Я всегда хотела уметь рисовать. Однажды, поймав себя на мысли, что хочу, чтобы моя дочь была художницей (мне тогда до рождения дочери было еще много-много лет), я "поймала себя за руку". С какой стати? Впечатывать в нерожденного еще ребенка программу, не выполненную мною? Это мне надо рисовать, если я ловлю себя на таких мыслях! Ну, рисовать или не рисовать именно мне - отдельный вопрос. В итоге, я выбрала другое. Пошла получила второе высшее образование на операторском факультете ВГИКа. Чувствовала себя счастливой как никогда. Операторство - не совсем рисунок (совсем не рисунок), но что-то художественное в нем определенно есть. Зачем мне кисти, если у меня есть камера и я могу ЕЮ говорить? Как применила я это чудесное образование читатели нашего блога знают: множество роликов, семейных хроник и документальных фильмов на разные темы мы публикуем здесь и снимаем о разных наших проектах. А также об удивительных людях, которых встречаем на пути. Эту, любимую мною, серию фильмов мы называем "Рассказы мастеров". Анна Дайнеко - одна из таких людей. И ее путь как раз в том, чтобы рисовать самой и учить рисовать других, в том числе учить рисовать детей. Мы сняли вместе с ней этот фильм и здесь расскажем об опыте совместного рисования.  Этот пост подготовлен нами совместно.

Рисование с малышами от 2-4 лет

Пробуем фактуры и материалы

Есть отдельная история про то, как малышей учить проводить линию или держать карандаш. Для этого не нужен учитель рисования, вообще никто не нужен. Достаточно купить ребенку специальную тетрадку и спустя пару месяцев он приспосабливается к тому, как держать карандаш и даже начинает немного управлять своей линией. Это, конечно, сделать можно и нужно. Но мы здесь не о том. Мы о том рисовании, которое пробуждает и поддерживает фантазию и творчество. И на раннем этапе первичны эксперименты (в смысле - активное пробование). Очень хорошо,  если малыш напробуется разных материалов (карандашей, красок, мелков, пусть даже пальцев), разных фактур и форматов бумаги и не только бумаги (рисовать не только на альбомной бумаге, но и на бумаге больших или маленьких форматов, на рулонной бумаге вроде перевернутых на изнанку обойных листов, на ткани, на льду, на камушках и тому подобное).

Потому что здесь малышу интересно трогать, смешивать краски, елозить во всем этом ручками. И хорошо, если такая фаза (принципиально процессуальная, не ориентированная на результат) у него есть. Это время, когда результата как такового не остается и не должно оставаться. Разве что в виде фотографий счастливой испачканной вдрызг маленькой моськи. Я обожаю такие вещи делать летом на даче, потому что испачкаться и вымыться здесь проще всего и обляпанный красками метр квадратный не вызывает особых напрягов. Но и зимой можно найти формы, ведь ребенок готов рисовать чем угодно, хоть фломастером, хоть мелком.  

Базовые навыки: держим карандаш, проводим линию, раскрашиваем, вырезаем ножницами

Есть отдельная история про то, как малышей учить проводить линию или держать карандаш. Для этого не нужен учитель рисования, вообще никто не нужен. Достаточно купить ребенку специальную тетрадку (мы предпочитали KUMON, только не всю серию из 20 тетрадей, а 3-4 первых базовых - и достаточно) и спустя пару месяцев ребенок приспосабливается к тому, как держать карандаш, начинает немного управлять своей линией, раскрашивает не заштрихованные области, управляется с ножницами. Еще есть французские и пост-французские книжки-калякалки.   Их, конечно, дать можно и нужно. Но мы здесь не о том. Мы о том рисовании, которое пробуждает и поддерживает фантазию и творчество. И о диалоге в рисовании ребенка и взрослого. Важно, чтобы на раннем этапе тетрадки для рисования не доминировали, потому что важнее здесь совсем другое.

Эксперименты вне шаблона

Это принципиально очень важный этап, потому что он существует до момента, как малышу переданы шаблоны. Если взрослому человеку дать лист бумаги формата А4, то 2/3 людей примерно расположат его горизонтально, а 1/3 - вертикально (сейчас в связи с превалированием телефона и интернета над фотоаппаратом и кино, возможно вертикальная ориентация станет больше доминировать) и начнут что-то стереотипное изображать. Взрослый ведь знает как рисовать человечка: "Палка, палка, огуречек!" Ребенок не знает. Он рисует, что-то, не обладающее формой, а потом сообщает, что это пляж, на который приплыли рыбы, а сверху летят птицы и плывет пароход. Что на небе светят луна и солнце (непременно вместе),  а вот здесь вырос для бабушки красный цветок. И хорошо, что некоторые из детей рассказывают, что там нарисовано, потому что там целая история, которую взрослому, конечно, совершенно не видно. И хорошо, если взрослые способны всему этому не помешать.  Ну а потом? Потом выходит на первый план пример мамы.

Малыши подражают взрослым

Когда нашему Никите было 2-3 года у нас был замечательный опыт. Аня Дайнеко, наша подруга-художница, нарисовала две картины на стенах в присутствии малышей (своих и наших) - одну на улице летом, другую дома зимой. Малыши были свидетелями и участниками этого процесса. Малыши смотрели как смешивают краски, как оживает сама картина от контура в карандаше до полностью готового сюжета. Это было неспешно (много ли порисуешь при маленьких детях), по часу в день, 2-3 раза в неделю. Но со временем картины оживали. Занимали и очаровывали детский ум. Потому что дети неизменно садились рядом. Брали краски (акрил, гуашь, акварель), картон, бумагу, старые деревяшки, камни и начинали что-то такое рядом изображать. Не только самые маленькие дети, но и подросшие, конечно, но обязательно - малыши. Так вот, если бы живописи на стенах вообще не было, только ради этого ее стоило бы придумать. Потому что пример мамы хорош, но не у всех мама - художник. И если мама рисует сама хоть что-нибудь (главное - увлеченно), этого достаточно, конечно. Но такая стена, она имеет еще и другую функцию. Она обозначает рисование как деятельность, которая имеет место и время в мире взрослых людей. Имеет в нем Значимость и Значение. А что? Только банковские операции значимыми признавать? Ну этому дети и без нас еще как-нибудь научатся. В общем, родители. Если у вас есть друзья-художники. Отдайте им разрисовать стену или уголок в вашей квартире или в детской комнате. Пусть будет островок сделанного живыми руками в вашем искусственном евро-ремонте. Потому что то, что сделано руками, имеет совсем другой энергетический и исторический смысл. Но о разрисованных в доме стенах мы еще когда-нибудь напишем потом. Здесь же важно понять принцип: происходит раннее столкновение со значимой сферой жизни. Одна моя знакомая родительница говорила: "Обязательно повесьте в доме, где живет 3-х летка, карту мира! Иначе, когда ребенок вырастет, он останется "локальным", ему будет очень сложно постичь как велик мир!" С этим можно спорить или соглашаться, но мы действительно считаем, что опыт раннего постижения мира важен. И, если мы хотим, чтобы наш человек зарисовал, надо ему показать пример, что во взрослом мире рисование есть и это нужно и важно.

Когда мама рисует параллельно

Не так давно я читала про увлекательный эксперимент, проведенный психологами на мамах с детьми. Маму с маленьким ребенком приглашали принять участие в исследовании, которое проходило в комнате, в которой было множество интересных интригующих стимулов: игры, игрушки, материалы. Им говорили, что психолог скоро придет и оставляли одних на достаточно длительное время, например, минут на 15-20. Сплошная провокация. Скрытая камера снимала реакцию мамы и ребенка на эту ситуацию. После чего приходил психолог и делал замер творческих способностей ребенка. Исследовалась связь между поведением мамы и творческими способностями ребенка. Было выявлено 4 типа поведения мам: (1) Мамы говорили ребенку: "Ой, смотри сколько всего интересного!" - и начинали "строить" ребенка, чтобы он чем-то занимался: "Посмотри сюда, посмотри туда"; (2) Мамы увлеченно бросались исследовать все вокруг, трогали, изучали, смотрели. Как правило их дети тоже находили себе занятие (в комнате было, чем заняться), мамы их при этом не останавливали; (3) Мамы садились и утыкались в книжку или в телефон. Прямого интереса к окружающему не проявляли, но и детей не останавливали; (4) Мамы сами не трогали и не изучали окружающее и детям не разрешали: "Не трогай, чужое". Психологи предположили, что поведение мам в этой провокационной ситуации могло быть для них типичным. Как вы думаете, у каких мам дети показали более высокие творческие способности?

Вы наверное уже догадались, что вопрос содержал подвох и это были НЕ мамы первого типа? Именно вторая и третья реакция мам оказалась связана с высоким творческим потенциалом детей. Да, важно показать пример (окружающее изучать интересно и можно). Но также важно хотя бы не одергивать ребенка, когда он проявляет интерес к окружающему миру самостоятельно. Творческий потенциал детей у мам первого и четвертого типа оказался снижен. То есть вредно как одергивать ребенка, так и чрезмерно организовывать его. Для творчества вредно, конечно же, не для здоровья селезенки. А мы здесь говорим о творчестве. Так вот. Мы наблюдали реакцию первого типа у мам с маленькими детьми, водящими их по развивашкам и рисующими с ними. "Давай, малыш, рисуй! Солнышко наверху, оно желтенькое, не бывает оно голубым! А травка зеленая, куда ты тянешь фиолетовый! Ну ты чего, на небе двух солнц не бывает!" (И так далее, до бесконечности). Буквально недавно услышала реплику своей подруги, талантливого иллюстратора после того, как она закончила одну из своих картинок (я привожу ее ниже и считаю совершенно замечательной): "Борюсь с навязанными с детства стереотипами типа «солнце желтое, трава зелёная». Не представляешь, как сложно это даётся. Результат мне нравится. Но чтобы сесть и сделать его, я неделю кругами ходила."

Итак, вы поняли к чему я клоню? Самое отвратное, с чем может столкнуться малыш в рисовании (кроме того, что его за рисунки бьют по рукам, конечно), это навязчивый взрослый, который знает как правильно и навязывает шаблон. И, когда такая мама садится рисовать с малышом, она часто рисует за малыша. На то она и мама. И это не плохо само по себе, малыш в этом возрасте обожает все делать с мамой. Но нужно найти тонкую грань. Чтобы рисовать вместе с малышом, но не давить на него в том, что правильно, а что не правильно, что бывает, а что не бывает. И если уж у мамы есть свой собственный импульс на рисование, то ценно направить этот импульс на то, чтобы она рисовала параллельно с малышом. Что-то свое собственное. А если она мастерит или рисует что-то с малышом вместе в четыре руки, чтобы не давила нормативно.  Это сложно. Потому что малыш в рисунок мамы лезет, потому что маме нужно дольше времени, чтобы нарисовать что-то взрослое, потому что у них разные ритмы и разная степень проработки, потому что цели у них, в конце концов, разные. Малыш хочет "порисовать", а мама хочет "нарисовать красиво". Можно к этому стремиться, адаптировать, так сказать, сюжеты и жанры. И совместное рисование все-таки получится. Оптимальный режим - параллельный. Эти картинки я рисовала на детских занятиях с Никитой, пока малыш был занят сам собой.

Не ждем от малышей результат

Это - один из моих любимых рисунков сынишки, который он нарисовал в возрасте около 3 лет. Назывался он сложно: "Гора с горной рекой, в которой не плавают рыбы". Почему не плавают? Хотелось бы знать. С таким же успехом могли бы и плавать. Это мог быть и бы быть корабль в море или пожар в лесу. Вы поняли мысль?

У малыша должно быть время и место рисовать то, что он хочет и так, как он может. Без критики и давления. Потому что он, слава Богу, еще не знает, что о такой живописи думают взрослые и не ограничен в своих оценках и это очень поощряет его труды.  

Тема рисования у малышей 2-4 лет подвижна

Не надо ждать от малышей следования теме. Они рисуют (как и мыслят) ассоциативно. Если вы положите на стол клубнику и предложите ее нарисовать, то малыш может быть начнет с этой клубники. Потом он нарисует, или попросит вас нарисовать магазин, где эту клубнику продают, бабушку, которая за ней идет, машину, которая мимо магазина проезжает и так далее. Вот такой натюрморт.  

Может быть, на конечной картинке клубники будет уже не разглядеть. Зато малыш расскажет целую историю (если, конечно, он уже умеет говорить). Потому что если не умеет, то вряд ли вы эту историю распознаете. Но для него она будет. Все это превращает рисование в игру. Ребенок играет, рисуя или рисует, играя, если хотите.

Нет ограничений - нет огорчения!

Некоторые дети особенно мнительны. Их легко осечь. Достаточно сказать, что так не бывает, что он не правильно делает, что получилось не похоже. Для некоторых эти ограничения действуют всю жизнь: они так и не начинают пробовать рисовать, а по сути - постепенно перестают пробовать новое. Если же от ребенка не ждут чего-то определенного, есть шанс, что он и не огорчится. Конечно, он может поставить себе задачу сам и счесть, что она не достигнута. Но, как правило, такие опыты не особо травматичны, и, даже если вызвали поток слез, существенных фиксаций по жизни они не вызывают. В отличие от оценок, данных близкими людьми.

Если нужен результат у малышей 2-4 лет:

Коллаж из выкрасок

Что же делать, если результат все-таки нужен? Нужна, например, работа, которую можно подарить на праздник бабушке? Здесь помогают специально организованные техники. Важно, что они не должны заместить собой спонтанное рисование. Их место вспомогательное, они живут рядом и используются время от времени. Одна из наиболее эффектных техник - коллаж из выкрасок.

Сначала делаются выкраски на отдельных листах бумаги, они могут быть гуашные, акварельные и даже сделанные мелками. Ребенок может справиться с этой задачей сам, эскпериментируя со смешением красок. На следующем этапе, мама помогает ему вырезать из этих выкрасок элементы, из которых уже делается коллаж или аппликация по заданной форме. Обычно такие работы получаются очень эффектными. Для финальной фазы как правило используется цветная бумага. Чтобы склеить части работы используется клей-карандаш или другой удобный ребенку клей. Клеить он может сам или при помощи мамы.  

Скрытый рисунок

Это еще одна техника, которая позволяет получить результат даже с самими маленькими детьми, при этом превращает рисование в игру. Учитель рисования или мама наносит на бумагу почти незаметный рисунок. Это можно сделать клеем ПВА (клей нужно будет хорошо просушить), кусочком свечи или белой масляной пастелью (рисовать дальше можно сразу). После чего ребенку предлагаются акварельные краски. Акварель не закрашивает клей или пастель и рисунок проступит при заполнении листа красками.

Ребенок может не знать, что там нарисовано и рисунок станет для него сюрпризом.  Либо, наоборот, ему может быть предложена тема, например, "Рисуем гранат" и его задачей будет заполнить едва заметные контуры. Маленький ребенок в любом случае отойдет от натуралистичных цветов и форм и результат может получиться весьма живописным.

Этот гранат нарисовал Никитка в 3 года, он был предупрежден об объекте и перед ним лежали настоящие гранаты. Тем не менее, он заполнил гранат неожиданным голубым цветом. Фон тоже раскрасил своеобразно и это не было похоже на натуру. Тем не менее, результат нам понравится, он висит в рамочке - украшает нашу спальню.

Эффект витража. Клей ПВА на цветной бумаге

Никитка в возрасте 3 лет просто обожал самолеты. Дома их набралась целая коллекция и при каждом удобном случае он просил ему самолет нарисовать. Каждый раз такое рисование превращалось в целую историю. Однажды наша учительница рисования - Аня Дайнеко - приготовила ему сюрприз: заранее нанесла контур самолета клеем ПВА на цветную бумагу. Такую подготовку надо делать накануне, потому что клей ПВА, в отличие от масляной пастели или свечи сохнет долго. Но результат того стоит: клей более объемный, очень четко разделяет контуры и позволяет получить заметный эффект даже на цветной бумаге, в данном случае - на черной. Самолет получился улетный, роль малыша была в оживлении и раскрашивании. И даже то, что малышу не хватило терпения раскрасить рисунок до конца, не сделало его менее живописным.  

Раскрашивание заготовок

Еще один гарантированный способ получить результат даже у маленького ребенка - дать ему краски и заготовку (например, из картона). Даже в этом случае малыши умудряются сделать что-то неожиданное в вдохнуть в заготовку жизнь. Маме останется внести маленькие штрихи в конце. Для кошечки  - дорисовать мордочку, обозначить форму шерсти. Выбранные ребенком цвета для раскрашивания делают готовый рисунок самобытным, такие цвета для кошки никогда, конечно, не выберет взрослый. Впрочем, если вы хотите получить кошку без зеленых пятен, просто дайте ребенку тот набор красок, который считаете для этого задания корректным.  

Рисование на заготовках хорошо еще тем, что оно позволяет получить на выходе маленькую игрушку. В таких кошек можно поиграть и дети обычно с удовольствием это делают. Ну и, конечно, такую игрушку тоже можно повесить на елку или подарить бабушке.

Продолжительность рисования у малышей

В норме малыши рисуют не долго, 15 минут - это для них целая жизнь и это время они обычно могут держать внимание. Как же быть, если занятие мама+малыш должно длиться дольше? Ведь маме, чтобы сделать что-то интересное параллельно, 15 минут явно мало, ей нужен ну хотя бы час-полтора. Все очень просто. Если малыши и мамы рисуют за общим столом, то малыши, нарисовавшись за 15-20 минут, отлынивают поиграть и это хорошо, если у них есть такая возможность, то есть ничего страшного, если в помещении для рисования есть игровая зона. Мамы продолжают заниматься рисованием и малыши минут через 15-20 (наигравшись) вернутся за стол и порисуют опять. Таким образом будет сделана какая-то работа и все успеют нарисоваться. Бывают правда и другие случаи. На картинке снизу запечатлен момент, когда Никитка в 3,5 года прорисовал целый день. Это было часов шесть практически подряд, конечно, с подходами и отходами. Дело было на даче. Он рисовал - бегал - гулял - опять возвращался и рисовал что-то следующее, сделав за этот день 5 или 6 работ. Что называется, чего-то накатило. Похоже, у малышей тоже бывает Вдохновение. В общем, такие сессии мы тоже считаем полезными, потому что они развивают технику и фокусируют внимание.

Рисование у дошкольников 5-6 лет

У дошкольников больше навыков. Как правило, они уже уверенно держат карандаш и даже кисть. Они могут хорошо вырезать ножницами. Им нужно меньше объяснять и за ними нужно меньше следить. Дошкольникам уже мало процесса, как правило они стремятся получить интересный результат своих трудов.

Коллажи из выкрасок. Коллажи из того, что под рукой

В дошкольном возрасте происходит расцвет коллажей. Коллаж может быть подготовлен самостоятельно и сделан из кусочков своих же выкрасок или своих более маленьких рисунков. Может включать вырезки из журналов, бумагу, вату, салфетки, элементы, сделанные из бумаги в жанре бумагопластики, мишуру, фольгу, обертки, наклейки, этикетки. Работа может быть смодерирована взрослым (кошка ниже была сделана на одном из занятий у Маргариты Бакурской), а может быть совершенно спонтанной. Важным условием удовольствия от процесса является то, что необходимый материал и средства должны быть в зоне видимости, в доступе, буквально под рукою (ножницы, клей-карандаш или клеевой пистолет для работ из картона).

Дети могут взять готовую наклейку, наклеить ее на бумагу и дорисовать для нее целую историю. Прецеденты смодерированных работ на занятиях вместе со взрослыми запускают череду повторений и вариаций. Результаты могут оказаться не такими яркими, но зачастую не менее креативными. И, конечно же, очень игровыми.

Дорисовать объект и вклеить

Еще одно новшество, доступное дошколятам - комбинирование рисунков. Поскольку им важен результат, они задумываются над тем как исправить или изменить готовый рисунок. И иногда оказывается возможным дорисовать объект и вклеить, изменив тем самым что-то уже готовое.

Детальная работа с готовыми формами

Дошколята, как и малыши, любят раскрашивать готовые формы. Но старательность, концентрация, а следовательно, и детализация такой работы у них совершенно другая. Они способны тщательно прорисовывать мелкие элементы и узоры, их работы становятся значительно более тщательными, чем у малышей, здесь есть что рассматривать. Этот портрет малыша в полный рост в натуральную величину был продуктом совместного творчества. Заготовку получили, положив малыша на лист плотной бумаги и обведя его по контуру. Тело раскрашивал  Никита (3,5 лет), майку - я (мама), лицо - художник вместе с мамой, а шляпу отдельно разработала и предложила - Забава (школьница). Удивительным было уже то, что вся команда работала дружно почти полтора часа над этим проектом. Никита находится на рубеже малышкового возраста, по усидчивости и готовности работать с деталями уже может сравниться с дошколятами.

Рисуем компанией

В отличие от малышей, которые мотивированы как можно больше времени проводить с мамой, подросшим детям становятся все более значимы и интересны сверстники. Им очень интересно рисовать в небольшой группе. Сверстники становятся очень значимыми.

Обучение рисованию младших школьников

Из домашних условий и условий студии рисование переходит в школьный класс и, при плохом раскладе, может потерять всю свою притягательность. Младший школьник может заниматься несколько часов в день, он много времени проводит за партой, к нему предъявляется много новых требований. Тем не менее, дети остаются детьми. А обилие более строгих предметов в течение учебного дня только усиливает актуальность рисования как предмета менее структурированного. Здесь есть чему научить, но и более ценным является сохранение в учебном процессе творческой отдушины и стимулирование спонтанной активности ребенка. Мы в своем автономном классе постарались сохранить те ценные приемы недерективного управления процессом, которые хорошо развивают детское творчество, при этом обеспечивают освоение рисование как предмета.

Знакомство с фактурами и материалами

Особенность школьного класса в том, что дети в него приходят разные. Кто-то уже очень хорошо рисует и много этим занимался в дошкольном возрасте, кто-то даже не умеет держать кисточку (рисовал мелками или карандашами, а с красками не сталкивался). Поэтому одна из интересных задач учителя на первом этапе - ненавязчиво "подправить" отстающих и дать новый опыт знакомства с новыми материалами для тех, кто уже "продвинут". Например, понять, что бумага бывает не только в альбоме, что она бывает разных форматов, матовая и глянцевая, тонкая, цветная или картон, что на всем этом можно рисовать, но разные краски будут на разной бумаге работать по разному.

В конце концов, если лист акварельной бумаги закрепить на мольберте вертикально, то появляется много приемов, связанных с тем, что мокрая краска будет натекать вниз, а если на столе - то краска ведет себя иначе. Конечно, бесполезно все это просто рассказывать, многие из этих вещей вообще не нужно рассказывать, нужно создавать опыт и обращать внимание на то, что получилось, а что не получилось. Ну и подсказывать как задействовать особенности каждой ситуации в свою пользу. Это увлекательная работа многих занятий, по сути формат "попробовать разное" продолжается целый учебный год, а иногда и не один.  

Подача материала: таблицы

Школьное рисование предполагает программу. В случае автономного класса,  программа, естественно, формируется учителем. Класс небольшой, здесь учитель относительно свободен. Тем не менее, такая программа у учителя всегда есть, она определяет логику его движения от темы к темы в течение года. В нашем случае это были занятия на технику мазка, занятия на смешение цветов, исследование сочетаний цветов (холодные, теплые цветовые палитры), занятия на заливки, компоновку объектов и многое другое. Некоторые примеры мы приводим ниже. Примерно половина занятий вообще была не рисованием в узком смысле слова, а скорее крафт-дизайном или бумагопластикой (то, что раньше называлось "делать поделки", хотя не все учителя любят это слово, нивелирующее художественный эффект детских произведений), по сути это тоже экспериментирование с фактурами и материалами, но уже в объеме и в сочетании различных материалов в коллаже. Тем не менее, специально "рисовальная" программа была и она была основной, определяя освоение учебного материала в рамках учебного года. Наш учитель рисования для подачи нового материала использовала таблицы. Это позволяло детям отработать задание на части листа, потом отработать новые навыки в конкретном рисунке. Такие таблицы учитель готовила ко всем ключевым урокам. Вот пример ученической работы (2 класс), которая выполнена в таблице. Темой работы были цветовые нюансы, учитель показывал, что можно сделать с краской, добавляя в нее белый. Нужно было потренироваться в смешивании красок, потом нарисовать лист, используя этот прием.

Свободная атмосфера

Говорят, что ребенок как батарейка. Движение его заряжает, а вынужденная неподвижность - разряжает. Чтобы ребенок мог просидеть определенное время за партой, его нужно как следует зарядить движением на перемене. Спорный момент? Вовсе нет. Он известен любому педагогу, просто современной школе удобно его игнорировать. В любом случае в школе, даже в автономном классе, сидение за партой ребенок получает сполна и избыточно. Многие учителя на творческих предметах предпочли бы разрешить более свободное перемещение детей по классу. И это касается рисования. Если смотреть наш фильм, то бросается в глаза, что дети свободно ходят, разглядывают работы друг друга, подходят к учителю, берут себе краски или меняют воду. От урока к уроку их парты стоят по разному, то рядами, то сдвинуты несколькими малыми группами так, чтобы дети образовали несколько рабочих пространств, так или иначе сгруппированы, иногда они даже рисуют, сидя на полу.

Переодически во время объяснения материала учитель оказывается в гуще событий, облеплен детьми со всех сторон. Это, конечно, трудно себе вообразить в классе из 35 человек. Но в автономном классе, в котором детей всего 14-15 детей, это происходит легко и органично. Почему эта свободная атмосфера, свойственная в большей степени художественным училищам и хорошим художественным школам, оказалась так близка учителю и продуктивна?  

Переопыление темами и опытом

Из работы в работу кочуют приемы и объекты. Дети с удовольствием глазеют на то, как рисует кто-то другой и потом пытаются нарисовать что-то похожее. Важна оценка других детей, хотя она не имеет такого нормативного давления как у взрослых.  Мы не раз наблюдали как появившись у одного ребенка какой-нибудь образ (например, машинка или радуга) затем охватывала пол класса. Но и интересные художественные приемы также кочевали от ученика к ученику, а не только приходили от учителя.

Конечно, можно наблюдать, как некоторые шаблонизированные темы выполняют функцию своего рода "паразитов", перегружая весь класс. Например, мальчик рисует стереотипные машинки (и только их) и они начинают кочевать от работы к работе. Можно сказать, что при строгом учителе это было бы невозможным. Но можно сказать, что навязчивая тема таким образом легче отреагируется. Получив отражение своей мысли в рисунках товарищей, человек может отпустить ее наконец и качать рисовать что-то новое. Плодотворная часть переопыления намного значительнее. Рисование действительно расширяется и для группы в целом становится богаче. Те же дети, которые любят и умеют рисовать, ничего не теряют, они просто задают направления для других и выступают солистами, ну или продолжают свой тихий одинокий поиск, если они не склонны к общению. Другие все равно заглядывают в их работы и что-то из них берут.

Способность воплотить образ

Это сложная история, которая связана с конфликтом между задумкой и реализацией. Видением и умением это видение воплотить. Как ни странно, конфликт между тем, что нарисовать хочется и тем, что получается, есть уже у очень маленьких детей (не только у взрослых). По идее суть хорошего урока рисования в том, чтобы не возводить между этим "можется" и "хочется" неодолимую стену, а, наоборот, сделать эту стену ниже и прозрачнее. Убрать страх ("у меня все равно не получится") и создать условия, когда "глаза не боятся, а руки делают", когда рука пробует, пробует, пробует и наконец находит то, чем ребенок оказывается доволен. Эта история про воплощение задуманного очень крута и в школе на творческих предметах представлена наиболее явно. Хотеться может петь, моделировать, строить, шить, готовить ну и так далее до бесконечности (везде где есть дистанция между замыслом и воплощением). Рисование дает такой опыт.

Работа ученика 2 класса на свободную тему (пейзаж).

Но, чтобы этот опыт состоялся, это должен на каком-то этапе быть именно свой (не заданный из вне) образ. Ну или образ, который воспринимается как свой. По нашему мнению, способность работать с таким образом как раз и развивается лучше в свободных условиях.

Фаза "вызревания" в творчестве

Есть дети, способные рисовать весь урок "от и до", еще на перемене остаться и доделать недоделанное. Но это не очень типично. Многим нужна раскачка. Дети ходят, бродят, смотрят в потолок или ковыряются в носу, в общем как говорится "тупят" вместо того, чтобы приступить к заданию. Некоторые делают это долго. Отдельные индивидуумы в свободных условиях могут "протупить" сорок минут из часа. Потом сесть и все быстренько нарисовать. Считать ли такое поведение нормальным? С точки зрения творческого процесса, как ни странно, абсолютно да. Конечно, профессиональный художник способен трудиться от забора и до обеда, решая ту задачу, которая перед ним сегодня поставлена. Но и это видимость. За такой выученной дисциплиной лежат профессиональные наработки, вызревание у такого художника происходит в свободное от работы время, ведь он как правило заранее знает свою задачу. Он думает о ней за обедом, по дороге, даже во сне, рисует наброски, а потом приходит в студию или на плэнер и отрабатывает намеченное. Или, напротив, пускается во все тяжкие в поисках вдохновения, ища измененных состояний сознания и неземного опыта. История знает и такие, и такие примеры, индивидуальные различия в творчестве очень велики. Но латентная фаза в неизбежна, хотя редко видна взгляду из вне. Наш младший школьник тоже перед вызовом. Но не думал о задаче рисования за завтраком, он не думал о ней на перемене, у него не было многих лет подготовки. Ему только только поставили задачу, он вообще о ней заранее не знал. Далеко не все могут по свистку приступить к ее решению, даже если она корректно поставлена. Иногда человек неприкаянно слоняется по классу. Разглядывает работы других и хорошо, если рядом при этом кто-то рисует без страха и упрека.

Плохо, если рядом есть отвлекающие стимулы, сливающие энергию (если кто-то входит или выходит из класса, включает телефон или мультики). Энергию надо накопить. В виде того, что зреет и должно быть выплеснуто. Развлекать отвлекающихся в этот момент - медвежья услуга. Но и строить их рядами (как ни странно) услуга медвежья, потому что она не дает ничему собственному созреть. Нужно чтобы в ребенке проснулся его собственный голос (все рисуют, а я же что) и появилась жажда его воплотить. Бывает это процесс не одного урока, иногда даже не нескольких недель. Но рано или поздно рисование захватывает всех. Даже самых "отставших" или "затюканых", простите за жаргонизмы.

Пример методики. Гуашь. Техника мазка

Вот пример задания на технику мазка, это задание самых первых уроков первого класса. Чтобы облегчить работу с формой, учитель предложил детям деревья сделать с помощью аппликации (контуры деревьев заранее вырезаны). Тем не менее, с помощью предложенного учителем приема можно было получить эффектную и декоративную работу.

Пример методики. Заливки. Смешение цветов

Качественную заливку фона сложно выполнить не только ребенку, но и взрослому. Поэтому теме заливок посвящено много уроков, разнообразных по содержанию. Естественно, что ребенок не стал бы тридцать раз подряд отрисовывать один и тот же сюжет, чтобы отработать заливку на небе. Вот учитель и изобретает разные сюжеты и разные эффектные композиционные решения, чтобы ребенку было не скучно потренироваться в смешении красок (в данном случае на фоне неба), при этом работают и базовые темы с отработкой мазка. Композиционное решение при этом, естественно, задано учителем (непропорционально большое солнце, как будто снятое длиннофокусной оптикой, силуэтное изображение фрагмента дерева), оно позволяет получить эффектную работу имеющимися средствами. Это решение слишком сложное для спонтанного детского рисунка, оно действительно имитирует узкий угол зрения, при котором солнце будет выглядеть очень большим. Тем не менее, дети с удовольствием повторяют такие сюжеты (и результаты у них очень разнообразны), попутно отрабатывая необходимый учителю навык.

Это же задание может служить и для других попутных целей. Здесь можно говорить о композиции, масштабах, пропорциях, о соотношении теплых и холодных цветов и их роли. Несмотря на явно ученический стиль исполнения получившаяся картинка достаточно эффектна, чтобы оформить ее и использовать ее в качестве декора.  Здесь вариация той же темы и того же сюжета. Заливка на фоне, силуэтный плоский передний план. Силуэтные пейзажи позволяют до поры до времени избегать вопросов перспективы, без которых сложно получить достоверность, но которые  преждевременны для младшего школьника. Зато рука тренируется в заливках и технике мазка.  

Пример методики. Цветная бумага. Смешанная техника

И вот опять возвращение к коллажу на новом уровне. Здесь использована заготовка кремля, которую ребенок раскрашивает сам, фломастерами или красками - это уже как захочет. Кроме того, есть черная бумага и гуашь. Ребенок "собирает" праздничный рисунок их этих элементов, прорабатывая детали.  

Техника набросков. Выездные уроки в зоопарке

В Геленджике, где мы сейчас живем, длинный теплый сезон. Апрель, май, сентябрь и октябрь очень располагают к прогулкам, причем прогулкам продуктивным. Это касается и ИЗО. В художественных школах принято рисовать не только в студии, но и на пленэре. Для автономного класса, в котором 10-15 человек, это задача вполне посильная. Мы задумались над темами и техникой таких уроков, поскольку тема должна быть захватывающей, а техника - очень простой, чтобы формат группового урока был не слишком обременительным. Мы выбрали наброски. Наброски не требуют большого времени, они динамичны, они позволяют ученику сильно варьировать тщательность проработки рисунка в зависимости от своего настроения, подготовленности и мотивации. Они живые и вместе с тем замечательно повседневные, они создают прецедент интеграции рисования в каждодневный опыт жизни и дают для этого технику. Для посещения мы выбрали контактный зоопарк с небольшими животными и птицами, к которым дети имели непосредственный доступ. Позднее, мы с огромным интересом также рисовали в террариуме, где много довольно статичных животных (змеи, черепахи, насекомые, крокодилы, ящерицы), которых удобно и просто рисовать начинающим.    

Будь моя воля, я бы рисовала в зоопарке раз в неделю. Но детям нужна обратная связь и точка, в которой черновые наброски доводятся до некоторого осмысленного результата, чтобы у них был прогресс и развитие. Поэтому после первого пробного урока в конце первого класса, в начале второго мы уже запланировали модульную тему: пара уроков с набросками в зоопарках, после которых перевод набросков в более результативную обобщающую работу в рамках класса.

Выездное рисование в музее (Батарея капитана Зубкова)

Я, как фотограф, привыкла путешествовать и исследовать мир с камерой. Мне кажется, это не мешает, а помогает освоению действительности, потому что дает возможность эмоционально прожить опыт, выразить его во встречном активном собственном действии, а не просто усвоить в качестве информации о цифрах, именах, датах. На 9 мая в конце первого класса мы отвезли детей на замечательный памятник ВОВ, находящийся между Геленджиком и Новороссийском - Батарею капитана Зубкова. Это впечатляющая система сооружений и там проводится очень интересная экскурсия, но мы посчитали, что для наших ребят 6-8 лет (да еще с малышами за компанию) военный музей - большая эмоциональная нагрузка.

Даже адаптированный для детей рассказ экскурсовода суров и полон драматичных деталей. Объект большой, музей занимает склон горы и в майские дни на горе довольно жарко. После осмотра орудий и сооружений, почти полуторачасовой экскурсии (на этот поход мы заложили целый учебный день) и небольшого перекуса на природе, мы предложили детям взять блокноты и карандаши, удобно устроиться в тени и порисовать что-то из увиденного (ну или походить порисовать с натуры). Просто провести еще полчаса-час на месте, а не разъезжаться сразу по домам.   Практически все дети в классе подхватили идею. Но вот что удивительно, несмотря на близость интересных (особенно для мальчишек) объектов - пушек, остатков самолетов, орудий и бункеров, практически все - и девочки и мальчики - предпочли в этот момент рисовать что-то из природы. Мы не ограничивали темы - рисуйте что хочется. Музей находится мысе Пенай, с которого открывается великолепный вид на Цемесскую бухту и мыс, за которым скрывается Кабардинка. Дети рисовали цветы, пейзажи, корабли в море. Они надолго запомнили поход в музей, даже самые маленькие. Но отреагированием темы войны был для них мир.

Выездной урок в парке

Обязательно ли, чтобы рисовать, выезжать на какую-то достопримечательность? Вовсе нет. Для набросков годится любой живописный объект, будь это город или парк. Мы выбираем парки просто потому, что здесь проще смотреть за подвижными и живыми детьми, привыкшими к свободе, в городе же (где много машин), но в нашем городе тоже есть подходящие места, вроде портовых зон с корабликами или набережных. С точки зрения интересности рисования это может быть что угодно - музеи, вокзалы, просто улицы, поскольку эскизы и наброски уместны и интересны почти везде. Поэтому мы руководствуемся исключительно удобной логистикой (куда проще дойти или доехать с классом), комфортом и безопасностью (уличного движения). В этом смысле соседний парк подходит замечательно. Но сфокусировать детей на рисовании - это отдельная задача и она решается многими средствами, от примера педагога, до выбора удобных средств рисования и, в конечном счете, еще и привычностью. Если такие уроки на пленэре более менее регулярны, то дети к ним приучаются. Если их результаты потом отрабатываются в классе и "внедряются" в другие опыты рисования, то они очень даже осмысленны.    

Блокноты для набросков

Мы пробовали разные средства. Проще всего было взять планшеты с прищепками и пачку белой бумаги, чтобы дети могли рисовать на весу, стоя или сидя. Но это требовало от учителя привозить или приносить пачку планшетов, то есть было довольно громоздко. Поэтому мы подарили детям перед летом по блокноту для набросков, специально выбрав качественные блокнотики с твердым основанием, рисовать в которых можно прямо держа его в руках, без отдельной подложки. Формат таких блокнотиков небольшой - его легче носить ребенку. Ну и результаты остаются, а не теряются.

Личный пример учителя как стимул для творчества

Наверное самые сильный опыт рисования с детьми у нас связан с тем, что мы впустили в свою жизнь труд художника (не самый простой в современном мире) в разных его воплощениях. Когда художник работает где-то там, например, он нарисовал книжку, а мы читаем эту книжку и видим его иллюстрации, это, конечно, классно (все любят книжки с картинками). Но совсем другой опыт - когда картинки (для книжек, на стенах, на холстах или досках для серфинга) создаются прямо при тебе в реальной жизни близким и знакомым человеком.  

Производные специальности, такие как архитектура или дизайн, используются каждый день, их плоды окружают нас. Но, как правило, детей учат рисовать отдельно от всего этого. Просто одно с другим не соотносится. И то, что можно самим украсить свой дом, придумать себе свой собственный спортивный комплекс  (что требует уж если не рисунка, то моделирования), написать про свою собственную семью книжку с картинками или самостоятельно разработать для своей комнаты дизайн (это задача, посильная подростку) - не всем приходит в голову. Поэтому классно, когда рисованию учит практикующий художник (дизайнер, архитектор), для которого преподавание - небольшая часть его работы, а рисунок или его производные - основополагающая. Я многого хочу? И да, и нет. Потому что среди художников есть мамы и папы и им интересно бывает вырастить своих собственных детей самим. А мы можем составить им на этом пути компанию.  

Ссылки:

  1. Рассказываем и показываем как рисовать на стенах. Индивидуальные проекты. Обучение детей и взрослых
  2. Организация автономного 1 класса по методике Жохова: как мы сделали свою школу. Первый опыт.
  3. Баня в беременность и с маленьким ребенком: как мы ходим в баню со своими детьми.
  4. Обучение спортивному плаванию взрослых и детей в семейном формате. Документальный фильм.
  5. Размышление о занятиях ребенка 5-6 лет: как их выбирать и получать максимум удовольствия, развивая детей.