза" (Зина Куприянович), "Катюша", "Не скрывайся за мрачной стеной" (Ксения Ларина), "Казаки в Берлине" вместе с Никитой, "Баллада о реке Ахтохаллэн" (Елизавета Пащенко), "Je veux" (Заз) вместе с Леной, "Проект Жить" (автор - Игорь Матвиенко) вместе с Леной.
- Никита: "Капитан, капитан, улыбнитесь!" (Николай Черкассов) вместе со всеми, "Казаки в Берлине" вместе с Забавой, "Далеко" (Мельница) вместе с Леной, "2020" (ДДТ) вместе с Сашей, "Мастер" (Александр Яременко) вместе с Сашей, "Синяя вечность" (Муслим Магомаев), "Большой секрет" (Никитины) вместе со всеми.
Не все из перечисленного удалось довести до выступлений на людях, но кое-что удалось, причем для каждого из нас. Остальное в процессе и мы не оставляем стремления пополнять этот список и в пользу того, что нравится, и в пользу того, что позволяет нарабатывать приемы.
Наградность
Главная особенность Ирины (не считая того, что она профессиональна, дружелюбна, отзывчива и просто хороший человек) в том, что она умеет хвалить людей. Находить то, что у них получается и обязательно отмечать это. Такую (заслуженную) похвалу мой учитель - Юрий Михайлович Жуков - называл наградностью. Он говорил: "Если вы научились наградности, у вас нет проблем в общении - вы их уже решили!" С учетом того, сколько Ирине приходится слышать сырых и фальшивых нот, а также сколько блоков, страхов и неуверенности учеников изживать и проходить на уроках, да еще и в ситуации, когда дети часто начинают на уроках вести себя взрывным образом или дурачиться (ведь вместе с пением у них размораживается огромное количество энергии), это просто удивительно. Но факт есть факт. Постепенно, вместе с Ириной, мы начинаем верить в свои силы и в свои голоса. Мы начинаем принимать, что у Саши и у Никиты - бас в уникальном диапазоне и богатые обертона. Что у Забавы незаурядные вокальные данные, потрясающая способность подхватывать и перенимать разное звучание и разные вокальные приемы, а у меня - сильный и яркий голос, который здорово раскрывается в нежных песнях, а Oral Twang такой, как будто я его тренировала всю жизнь. И, знаете, от этого возникает желание петь. Потому что пение - это определенно новый уровень свободы.
Пение с микрофоном
Еще одна практика, которая вошла в этот год в нашу жизнь. Ирина предлагает на своих уроках близкие к фазе готовности песни петь с микрофоном. Первый опыт микрофона может вызвать шок. Мне мой голос показался таким бедным (по сравнению с голосом исполнителя, песню которого я учила), таким любительским, каждая фальшь вылезла противненько, это было как... ну как любительское караоке. Ничего личного, это просто был первый раз. Мы купили себе усилетель и пару микрофонов, чтобы иметь возможность дома тренироваться и петь парами и стали пытаться учить песни с микрофоном дома.
И пришли к тому, что на какой-то фазе свой голос с микрофоном стал нравиться. Да, это требует практики. Да, не расслабишься, нельзя забросить все это на месяц, потом достать и сразу прозвучать как прежде. Но можно, потренировавшись, добиться того, что песня будет звучать без фальши (я не имею ввиду только фальши с нотами, я имею в виду фальши в целом - по настроению, образу, смыслу). Следующая фаза - попытаться снять звук с усилителя, а позднее - что-нибудь из удавшегося записать. Но это еще впереди. Сейчас стадия накопления опыта и внутренней работы.
Внедрение в жизнь
Конечно, пение "взлетит" только если оно будет пронизывать разные стороны жизни, а не в формате 2 раза в неделю. Мы стали искать и создавать такие форматы, в частности оказалось полезным:
- Создать канал в "Телеграмме" со своим репертуаром (для служебного пользования - нам и преподавателю). Там без всякого другого контента выложены песни (слова), минусовки, иногда (если требуется) плюсовки в оригинальном исполнении. С тегами по членам семьи. И все минусовки туда закачены (не в виде ссылок). Это позволяет в автономном режиме, даже когда мы в пути, сыграть что-то из своих минусовок и подучить, а также вспомнить слова, если песня давно лежит без повторений.
- Завести дома переносной усилитель и пару микрофонов. Позволяет попеть самим, порепетировать, устроить вечеринку для своих дома или на природе.
- Завести "Алису" на кухне и просить ее проигрывать песни из нашего репертуара в моменты, когда мы занимаемся какой-то хозяйственной работой и руки заняты. Не всегда удобно при этом дойти до компьютера или добраться до телефона. Управление с голоса дает возможность петь свои песни чаще. К сожалению "Алиса" не умеет пока запускать наши минусовки. Но по крайней мере есть шанс лишний раз повторить свои песни с исполнителем под плюс.
- Завести удобный способ включать минусовки из репертуара через колонки в машине. Это не дает полного сосредоточения, да и окружающий шум при открытых окнах мешает. Но это дает возможность учить слова и значительно укорачивает предварительный этап, когда надо выучить песню. Были случаи, когда стоя на перекрестке и подпевая Заз, я слышала просьбы соседних водителей петь погромче. Это было по доброму и мне не кажется, это несло людям радость.
- Внедрить интерес к вокалу среди своих друзей. Очень приятно, когда вокруг появляется поющее сообщество и пение начинает распространяться на школьные праздники и дружеские вечеринки. Изначально культура уделять друг другу время и внимание и слушать в нашем обществе невысока. Но люди, которые держали в руках микрофон, с большим удовольствием и любопытством слушают друг друга. Они понимают, какая работа за этим стоит. Так что чем больше наших друзей запоет, тем легче будет найти или создать поющую компанию. Больше песен, друзья, хороших и разных!
Подводя итоги, мы можем сказать, что не факт, что это был самый простой путь. Наверное, пойти на вокал самой, а не пытаться тащить туда всю семью и делать это с детьми, на короткой дистанции было бы проще. Но, как говорят в Африке: "Если хочешь идти быстро - иди один, если хочешь идти далеко - идите вместе". Мы думаем, что с вокалом такая же история. Пусть вчера мне пришлось сидеть и ждать, пока учат к празднику песню мои дети, вместо того, чтобы получить ценную консультацию или поучиться самой. И сегодня они не отплатили мне тем же, а шумели и мешали, когда пыталась приготовиться к выступлению я сама. Но, в конечном счете, завтра мы найдем ситуацию, песню и и условия, когда хорошо будет каждому из нас. И каждый из нас чему-то научит другого. И запомнятся счастливые моменты, которые мы смогли разделить.