Многие родители не знают как подступиться к настольным играм. Откроем страшный секрет. Многим родителям не интересно заниматься со своими детьми какими-то произвольными активностями, например учить их читать, считать, решать задачки в тетрадках и подобное (ну а время проводить вместе хочется). Если говорить точнее, они просто не всегда видят те формы занятий, которые могут быть одинаково интересны обеим сторонам.  Мы много об этом писали раньше, сейчас хотим рассказать о вдохновляющем опыте этого года, связанном с приходом в нашу семью настольных игр. На этом этапе нашим детям было 4 и 8 лет, сейчас им 5 и 9 лет соответственно.

С чего все началось

Со старшей дочерью с настолками у нас не заладилось. Загвоздка была в том, что как в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" нам хотелось сделать монтаж. Пропустить скучный этап, когда долго и муторно играешь с ребенком "в одни ворота": объясняешь правила, терпишь, что ребенок играет не по ним, подсказываешь, играешь в то, что тебе потенциально не интересно (олицетворение этого кошмара - игры типа "Мемо"). Ну, вы поняли, для некоторых из нас, это настоящая тоска... Есть родители (и мы в их числе), которые просто не могут ходить по кругу и выносить повтор одной и той же книжки пару сотен раз. Но почти каждому ребенку на определенном этапе это требуется. Когда мы пытались со старшей дочкой сыграть в настолку, это было либо что-то простое, либо что-то, где нужно подыграть, либо она проигрывала и расстраивалась, после чего игра убиралась на полку "до лучших времен". Так, с накопленной стопкой игр на полке, мы и подошли к стартовому состоянию ровно год назад. Феерии относительно настолок никакой не было. Тут бы мы и расслабились в их сторону, но осенью 2022 случился очередной политико-экономический коллапс в нашей стране и у нас возникла в работе пауза около месяца, которую мы решили с пользой употребить. И тут все началось.

Ревизия того, что есть на наших полках

Мы собрались с подругами. Нас было три семьи с детьми разного возраста. И хотя у каждой из нас был относительно небольшой запас настольных игр, вместе их получилось около 80-ти. За месяц мы последовательно пересмотрели и переиграли в них во все, это послужило основой для серии наших статей со списками игр. Но главным результатом стало другое: каждый из нас разобрался с тем, что ему на самом деле нравится, что не нравится. Это коснулось и взрослых, и детей. Мы поняли:

  • Диапазон того, что в принципе игры могут дать.  
  • Насколько бы разными могут быть вкусы и тем не менее, что их можно совместно удовлетворить (найти общий знаменатель для компании или семьи).
  • Насколько ошибочным является заявленный на коробках возраст. Выяснилось, что некоторые дети в 4-5 лет свободно играют в игры 12-14+ и даже могут в них обыгрывать взрослых. Не понятно, как производители ставят на коробку возраст, но сейчас на многих играх он искусственно завышен. Часто игры, заявленные как 7-8+ в этом возрасте уже бесполезны и не интересны, зато прекрасно могут сработать в более раннем.
  • Насколько важно и продуктивно на определенных этапах уходить от конкурентных моделей в пользу кооперативных (или хотя бы в сторону игр без прямой конкуренции, где каждый играет на своем поле). Но об этом подробнее дальше.

Как разыграть (сыграть) ребенка и родителя в настольные игры. Процесс, длиною в несколько месяцев

Именно с октября 2022 года и началась целенаправленная фаза нашей семейной "сыгровки" и заняла она примерно полгода.  Мы играли в трех разных форматах.

  • Раз в неделю 1,5-2 часа я (Лена Павлова) с сыном (Никита, 4 года) играла вместе с Юлей Скосыревой, которая создала в нашем городе свой Клуб настольных игр. Это были персональные сессии, Юля играла в основном (за редкими исключениями) только с нами. Игры мы приносили по очереди (сами покупали и она предлагала). Осваивали новые и проигрывали старые. Про этот процесс мы специально напишем ниже.
  • Еще раз в неделю 3-4 часа мы собирались компанией из 3-5 семей и играли в параллель на двух столах - детском и взрослом. Причем здесь мы как правило играли с приоритетом взрослых, разрешали входить в партию детям по принципу "играй, если справишься" (немного помогали, но за уши не притягивали). Дети играли рядом сами, в настолки, в "Лего", в прятки, в куклы - во что им заблагорассудится.
  • Сами внутри семьи мы играли в то, что прижилось и понравилось. Это, по сути, и было внедрение. Или домашнее задание. Если вам хочется, чтобы дети разыгрались в настолки и начали играть сами, то в какой-то период это надо регулярно поддерживать, пока не возникнет навык.

Что делать, если не хочется разбираться с правилами

Для многих из нас разобраться в новой настолке, все равно что прочитать инструкцию к новому электрокаблукоподшибальнику. Это что-то замороченное, чуждое, написанное в непривычной форме и на непривычном языке (чего стоят словечки типа "гекс", "игровая механика" и тому подобное). Если у вас это так - позовите кого-нибудь. Многие игры объясняются за 10-15 минут. Если вы сыграли игру с кем-то, кто хотя бы 1-2 раза в нее уже играл, вы потом легко объясните ее детям. Если вы никогда не играли со своим ребенком в настолки сложнее шашек и "Морского боя", то хорошо бы пройти этап, где кто-то за компактное время покажет вам что-нибудь. Под "показать" мы имеем в виду, конечно, не посмотреть на коробку с фишками и не перечислить их названия. Мы говорим о возможности быстро и не заморачиваясь на долгом чтении поиграть (поскольку правила задает игрок с опытом) и понять нравится ли эта настолка лично вам. Если нравится - покупайте себе (или берите у друга), смотрите видео, читайте книжку - флаг вам руки. Если не нравится, то она не утопит ваше намерение поиграть с ребенком в самом начале.  

Юлия Скосырева: наш проводник в мир настольных игр. Персональная сыгровка для родителя и ребенка

Мы именно так и сделали. Мы с 4-х летним сыном стали ходить раз в неделю играть с тем человеком, который играл именно с нами. Что это значит? У такого человека (в нашем случае, это Юля Скосырева, Геленджик) есть портфолио игр и он может начать с любого уровня сложности в зависимости от возраста и склада ума и характера тех, с кем он играет. Именно мы в течение месяца плотненько проиграли и (к моему величайшему удовлетворению) миновали определенный класс игр, не интересных мне как взрослому. Ребенку к тому времени было не полных 5 лет. Мы столкнулись с тем, что Никита легко подхватывал достаточно сложные игры, которые очень нравились мне, например, "Каркассон" (заявлен как 8+).  

  • "Каркассон" - опыт освоения вариативной стратегической игры.  лежал у нас на полке почти год и сами мы не могли в нем полноценно разобраться. Мы посмотрели видео и сыграли в базовую игру, сразу наткнулись на расстройство детей по поводу проигрыша (игра строго конкурентная) и забросили ее в семейном режиме, то есть внутри семьи у нас она не шла. Что сделала Юля? Она взяла последовательно за 4-5 сессий и проиграла вместе с нами в каждое конкретное дополнение. При этом мы играли втроем - два взрослых и ребенок. Каким то волшебным образом Юле удалось сгладить конкуренцию. Первое, мы договорились играть не ставя друг другу прямых препонов. Второе, мы не акцентировали результаты (один выиграл, у двоих других почетное второе место). Третье, мы очень хвалили ребенка, когда ему интуитивно что-то удавалось. Четвертое, мы вполне могли в присутствии ребенка потихоньку сразиться "на дуэли" сами. Точнее, мы не играли против ребенка. Ему эти сессии не просто нравились. Он чувствовал свою интересность, значимость и адекватность. Он видел результат, а иногда даже выигрывал (мы считали возможным ему аккуратно подсказывать). За этим делом ему как раз и исполнилось 5 лет.  Позднее мы купили себе еще одну большую коробку "Каркассона" с 11 дополнениями и прошли их  уже самостоятельно (взрослый и пара детей), к этой игре с удовольствием подключилась старшая дочка.
  • "Палео" - опыт долговременной кооперации. Ключевой для нас этап, поворотный и стратегически самый важный.  Это был наш первый опыт долгой, сложной и по настоящему кооперативной игры. Особенность "Палео" в том, что там каждый играет за свою общину и выжить игроки могут только единым племенем, решив общую задачу (переправиться через реку, убив мамонта, накормив всех своих людей и так далее). Механизм "помогать" в этой игре принципиальный. Игроки могут выиграть только объединившись и для этого нужно делиться ресурсами. На входе в эту игру мы имели малыша с довольно хомячьим характером. К еде, и к игрушкам, и к личным вещам он относился по принципу "все в дом". Обладая врожденным обаянием и удачливостью, он умудрялся в любой игре (да и в жизни) быстро аккумулировать ресурсы. Здесь он впервые научился их отдавать и начал делать это с охотой. Процесс зашел так далеко, что мы почувствовали его освежающее дыхание в жизни. Он стал проще отдавать то, что считал своим и стал больше ориентироваться на ценности группы. Это большая игра, мы в нее играли с Юлей и самостоятельно примерно полтора месяца. Правила в ней достаточно замороченные и разобраться в них однозначно нужно взрослому, лучше не одному и точно до того, как он сядет играть в нее с ребенком (проще всего, когда это кто-то покажет). Потом мы закупили дополнения к этой игре, прочитали аж три книжки про эпоку палеолита и жизнь людей в каменном веке ("Пещерный лев", "Борьба за огонь" и др.), но это это уже было вторичным. Процесс коопертивности в нашей семье был запущен. Именно дети с огромным удовольствием играют в эти игры, для Никиты она долгое время была самой любимой. Нам было важно, чтобы опыт кооперации был удачен и племя выигрывало, поэтому мы брали мягкий вариант правил (в книжке правил это было описано как легкий вариант игры).  
  • "Эволюция" стала для нас опытом переосмысления игровых целей. В этой игре, позиционированной как 12+ игроки создают себе животных и наделяют их свойствами. В игре есть хищники, травоядные и падальщики, а также паразиты и животные, так или иначе научившиеся защищаться. Эту игру мы выбрали и освоили сами и много (пару месяцев) играли в нее с детьми внутри семьи, в ней даже проводник не потребовался. Но, играя в нее после "Палео", мы осмыслили эту игру нестандартно. Мы попробовали уйти от жестко конкурентных схем, направленных на непрерывное уничтожение животных других игроков. Мы следовали принципу: "Живи и дай жить другому",  научились создавать у себя разнообразные популяции, мало зависящие от внешнего корма. Широко пользуясь при этом парными свойствами, такими как симбиоз и взаимодействие, а также создавая внутри своих животных пищевые цепи, мы стремились не гасить без необходимости друг друга (это важно, играя со своими детьми, да и вообще с маленькими детьми). Выигрывал тот, кому удавалось сбалансированно развиться. В продолжении "Эволюции" и нескольких ее дополнений ("Континенты", "Время летать", "Растения", "Трава и грибы") мы освоили несколько альтернативных игр на тему животных и их ареалов обитания, наиболее любимыми и яркими из них стали "Каскадия" и "Океаны".  Развивающий эффект этих игр сложно переоценить. Они формируют сложное многофакторное мышление. Помогают малышу (в нашем случае 5 лет) тренировать память и чтение. Просто рассказывают много интересного (чего стоит только дополнение "Глубины" к "Океанам"). Позволяют на практике, буквально на кончиках пальцах, постичь эффекты множества биологических механизмов (от мутаций до синергии).   Заставляют искать тонкие пути непрямой конкуренции и сотрудничества, помогают учиться договариваться. Тренируют буквально все когнитивные процессы и развивают этику. В то время, как сверстники, бедненькие, все еще играют в рекомендованное по возрасту "Мемо". Кульминацией этого опыта стала одна из партий в "Океаны", имевшая место в мае 2023 года. В этой партии 5-ти летний Никита играючи выиграл у трех четырех взрослый. Просто создав себе несколько китов и умудрившись их сохранить, в то время как взрослые "дрались", мелочно подъедая друг друга. Это было поучительно для всех сторон.

Мы не ставим здесь целью сделать полный обзор наших любимых игр, мы его делали, и не однажды, в других своих постах. Здесь мы хотели понять закономерность. За счет чего малыш 5-ти лет, умный, конечно, но вовсе не вундеркинд (высшую математику, да и арифметику начальной школы, он в свои 5 лет еще далеко не освоил) превратился в интереснейшего игрового партнера для своей довольно требовательной в интеллектуальном отношении мамы, а также для своего эмоционального и весьма эксцентричного папы (об этом еще будет ниже). Ведь в целом, во всех своих чертах, Никита абсолютно соответствует возрасту в лучших его проявлениях (игривый и любопытный). И мы отдаем предпочтение именно этим регулярным еженедельным сессиям на троих Юлей, которые стали для него, как и для нас, любимыми из многих других занятий. В силу того, что играли мы в будние дни утром, когда старшая наша дочь была в школе, она попадала на эти игры редко (только в периоды школьных каникул). Но и до нее дошел их эффект, ведь мы приносили освоенные нами игры домой и отыгрывали в семейном формате уже втроем (изредка вчетвером) с двумя детьми. Такова была судьба "Санта-Моники",  "Медвежьего парка", "Зоопарка Нью-Йорка", "Картографов", "Ticket to Ride", "Паровозов и Семафоров" и многих других.

Терпимость к проигрышу

В процессе этого года наши дети стали намного проще относиться к проигрышу, и мы видим, что этому способствовали шесть основных факторов.

1.  Активный поиск и использование нами кооперативных игр. Яркие примеры - "Палео", "Инициатива", "Симило" (Similo), "Коварный лис", "Между двух замков безумного короля Людвига" (последняя - полукооперативная). Кооперативные игры - это просто золото в воспитательном смысле. Это игры, в которых нет прямой конкуренции или она сведена к минимуму, а победить можно только объединив усилия, всем вместе. Найти такие игры трудно. Есть списки на сайтах игровых клубов, магазинов и производителей. Но списки работают слабо. Очень слабо работают и советы продавцов в магазинах, потому что у них другие ценности. По нашей оценке из 20 кооперативных игр 19 будут на постапокалиптическую, инфернальную или другую мрачно-ужасную тему, то есть они будут предлагать сражаться с монстрами. И только 1 игра из 20 кооперативных будет относительно нейтральной. Нам это не близко. Я про монстров, а не про кооперацию. Мы считаем, что договариваться и объединяться можно не только сражаясь с придуманным кем-то злом. Иногда интересно создать или построить что-то вместе. Мы ищем строительство и созидание, но оно очень часто подается авторами как конкурентное.

2.  Активный поиск и использование игр, где каждый играет на своем поле. Что-то вроде стройте, пожалуйста, в свое удовольствие, вам не мешают, а что у кого получилось, мы узнаем в конце игры. Сюда относятся "Картографы" и "Картографы. Герои", "Санта-Моника", "Каскадия", "Бумажные кварталы", "Сад Алисы", "Зоопарк Нью-Йорка" и тому подобное. Эти игры позволяют взрослому играть полноценно, думать, изощряться, пытаясь маневрировать между избыточными критериями оценки своей партии и выбором приоритетов (на чем сыграть), при этом ребенок может интуитивно сыграть неплохо, а может и замечательно. Если же различия между ребенком и взрослым огромны (критерии слишком сложны), то все, что нужно сделать взрослому, это сгладить результаты (смухлевать) на этапе подсчета очков. Когда условно определяется лидер, а остальные получают почетное второе место. Взрослые в той же партии могут друг с другом полноценно соревноваться.

3.  Достаточный опыт выигрышей и наличие "зон компетенции" для каждого. Это возможно при грамотном подборе игрового портфолио. Именно тех игр, которые вы купите себе домой. Игра находится для каждого. Но надо знать, что кому предложить (для этого и нужен знающий репертуар игр человек в вашем окружении).  Приведу несколько примеров. Наша 9-ти летняя дочь научилась играть на равных со взрослыми в "Каркассон", а в "Катан" как минимум в 50% выигрывать. Никита 5-ти лет может выиграть "Каркассон", но ни разу не выиграл в "Катан" (эта игра сложнее и требует учитывать вероятности выпадения разных значений кубиков при строительстве своих поселений, интуицией ее не проймешь). Если бы мы играли только в эту игру, он бы очень расстраивался.  Но Никита может выиграть у взрослых в "Океаны" (12+) и такие случаи не проходят без внимания, победителем он себя переодически чувствует и это для него значимо. Это его личное достижение. И не обязательно быть в играх очень компетентным. Даже очень маленький ребенок может выиграть у взрослого в игру, в которой результат зависит от случая.  Хотя постоянно играть в такие игры скучно. Понимая игровые механики человек с опытом настолок может предложить вам сбалансированный игровой набор. Когда каждый в семье будет иметь отдушину. И для ума, и для сердца, и малышу самооценку подрастить. В этой ситуации, подбирая игры, где дети могут выиграть, мы даем им опыт заслуженного успеха.  

4. Возможность отыграть жестко конкурентные сценарии в узко направленных утрированных играх, которые присутствуют, но не доминируют в игровом портфеле. Мы приходим в настольные игры из мира взрослых разборок и проблем. Некоторые люди, вроде нашего папы, думать в игре не любят. Они хотят быстрого эмоционального взаимодействия, и чтобы правила были полегче, и чтобы дым валил из ушей. Есть игры, отыгрывающие конкуренцию утрировано и по мультяшному. Детский вариант взаимной разборки - "Крагморта" (что-то вроде возможности подкидывать друг другу противные фанты и смеяться друг над другом) и "Гномы-вредители" (отыгрыш сценария, при котором одни строят, другие - пакостят). Взрослый вариант того же самого - "Бэнг",  "Кольт Экспресс", "Атлантика".  Игры с интересной игровой механикой, но бунтарские и построенные на том, чтобы навредить друг другу. В игровой форме перестрелять друг друга. Примерно как в "Мафии", но с ролями и карточками заданий. Поданная в утрированной форме, конкуренция исчерпывает себя, становится не нужно и не страшной. Этот опыт надо иметь, но не приумножать. Есть среди нас те, кому такой опыт оставляет осадок (зачем я вообще играла?).  Им важно понимать, что можно иметь интересную практику настолок совсем без этого.

5.  В целом высокая разыгранность.  Мы замечаем, что если опыт настолок редкий (раз в неделю), то проигрыш воспринимается как разочарование и даже может вызвать слезы. Если игра короткая (блиц турнир) и имеет много коротких партий, то каждый конкретный выигрыш и проигрыш перестает значить много. Человек перестает желать быть постоянным и единственным победителем, если у него есть практика играть в разное и с разными людьми регулярно. Он относится к конкретному результату проще. Это не вредно для жизни, скорее полезно. Мы корректируем максималистскую позицию "все или ничего" ("если учиться, то только на пятерки") в сторону, "повышаем частоту своих выигрышей". Для дочери 9 лет мы прошли через яркий кризис на игре "Каркассон", когда она какой-то период была близка к победе, но все-таки уступала взрослому противнику. Она плакала: "Я хочу выиграть! Я так хочу выиграть!" Мы стали разбирать партию, очень кратко комментируя, где и когда была упущена возможность набрать очки. Также мы комментировали, что если она на равных играет со взрослыми (пусть проиграет), то легко обыграет своих сверстников. Поняв узкие места игры, она стала периодически добиваться победы. Это был заслуженный результат. Позднее она увидела меня (Лена Павлова) на турнире по "Руммикубу". Я вышла в полуфинал, но проиграла в нем и совсем не расстроилась и это обратили внимание мои дети. Я знаю, что в эту игру мои результаты не блестящи, в нашей компании они всегда были третьими или вторым. Тем не менее, мы сходили вместе на турнир, и чем я действительно гордилась, так это тем, что вместе со взрослыми в отборочном туре три партии продержался Никита. Я вижу в этом полезный опыт социальных взаимодействий, намного более широкий, чем собственно опыт настольных игр.  

6.  Игры где можно заранее договориться о том, что мы не мешаем развиваться другим. Несмотря на то, что ряд игр построены в конкурентной модели, мы с детьми договариваемся иногда, что будем игнорировать ту или иную механику и не будем немотивированно вредить друг другу, мешать друг другу развиваться, не будем выносить из игры человека без причины (а это легко можно сделать с новичком). Игра - игрой, друзья и семья дороже.  Это джентльменские договоренности или "правила внутри правил". Например, мы договорились внутри "Каркассона" как использовать дракона, или договорились внутри "Эволюции", что мы деликатно едим чужих "прокаченных" животных (в которых другой игрок сильно вложился), или внутри "Картографов" договорились, что будем сами себе рисовать монстров, а не меняться для этого игровым полем с соседом.

Кто-то скажет, что игры без "острых" механизмов конкуренции становятся пресными и плоскими. Мы скорее исходили из некой внутренней справедливости (сильный игрок, понимая механику игры, может навредить соседу намного сильнее, точным действием фактически вышибить другого из конкуренции, но такой урон достанется не каждому, а только тому с кем рядом такой сосед сидит). Мы исходим из того, что плоха та игра, которая после смягчения вредоносного механизма потеряла интерес. Мы выбираем многосторонние и многофакторные игры, где можно сыграть не только на вреде, но и на кооперации, или как-то иначе. Мы сносим жестко конкурентные игры в отдельную категорию и играют в них те, кому по какой-то причине это нужно, остальным есть чем заняться на параллельном столе.  

Опыт баланса в отношениях с детьми: "Между двух замков безумного короля Людвига"

Эта игра уже вышла из продажи, но ее все еще можно найти на Авито. По игровой механике она уникальна. Она считается полукооперативной: всю игру нужно строить два замка вместе с соседом: один с соседом слева, второй с соседом справа. А в конце считаются очки за каждый замок. Выигрывает тот, у кого лучше оказался более слабый из его замков. Если играешь втроем с детьми, то один замок строишь с одним ребенком, другой - с другим, а третий строят дети сами. Игра сложная, выиграть в чистую детям у взрослых нелегко. Но она становится совершенно сногсшибательной, если двое взрослых садятся друг напротив друга, а слева и справа от каждого взрослого сидит по ребенку. Нужно, договорившись с каждым из детей, обыграть другого взрослого, который пробует сделать тоже самое. Это тонкие вещи. Иногда, строя замок с малышом, уделяешь ему больше времени, чем старшему ребенку, и это сразу появляется в результате (игра учит балансу). Иногда, напротив, кто-то из детей пытается действовать сам, что-то идет наперекосяк. Иногда кто-то из детей играет ярко и выразительно, но ребенку, как и взрослому, нужно делить внимание между двумя партнерами. Психологическая подоплека такой игры глубочайшая: тут тебе и контакт, и доверие, и баланс, и грамотность распределения усилий. И это все - часть жизни - безотносительно к игровому мифу. Недостаток у игры один, у нее громоздкий подсчет очков (нужен терпеливый взрослый с калькулятором). Но если присматриваться к тому, что происходит, и понимать, что это диагностика, но это же и лечение неэффективных семейных моделей, то этот опыт становится необыкновенно ценным. В эту игру можно играть, обращая внимание именно на контакт с детьми, а не только на комнаты замка, который строишь. И удовольствие получаешь редкое.  

Опыт конструирования игры с детьми: "Колонизаторы Катана"

Еще один характерный опыт связан с практикой игры в "Колонизаторы Катана".  Игра имеет много дополнений, мы имели дело с базовой версией и четырьмя дополнениями, считающимися основными. Не будем здесь углубляться в обзор игры, это уже делали другие. В принципе достаточно базовой версии игры и дополнения "Мореходы", чтобы игра получила высокую играбельность и вариативность (одной базовой версии для этого совершенно недостаточно). Эта игра конкурентна, поэтому мы не считаем ее основной, хотя она затягивает, и надолго. Но что понравилось именно нам. Что дети заинтересовались конструированием новых уровней и стали создавать их (и проигрывать их) поочередно друг с другом. Оба ребенка, и 5, и 9 лет делали это с огромным удовольствием. Не всегда успешно, иногда сконструированный уровень приводил кого-то из игроков к коллапсу, а кого-то к быстрому выигрышу. Но детей это, по счастью, не останавливало. Так что периодически, проснувшись в воскресение, мы находили детей вокруг настолки, которую они уже полчаса-час готовили, чтобы, проснувшись, мы могли поиграть вместе с ними.

Кто готовит и убирает игру

Меня (Лену Павлову) иногда спрашивают, в какие из настольных игр дети могут сыграть сами, в том числе сами ее разобрать, приготовить поле и сами собрать ее. Относительно обоих своих детей (5 и 9 лет) могу сказать, что из нашего игрового набора - почти в любую. Предпочитают они, конечно, сыграть с кем-то из нас, родителей. Но приготовить и собрать могут практически любое поле (за исключением, разве что "Палео", но там громоздко).

Были случаи, как, например, с тем же "Катаном", когда дети и в правилах-то разобрались сами. Мы включили им ролик с правилами и пример партии на Ютубе, они посмотрели сами, потом объяснили правила нам. Где-то пришлось посмотреть в книжку, где-то все было понятно. С очередными нюансами очередного дополнения "Каркассона" они тоже могут разобраться сами. А на счет уборки, у нас устаканилось простое правило. Если мы играем дома, то убирает игру тот, кто выиграл. Есть, конечно, нюансы. 5-ти летке намного интереснее разобрать игру, чем собрать (потому что он при этом чувствует себя "в теме"). Зато 9-ти летка убирая игру делает это системнее и аккуратнее взрослого.    

Игровой репертуар семьи

Производители делят игры по возрастам, но вы, наверное, уже поняли, что это деление не слишком продуктивно. Внутри семьи лучше иметь набор игр, разных с точки зрения жанра, тематики, игровых механизмов, сложности и продолжительности. Приведем примеры самых важных различий:

  • Содержание. Игры могут имитировать какой-то аспект действительности или деятельности: стройка, торги, управление предприятием или городом, развитие цивилизации, история или ее определенный период, биология и экосистемы, путешествия, расследования (детективы), инфраструктура, спорт, война и прочее. Игры могут также быть фантастическими (когда все-то же самое решается в рамках игрового мифа без претензии на связь с действительностью). Кроме того, они могут быть абстрактными: нарды, шашки, шахматы, "Гембло", "Руммикуб", "7RED" и подобные.
  • Механика. Игры бывают ассоциативными ("Диксит", "Имаджинариум", "Кодовые имена", "Образ мысли", "Similo" и другие); тетрисоподобными ("Картографы", "Медвежий парк", "Зоопарк Нью-Йорка" и др.), завязанными на бросок кубиков ("Колонизаторы Катана", "Эволюция" в базовой версии, "Паравозы и Семафоры", детские бродилки по игровому полю, "Коварный лис" и др.); зависящими от раздачи карт на руку игроку ("Эволюция", "Океаны", "Ticket to Ride", "Палео", "Бэнг", "Кольт-Экспресс", "Диксит", "Продано" и др.), а также игры, где человек тянет тайлы и составляет из них игровое поле ("Каскадия", "Париж" и др.). Авторы соревнуются в изобретении хитроумных, вариативных и долгоиграющих механик и их комбинировании, порой на старом механизме, выдавая нечто совершенно новое ("Между двух замков безумного короля Людвига") или пытаясь засунуть в одну игру все известные игровому миру механики ("Антлантика").      

Люди, как правило, тяготеют к определенным тематикам и механикам. Есть те, кто любит играть в экономические стратегии, военные симуляторы, транспорт, детективы и так далее. И те, кто любит играть в игры кубиками или в игры, где игровое поле заполняется по принципу тетриса. Как правило, если такому человеку нравится одна такая игра, то ему может понравится и другая в той же тематике или механике. Важно найти для своей семьи несколько тематик, перекрывающих интересы всех основных игроков, будь то футбол или космические полеты. А внутри любимой темы попробовать разные игровые механизмы. Но есть и другие факторы, определяющие, "зайдет" ли игра в семью.

  • Продолжительность. Один из ключевых параметров, определяющих будет ли игра играться часто или будет в основном стоять на полке. Для нас наглядным примером стал "Париж" - игра на управление недвижимостью, удивительно красивая и умная (это современный аналог "Монополии"), но долгая (партия длится 2-3 часа) и поэтому незаслуженно редко снимаемая с полки. Оптимальная для вашей семьи продолжительность игры определяется ритмом жизни. Если в семье есть маленький ребенок, то маловероятно, что он отпустит родителей больше, чем на час. Если в семье подросшие дети, можно смело закладываться на 1,5 часовую партию. И всегда очень удобно иметь под рукой компактную быструю игру, которая играется 15-20 минут, и за которой можно, например, скоротать ожидание еды в кафе.
  • Подготовка к игре.  Есть игры, которые может и не длинные сами по себе, но требуют длительной кропотливой подготовки. Иногда собрать поле для такой игры занимает почти столько же времени, как сыграть в нее, особенно после большого перерыва ("Андор", "Палео", "Катан", если он играется с дополнениями). Убрать такую игру - целое приключение. Проводник (игровой мастер) в такой игре тоже незаменим, особенно, если в семье есть нетерпеливые дети, которые просто завянут на этапе подготовки.  
  • Степень интеллектуальной нагрузки. Очень многие взрослые всячески избегают в играх интеллектуального напряжения. Для них играть, это без малого "палить друг в друга". Есть те, кто с удовольствием загрузится логической задачкой абстракта (например, посидит за партией шахмат, "Словодела" или "Руммикуба"), но ни за что не станет заморачиваться чужим предметным содержанием (например, строить какой-то город на Марсе). И есть те, кто, напротив, удовольствие получает в том случае, если мозги кипят на всю катушку и требуется маневрировать между 10-ью разными критериями победы в условном игровом мире. Важно отметить, что многие избегают не сложной игры как таковой, а громоздкого изучения ее правил. И с удовольствием сыграли бы в новую игру с проводником, если бы он смог в тренировочной партии на пальцах объяснить что здесь происходит.
  • Фактор случайности. Люди в разной степени терпимы к тому, что исход игры зависит от случайных факторов, вроде броска кубика. Случайность прекрасна, если позволяет время от времени ребенку выигрывать у взрослых. И случайность прекрасна, если компенсируется игровыми стратегиями (то есть если случайность уравновешивается за счет других игровых действий). Тем не менее, есть люди, которых случайность демотивирует и утомляет. При длительном невезении они будут выражать протесты. Проводник, понимая особенность характера игроков, может это скомпенсировать правильным подбором игр.
  • Степень кооперативности - конкуретности. Мы много писали про это раньше. В целом наша позиция такова. Кооперативные игры не агрессивной тематики мы ищем специально, используем всевозможные рекомендации и наводки, не пропускаем их, а если пропустили - ищем на "Авито". Потому что хорошая конкурентная игра найдется, а хорошая кооперативная игра без специальных усилий - нет. Наши любимые на сегодняшний день кооперативные игры -  "Палео", "Инициатива", "Андор", "Similo", "Магомаркет".  Мы стараемся, чтобы таких игр было в игровом наборе несколько с разной продолжительностью и сложностью, и с удовольствием берем их на пикники.
  • Количество игроков. Большинство игр, расчитанных на 4 игроков, оптимальны в режиме "на троих" ("Санта-Моника", "Каркассон", "Эволюция", "Океаны", "Каскадия", "Медвежий парк", "Палео"). Игры, рассчитанные на 6 игроков, как правило оптимальны в режими "на четверых" ("Диксит", "7RED"). Есть отдельные игры, которые изначально сделаны или адаптированы для парного режима дуэли или даже соло. Все это не относится к играм на своем игровом поле ("Картографы", "Бумажные кварталы"), здесь игроки мало ждут друг друга, так что их может быть и больше. Наконец, очень важно в игровом наборе семьи иметь игры для больших компаний, чтобы сыграть их большой толпой, взрослыми и детьми, вместе с друзьями. Самые лучшие игры для больших компаний из тех, что мы знаем,  - "Кодовые имена" (Codenames), она играется командой на команду и "Similo".  
  • Компактность. Игры отличаются и по размеру коробки и по размеру игрового поля (какого размера нужно иметь стол, чтобы вокруг этой игрового поля всем сесть). Эффектно иногда достать с полки красивую коробку и сыграть во что-то большое и масштабное ("Париж", "Океаны"). Но удобно, когда за одной колодой карт скрывается механика и вариативность, позволяющая месяц играть без повторений (например, "Эволюция" даже с 2-3 дополнениями - это всего лишь одна очень толстая колода, и вариативность ее огромна, если возить ее в отпуск без коробки, то она не будет громоздкой).  Есть игры, специально придуманные как дорожные. Но далеко не все они способны удержать внимание и не вызвать скуку уже через полчаса. В целом лучше придумать компактное хранение для любимой игры, чем изначально гнаться за компактностью.

Зачем играть в большое количество разных настольных игр

Некоторые люди говорят: "Вот я играл в детстве в нарды, шашки и карты, этого более, чем достаточно, я не понимаю этого современного разнообразия дорогих и сложных игр".  Да, игр сейчас много. Это можно сравнить с одеждой или едой. Есть люди, которые ходят постоянно в любимом свитере и джинсах. А есть те, кто предпочитают разнообразие и имеют пару десятков галстуков или туфелек. Есть те, кто на завтрак, обед и ужин с удовольствием съест гречку с молоком, гречку с котлетой или гречку с салатом, и это будет для него достаточное разнообразие. А есть те, кого частенько тянет в ресторан на что-то новенькое. Есть люди,  на любом застолье затягивающие "Эх, мороз, мороз!" (ну может еще "Ой, то не вечер!" и "Миленький ты мой"), а есть те, кто будет искать, слушать и петь что-то необычное и новое, непрерывно расширяя свой диапазон и вкусы.

Игры дают такую же возможность. И если вы думаете, что игры не про вас, вероятней всего, вы просто своих игр еще не попробовали. Более того, с нуля начиная их искать, вы возможно обожжетесь, потому что универсальные вкусы могут не совпасть с вашими уникальными (Может вам не нравится любимая всеми гречка?). Но проводник (опытный игрок, игровой мастер) в настольные игры на то и нужен, чтобы попробовать выйти на ваш вкус в компактное время, не зависая на том, что вам не понравилось.  Если такого человека нет, попробуйте просто найти рядом тех, кто уже играет, и попросите их показать вам несколько партий.  

Вкусы родителя и ребенка

Сформировать вкус ребенка может родитель. Понятно, что у ребенка есть и собственные предпочтения. Но если вы будете сами играть в сложные стратегические игры в присутствии ребенка и подключать его к ним, то он, скорее всего, тоже это полюбит. За этот год, время от времени спрашивая своих детей (5 и 9 лет), какая игра у них сейчас любимая, мы получали всегда ожидаемые ответы: "Палео", "Картографы", "Океаны", "Эволюция", "Каттан", "Бэнг" в общем, как правило, это была либо моя (мама - Лена Павлова), либо мужа (папа - Саша Чистов) любимая игра в данном моменте или просто игра, в которую мы часто играем вместе. При этом друг с дружкой дети параллельно играют и в другие, более детские игры -  "Спящие королевы", "Катамино", "Лемминги" и другое - но именно любимыми они называли то, во что с удовольствием играли со взрослыми.  

Условность игровых правил: правила можно и нужно подстраивать под свою компанию

Один из мощнейших моментов, который приносят игры в социализацию ребенка, это готовность действовать по правилам. Даже для младших школьников зачастую это является проблемой. Например, не всем нравится водить в прятках или догонялках, некоторые пытаются выходить из игры в ситуации, когда им не нравится роль или они начинают проигрывать. Настолки с родителями и сверстниками дают возможность не только приспосабливаться к правилам, но и договариваться о них. Можно играть в игры, поставив во главу угла правило, и это тоже опыт. Но многие настолки напрямую призывают смягчать правила или делать их более легкими, если игроки с игрой не справились и проигрывают раз за разом. В таких играх, как "Палео", "Каттан" есть прямые рекомендации, как сделать игру легче.

Некоторые игры таких рекомендаций не имеют, но начинаются с более легких уровней или облегченных условий.  Это характерно даже для абстрактов ("7RED"). Почти всегда, играя с детьми или новыми игроками, мы сами придумывали как подстроить правила под себя ("Ticket to Ride" - убрать туннели, "Руммикуб" - убрать ограничение по времени, "Картографы" - самим рисовать себе монстров и др.), чтобы игра приносила больше удовольствия и меньше сталкивала нас друг с другом. Некоторые смягчения мы потом (по мне освоения игры) убирали, некоторые так и проходили в мягкой форме. Первично в семейной партии удовольствие. Ну а внешние турниры, если вы когда-нибудь до них дойдете, расставят все по своим местам. Важно, чтобы договорившись об изменениях правил все их понимали одинаково и были в одинаковых условиях. Остальное приложится.

Почему очень помогает внешний партнер

Не все семьи проходят гладко этап входа и этап сыгровки. Давайте перечислим основные преграды, которые здесь есть, и то, как внешний проводник может помочь преодолеть их.

  • Нежелание разбираться с правилами. Не все игры одинаково удачны для старта. С нашей точки зрения для семей с маленькими детьми хороши в качестве первых  - "Чудо пони", "Коварный лис", "Барабашка", "Дубль", "Спящие королевы". Со старшими дошкольниками  - "Сырный замок", "Продано", "Азбука Муррзе", базовая версия "Каркассона".  Для подросших детей и взрослых - "Каркассон" с дополнениями, "Эволюция", "Диксит", "Кодовые имена", "Медвежий парк", "Similo". Опытный игрок легко введет вас в игры через "Ticket to Ride", "Каскадию", базовую версию "Колонизаторов Катана" и подобное.  Не мучайте себя правилами, попросите сыграть с вами того, кто уже играл в эту игру для легкого старта.  
  • Соединение опытных и неопытных игроков в одной партии. Иногда можно сделать безобидным через модерацию. Если опытный игрок берет на себя объяснение правил, но при этом хочет поиграть сам (он же не нанимался модератором), то ему сложно провести грань между неизбежным подсказыванием другим и своей игрой. И сложно подсказывать исключительно по правилам, но не подсказывать по стратегии игры, до которой игроку интересно дойти постепенно и самостоятельно.
  • Чтобы дети доиграли длительную партию до конца. Дети иногда сами берутся играть в сложные игры небольшой компанией в 3-5 человек. Они легко стартуют, но устают быстрее взрослых. И если хотя бы кто-то из них систематически отвлекается, то присутсвие взрослого может быть очень полезным и позволяет не рассыпаться, а собрать внимание и доиграть до конца.
  • Создание регулярного ритма. Договоренность играть с кем-то, например, по четвергам или вторникам, позволяет не спрыгнуть с темы и разваваться в ней, а может быть создать определенную семейную трацицию. Регулярность нравится детям, они ждут таких сессий с нетерпением, а для взрослых создает приятную разгрузку, особенно, если организаторы игры не они.  

Опытный в настолках ребенок (ребенок как игровой партнер)

Удивительная история, когда 5-ти летка становится полноценным игровым партнером и это не притянуто за уши. Есть определенный волшебный возраст (и он дошкольный), когда ребенок готов заниматься с родителем почти что всем. Нужно только немного прислушаться ко вкусам обоих. Для ребенка это растит чувство собственного достоинства, ведь он знает, что он справляется, выигрывает, участвует, и чувствует, что родителям с ним интересно. А это и есть цель. Найти такие совместные занятия, которые могут развиваться вместе в процессе роста ребенка. И может быть даже перевалят через подростковый возраст. Мы вырастили себе детей, с которыми интересно. И это был огромный подарок судьбы.  

Настолки как подготовка к школе. И то, что поддерживает в начальной школе

Наш Никита умеет считать, наверное где-то до тысячи, по крайней мере несколько первых сотен считает свободно, ну а дальше мы пока не спрашивали. Он умеет читать на очень базовом уровне (читает отдельные слова и маленькие предложения). Конечно, мы с ним для этого так или иначе занимались, например, мы много читаем вместе. И мы не видим необходимости ходить по кругу с буквами или цифрами, как это делает традиционная подготовка к школе. Но видим огромную необходимость готовиться к школе с точки зрения социальных навыков и ролей. И вот что дает в этом вопросе настольная игра.  

  • Постоянный счет, чтение и запоминание в ненавязчивой форме. Какую игру бы игру мы не взяли, она все равно будет на это работать. Например, "Руммикуб" - это оперирование с числовыми последовательностями. Казалось бы "Эволюция" - это биология, причем 6-8 классов. Но задумайтесь, как ребенок 5 лет, который читает отдельные слова может спокойно управляться с карточками "Мимикрия", "Норное", "Симбиоз", "Хищник", "Сбрасывание хвоста", "Жировой запас" или "Морское". По картинкам? Да ради Бога, он же параллельно выучивает и слова, и понятия. Какое уж тут "Мемо"... А ведь он управляется, и без видимых усилий. Почему производители ставят такой игре 10-12+? Видимо они ожидают, что только имея базовые представления о биологии, ребенок может во все это въехать. А он делает наоборот. Он хочет играть и попутно осваивает несколько десятков ключевых механизмов биологии на практике. И этот же ребенок также свободно сыграет и в "Океаны", "Ticket to Ride" и десяток игр на французском языке, про которые мы еще напишем отдельно (с которыми мы учим в этом году французский). И все это по картинкам ассоциирует свободно. Для него это развлечение, удовольствие, игра. И даже поле приготовить для него игра. В общем, мы более чем довольны его когнитивным развитием.
  • Умение принять правила.  Это социальный навык и это целый процесс, довольно болезненный для младших школьников. Потому что сопряженный процесс - это умение корректно выигрывать и проигрывать, а про это мы уже написали выше.
  • Расширение ролевого репертуара.  Игры учат стратегиям взаимодействия в конфликте. Конфликтология выделяет таких стратегий пять - компромисс, избегание, приспособление, конкуренция и сотрудничество. Если балансировать игровой набор без перекоса в игры, где все друг друга просто перестреляли, то развиваться будут все эти стратегии. Сотрудничество и компромисс - через кооперативные игры, объяснение правил и помощь новым игрокам,  помощь ведущему, поиск своей мета-позиции за рамками конкуретной игровой механики автора. Избегание - через умение уйти на свое поле или сыграть свою партию без прямого нападения на других. Конкуренция - за счет хитроумного использования большиства стандартных игровых механик. Приспособление - за счет  договоренностей внутри своей семьи и компании о правилах. Развиваются также роли, связанные с лидерством. Ребенок может объяснить игру, привлечь к себе внимание, заявить свою позицию, остоять ее, может предложить свой способ выйти из сложной ситуации и даже повести за собой других игроков. И так далее. В настольных играх социальное взаимодействие дано напрямую, прямо сейчас, с членами семьи или друзьями, а иногда и с новыми людьми. Тем не мнее, это взимодействие опосредовано игрой и довольно безопасно для экспериментов. Надо ли говорить, что играющие в настольные игры дети в социальном развитии значительно опережают сверстников.
  • Придумывание новых игр. Мы постоянно наблюдаем своих детей за этим занятием. Они то рисуют игровые поля, то придумывают карточки или героев. То заимствуют друг у друга идеи и отрисовывают их. В том числе, они придумывают новые уровни и правила для уже существующих коробочных настолок. Ходит легенда, что очень популярная сейчас игра "Спящие королевы" была как раз придумала ребенком. Это фантазия как минимум, а также проектирование балансных игровых условий. Это мыслительные и организаторские компетенции (как бы сейчас сказали) и это вообще слабо развивается школой, так что то, что мы тут имеем не просто пригодится в жизни, а даст в этой жизни невероятное преимущество.

Настольные игры как способ коррекции гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания

Иногда нас спрашивают про то, сколько наш 5-ти летний Никита может сидеть и чем-то заниматься сам по себе. Очень долго, несколько часов подряд, и это каждый день, и я успеваю работать в этих перерывах (я работаю как правило дома). Мы почти каждый день с ним во что-то играем и водим его на разные занятия (в этом году это французский, физкультура, игры, рисование, вокал) и мы с ним гуляем, но каждый день он огромную часть дня играет сам. Иногда он остается со мной, когда я работаю, и он абсолютно самодостаточен и автономен. Хотя легко проводит дни с друзьями. И тогда родители его сверстников говорят нам: "Вам повезло, а вот наш ребенок не может заниматься одним занятием больше 15 минут".  Что тут сказать? Везение тут ни при чем.

Можно ли играть в настолки с ребенком, если он перевозбуждается, не фокусирует внимание, гиперактивен? Можно и нужно. Особенно нужно, намного более нужно, чем было это для нас. Потому что это ненавязчивый способ коррекции. И он будет в данном случае самым мягким из возможных способов по фокусировке внимания и его тренировке. Если этого не сделать, то ребенку будет не просто трудно в школе, он будет иметь там многочисленные проблемы (и с дисциплиной, учителем, другими детьми). Ему будет сложно вписаться в ритм, где требуется 45 минут сидеть в неподвижности и дается 15 очень ограниченных по активностям минут, чтобы разрядиться. Поэтому мы очень рекомендуем родителям детей, у которых сложности с вниманием, заранее ввести в обиход настольные игры. Не компьютерные, они проблему усугубят (они задают формат слишком быстрого переключения и навязанной картинки, они еще быстрее переключают внимание, чем в  обычной жизни, они ведут внимание игрока за собой, не делая его произвольным и не развивая его).

А вот именно настольные игры будут полезны. Потому что они включают элемент социального взаимодействия и постепенно будут приводить к тому, что ребенок начнет встраиваться. Возможно он сделает это медленнее других. Ему сложно быть новичком в компании уже сыгранных ребят. Его надо несколько месяцев потренировать специально в условиях, созданных под него, с его ритмами, его скоростью. Но он научится при адекватной поддержке. Поддержки такому ребенку нужно больше. И если у вас терпения не хватает, не огорчайтесь, привлеките того, кто научит его играть в настолки. А вас - играть вместе с ним. И подберет вам игровой набор. Ваши настолки будут немного другими. Старт возможно будет более долгим. Будет больше динамичных игр и игр на скорость. Игры будут более короткие по продолжительности, их надо будет первое время часто менять. Но потом партии удлинятся. Внимание сфокусируется. Ну а грамотный проводник найдет то, в чем ваш малыш окажется лучше других. Это важный опыт - опыт успеха.

Резюме

Целый учебный год мы играли с детьми в настолки. И мы оцениваем этот процесс как один из наиболее продуктивных процессов этого года. Он был безусловно вдохновляющим и воодушевляющим, потому что нам вместе было интересно и мы научились новому. Мы обрели большую уверенность друг в друге, в том, что у нас есть общие точки пересечения, общие интересы, общие вкусы. И вместе с тем, росла наша связь с нашими друзьями, ведь часть времени мы играли именно с ними. И интересно будет продолжать.

Ссылки по теме:

  1. Первые настольные игры с малышами 3-4 года. С чего начать играть с детьми в настолки?
  2. Настольные игры с детьми 5-6 лет: как с помощью игр готовить ребенка к школе.
  3. Настольные игры для младших школьников (7-10 лет): обзор игр разного типа.
  4. Семейный формат настольных игр. Список игр, в которые интересно играть с подросшими детьми.
  5. Настольные игры для взрослых: обзор наших любимых игр для взрослых компаний.
  6. Как организовать клуб настольных игр для детей.  Шаги, форматы, возрастные категории, игры