Мы всегда много читали. Но с тех пор, как у нас появились дети, приходится более тщательно выбирать, что стоит читать, а что - нет. Не только ребенку, но именно для себя. Ребенок тонко ощущает состояние взрослого. И если что-то погружает нас в морок, беспросветную печаль или увеличивает стресс... Это не то, что стоит брать в руки, когда возишься с маленькими детьми или кормишь их. Ведь тысячи часов долгокормящие матери проводят буквально с младенцем на груди. Лучшее, что можно в это время сделать - читать. Но нет, это не женский список, то есть этот список не только для матерей. Потому что книги - это то, что объединяет нас с мужем, то, что мы друг у друга подхватываем, передаем и подбираем: "Что там новенького у тебя?" "Хорошая" книга как "хорошая" карта - ее задача высветлить жизнь, создать эффект прочищения, просветления или хотя бы отдыха, ощущение, что силы потрачены не зря, что в душе что-то прибыло, а не было отнято. Так что в итоге почитать для души или что почитать, чтобы стало лучше на душе?  Мы решили вести свой собственный, не детский список книг, чтобы это хорошее не потерять. Здесь речь пойдет именно о художественной литературе. Книги о родительстве мы рассмотрели в другом месте.   Часто вспоминается выражение Джерома К. Джерома "немка забыла больше, чем англичанка когда-либо знала". Это про нас. Мы прочитали много, но есть много книг, к . оторые отчаянно не хочется забывать. А еще вспоминается образ Хорхе Борхеса, видевшего рай как огромную бесконечную библиотеку. Когда-то мы проводили сезоны, читая и перечитывая "Личную библиотеку Борхеса", который был не только гениальным писателем, но и чутким и благодарным читателем. Но время прошло, и было написано множество новых хороших книг. Что ж, значит пора создать свой собственный рай. Самый главный бонус этого списка в том, что когда мы его пишем, то обнаруживаем, что у некоторых наших любимых книг вышло продолжение. Так что будет еще что почитать.

Фредрик Бакман. Здесь была Брит-Мари. Вторая жизнь Уве.

Эти две разные книги про немолодых людей, столкнувшихся (в женском и мужском варианте) с необходимостью "разморозиться", выйти из привычной колеи и начать жизнь заново. Оба они помешаны на порядке. Оба провели годы монотонной жизни. Оба совершенно не выносимы для окружающих. И оба, попадая в критические ситуации оказываются глубоко порядочными, добрыми и все еще живыми. Это книги о втором шансе, о человеческой привязанности, о возможности полюбить снова (в широком смысле общечеловечской любви), об удивительной чуткости детей, которые всегда могут распознать доброго человека за маской жесткости, о сближении. Эти книги об оживлении.  Они ни разу не нудные, читаются на одном дыхании.  Очень добрые. После них хочется прочитать Бакмана всего, и он действительно почти всегда хорош. За немного несимпатичным и депрессивным началом еще одной книги Бакмана "Тревожные люди", она на проверку оказывается тоже жизнеутверждающей. Бакман самобытен, тонок и добр. Его персонаж всегда борется (успешно) с собственными рамками, собственной ригидностью. Он всегда приходит в той или иной степенью к счастью и оно связано с единением, с другими людьми. Персонажи Бакмана способны исцеляться и исцелять от душевных ран.  У Бакмана есть еще "Медвежий угол" и "Мы против вас",  они сложнее, это хорошее качественное чтение, но оно тяготит, несет смятение, оно не для присутствия детей. А именно эти две книги, про Уве и Бритт-Мари, у Бакмана определенно лучшие.

Кэтрин Бэннер. Дом на краю ночи

Книга по настроению напоминает "Сто лет одиночества" Маркеса. Здесь речь идет о нескольких поколениях семьи, владеющей баром и живущей на маленьком острове в Средиземном море. Книга тоже охватывает около 100 лет и это весь 20 век, начиная со времени, когда на остров еще до Первой Мировой войны приезжает уже не сильно молодой доктор и остается здесь, кончая финансовым кризисом 2000-х, когда ресторанчик переходит к его правнучке. За жизнь четырех поколений семьи происходит много чудес. Мистический реализм происходящего, как и у Маркеса, завораживает. Центральная тема книги - жизнь изолированного сообщества - из которого кто-то пытается вырваться, а кто-то, наоборот, попав сюда становится своим и остается. "Владеет" островом семья графов, судьба которой тоже оказывается переплетена с судьбой главного героя. Перипетии и общечеловеческие проблемы, такие как отношения внутри семьи между родителями, детьми, братьями и сестрами, ценностный выбор, который приходится предпринимать каждому из героев во время Второй мировой войны, немногочисленные любовные линии и вечный выбор "уехать или остаться" делает эту книгу близкой почти любому. Стоит прочитать с удовольствием.

Даниэль Пеннак. Сага о Малоссене

Французы называют это психологическим детективом. Для меня это что-то совершенно невообразимое. Всего в "Саге о Малоссене" сейчас существует 8 книг, писал он их полжизни -  с 1985 по 2017 год. Издаются они довольно разношерстно, но все они есть в электронной версии. И есть великолепная аудиоверсия в исполнении Игоря Князева. Это рассказ о жизни французской многодетной семьи, написанный от лица старшего из детей (уже взрослого) Малоссена, который ухаживает за своими младшими братьями и сестрами и живут они очень общинной жизнью. Они постоянно попадают в какие-то проишествия, сталкиваются с фарм эгрегором в ходе журналистского расследования невесты Малоссена "усыновляют" и спасают трех дедушек, по вечерам рассказывают друг другу сказки, едят кус-кус и дружат со всей арабской Францией и вообще демографические изменения в мире воспринимают позитивно. В целом эти книги про сохранение общинных и семейных ценностей в условиях, провоцирующих отчуждение.  Детективные перипетии пусть не сразу, но разрешаются с пользой для семьи Малоссенов, пока мать семейства, как Царица муравьев, пребывает в очередной беременности, герои сохраняют шаткое равновесие в своем доме. Все это создает такое буйство жизни и такой хаос энергий, в сочетании с искрометным юмором, что в Пеннака и Малоссенов просто невозможно не влюбиться. И узнаешь в этом всем нотки известных "Эрнеста и Селестины", сценаристом которых Пеннак как раз и является. Читать. Взрослые книги, детские, все, которые попадаются под руку. Или слушать версию Игоря Князева. Тонкое мироощущение, добрый взгляд на мир.

Шон Байтелл. Дневник книготорговца. Записки книготорговца

Очень современные книги реального шотландского книготорговца, который купил букинистический магазинчик и провел в нем 20 лет, наблюдая за людьми. Одновременно с этим в мир пришел "Амазон" и культовая когда-то индустрия изменилась, переживая острый кризис индивидуальности при столкновении с глобальными процессами. Зато интернет и страничка магазина на ФБ сделали автора широко известными, так что некоторые события магазина стали выходить за Шотландский масштаб. Переживая сезоны, фестивали, взлеты и падения в личной жизни, герой Байтелла постоянно что-то читает, в книгах огромное количество наводок на интересные книги самых разных жанров и эпох. И да, любым людям, у которых свой бизнес, построенный на персональном контакте с клиентами, узнают себя на его месте, даже если продают что-то далекое от книг. Потому что он внимательно и иронично наблюдает за людьми и пытается их понять.  Наша семья, например, уже несколько лет занимается детскими спортивными комплексами по индивидуальным проектам, и мы вспоминаем Байтелла каждую неделю, когда у нас попадается очередной "тугой" или "исключительный" случай. Возникает неодолимое желание вести такой дневник, ну хотя бы чтобы не сойти с ума. Трудно понять в чем обаяние этой книги, автор представляет себя нелюдимом и мизантропом, но с учетом ироничности его повествование неизбежно затягивает. Уже подбирая обложки для этого обзора я обнаружила, что вышла новая книга того же автора  "Семь типов людей, которых можно встретить в книжном магазине", обязательно буду читать.

Мариам Петросян. Дом, в котором...

Культовая книга, одна из лучших в моей жизни, да и в жизни многих. Действительно цепляющая до глубины души при первом прочтении, и при втором, и при третьем, и при повтором. Мариам Петросян писала ее лет 10, она отдала этой книге всю душу и это абсолютно очевидно. Книга рассказывает про закрытое сообщество - интернат для детей-инвалидов и их странных учителей, которые живут там, растут, находят себеместо и со временем трансформируют этот Дом, превращая его в волшебный Лес. И серые стены, отделяющие Дом от окружающего мира, оказываются стенами, за которыми и находится настоящая Жизнь, свободная от шелухи внешнего мира. Здесь есть место для Дружбы, Любви, Поиску, Откровению, Духовному пути, для всего, что на самом деле ценно. И это НЕ книга об инвалидах, это аллегория Жизни. Это книга про лучшее, что живет в каждом из нас на правах "особенности", которое можно вырастить и оно окажется самым ценным.  Книга не оставляет равнодушных, она или нравится или нет, и если гуглить "книги, похожие на дом в котором", то приходят настоящие находки, потому что люди, которые приняли "Дом...",  будут, вероятно, вам близки.  

Уильям Бойд. Нутро любого человека. Дневники Логана Маунтстюарта

Книга доступна в электронном виде по-русски, в печатном найти ее не удалось. Она замечательная, наводку на нее многократно дал Шон Байтелл в своих "Записках книготорговца". Эта книга - своего рода "Форрест Гамп" только в высокоинтеллектуальном английском воплощении. Книга моделирует связь между событиями внешними и событиями внутренними. Логан Маунтстюарт описан так достоверно, что вызывал желание биографов найти следы его существования, хотя и является вымышленным персонажем. Он проживает долгую жизнь, пропуская через нее все основные события XX века. Начинается история в Англии со старших школьных лет и Оксфорда, потом проходит французский, американский, еще один английский, африканский и еще один французский периоды. Герой участвует во Второй мировой войне, переживает жизненные потрясения, среди прочего сводит личное знакомство сначала с европейской, потом с американской интеллектуальной элитой. Он пересекается с Вирджинией Вулф, Ивлином Во, Пикассо, Хемингуэем,  Флемингом, в американский период - с ключевыми фигурами модерна и абстрактного экспрессионизма 50-х. Все это написано изнутри и очень лично, через периоды счастья и потрясения, близости и одиночества. Одна из глубочайших тем книги сначала взросление, а потом старение. В том числе физиологическое и сексуальное, изменение и трансформация тела, уход здоровья и сил и новый поиск смысла на каждом из этапов жизни. Не простая книга, но интересная.  

Грэм Симсион. Проект Рози. Эффект Рози  

Герой книги, австралийский ученый-генетик, работающий в Америке, страдает синдромом Аспергера - нарушением взаимодействия с обществом. У него отлично развит интеллект и абсолютно не развиты эмоции (узнаете утрированный портрет современного человека?). Подойдя к критическому возрасту, он приходит к мысли, что ему пора жениться. И составляет анкету на 30 страницах, чтобы выбрать подходящую претендентку. Он определяет критические условия, отфильтровывающие абсолютно не приемлемых кандидаток. Но попадает в ситуацию, когда единственная женщина, с которой ему действительно хочется быть, не подходит ему по всем статьям. Поскольку он со своей абсолютной социальной невменяемостью, склонен попадать в курьезные ситуации, он очаровывает ее тем, что с ним совершенно не возможно скучать. Любовь есть и она взаимна. Тем не менее, и для него, и для нее это постоянное испытание. Мы с мужем узнавали в героях себя на каждой странице, если сделать скидку на немного утрированный контекст (да даже если и не делать). Но, видимо, не только мы, потому что книга стала мировым бестселлером. В этом и есть гениальность Симсиона. Он писал об особенном человеке, а написал обо всех. Смешно до слез. Замечательно. Интересно. Жизнеутверждающе. Вторая книга посвящена попытке этой чудесной пары родить ребенка. Третья (которую я обнаружила, когда писала этот обзор) - их попытке его воспитать. Уже предвкушаю.

Энн Маккефри. Сага о живых кораблях. Всадники Перна.

Иногда большая интересная литература обрекается в фантастическую форму. Энн Маккефри (первая женщина, получившая премии «Хьюго» и «Небьюла», вошедшая в Зал славы американских фантастов, ну и многое другое). Это плодовитый автор, один лишь цикл "Всадники Перна" включает одиннадцать романов, а также повести и рассказы. Первоначальная трилогия — «Полет дракона», «Странствия дракона» и «Белый дракон» задает мир. Земляне отправили поселенцев на удаленную планету Перн, которая оказалась не безопасной. С циклом около столетия на протяжении нескольких десятилетий здесь буквально с неба падают Нити, агрессивные биологические организмы, уничтожающие все живое. Чтобы справиться с этой напастью (не несущей в себе ничего разумного и ничего злого) люди, отрезанные от остальной цивилизации, вступают в симбиоз с местной формой жизни - драконами, имеющими телепатическую связь со своими всадниками и умеющими перемещаться в пространстве и времени. Далее моделируется упадок и развитие цивилизации на протяжении многих поколений. Сначала теряющей связь с первоначальной культурой и  наукой, потом наращивающей собственную цивилизацию, построенную на не-технологических принципах. С нашей точки зрения за всей этой внешней шелухой стоит качественная разработка общечеловеческих проблем: деградации и эволюции закрытых сообществ, предельных ценностей, оснований самопожертвования, чести и гордости, любви, привязанности и верности, свободы выбора, наконец. По нашему критерию (добрые книги для души) читать можно все, кроме нескольких романов, написанных Маккефри в соавторстве с сыном, те более жесткие и отягощенные, от них можно потерять сон. Остальные, по счастью, более позитивное. Цикл о живых кораблях (повести "Корабль, который пел, "Корабль, который скорбел",  "Драматический полёт", "Корабль, который побеждал", "Корабль, который обрел партнера" и несколько более поздних добавлений) внешне совсем другой. Это развитая технологичная цивилизация, которая использует мозг нежизнеспособных людей, чтобы создать киборгов - высокотехнологичные космические корабли, управляемые живым мозгом. Эти существа (специфические люди, почти без тела, с очень длинным циклом жизни и огромными технологическими возможностями) вступают в партнерские отношения с Телом (капитаном корабля, человеком как правило противоположного пола, который специально подготовлен и выучен, чтобы провести жизнь в таком симбиозе). А теперь узнаете сходство? Маккефри  глубоко и детально прорабатывает, в другом мире, моделируя другие ситуации, тему партнерских отношений.  Надо отдать Маккефри должное, очень много лет своей жизни она работала в самых различных творческих тандемах, у нее много соавторов. Так что она понимала, про что пишет.

Кир Булычёв. Великий Гусляр. Доктор Павлыш

Недавно мы прочитали дочке цикл повестей Кира Булычёва про Алису Селезневу. Было очень прикольно вспомнить детство и любимую когда-то "Гостью из Будущего". И мы решили одновременно почитать что-то из взрослого Булычёва, что называется, для себя. Понравились больше всего два цикла: "Великий Гусляр" и "Доктор Павлыш".  Булычёв очень разнообразен, диапазон его произведений невероятно широк. Повести о Гусляре как правило смешные и ироничные, но с подтекстом. Великий Гусляр - самый средний город на Земле, а Удалов - самый средний житель этого среднего города. Как на зло, именно в этот город повадились прилетать инопланетяне для установления контактов - нашли, так сказать, репрезентативную выборку для представления всего населения и тестирования его зрелости и этической готовности ко всему новому. Больше всего запомнилась повесть "Марсианское зелье" про элексир молодости и опыт нескольких людей разного возраста, его применивших. Далеко не все оценили вернувшуюся молодость позитивно, некоторые предпочли заслуги и регалии перспективе начать все с начала и пути в неизвестность. Удалов, как вы понимаете, не оценил, вот и нет теперь у населения Земли этой полезной микстурки, посчитали нас инопланетяне к ней не готовыми. Все это смоделировано очень смешно. Кульминация цикла - рассказ "В магазин поступили золотые рыбки" - про партию рыбок, исполняющих желания, распроданных в местном зоомагазине. Булычев и смеется над средним советским человеком и его небольшими амбициями, но показывает его внутреннюю доброту. Апофеозом истории оказывается местный однорукий инвалид, которому "привалило" независимо друг от друга десять рук и старания населения вернуть ему на финале человеческий облик. В общем, "Великий Гусляр" - это про подурачиться.   "Доктор Павлыш" совсем другой. Это цикл повестей и рассказов, драматических, иногда с двойным смыслом, объединенных общим персонажем - космическим путешественником доктором Павлышем. Здесь есть печальные истории, и те, где можно улыбнуться. Сюжеты же самые разнообразные, и про жизнь изолированных сообществ, и про самопожертвование, ценностный выбор, служение, корысть и бескорыстность.    

Джоанн Харрис. Шоколадная трилогия

В "Шоколадной трилогии" Джоанн Харисс (удивитесь!) 4 книги: "Шоколад", "Леденцовые туфельки", "Персики для месье кюре" и "Земляничный вор". Все эти книги скорее женские, но они прикольные в своем роде. Начинается все с книги, имеющей знаменитую экранизацию ("Шоколад", 2000, Жюльет Бинош и Джонни Депп). В маленький французский городок приезжает молодая женщина с дочерью. Они умеют готовить шоколад и открывают магазинчик прямо на центральной площади, напротив церкви. Это приводит к обострению войны эгрегоров: кюре, олицетворяющий каталическую церковь, против женщины-ведьмы, смягчающей сердца и несущей в себе тягу к удовольствиям. Одновременно в городке останавливаются речные цыгане, что приводит к появлению побочной любовной линии. В книге далеко не так акцентированной, как в фильме. В книге главной является тема "ведьма - инквизитор". По сути страсть против страсти, но в разных Традициях. Этот раунд выигрывает Ведьма, кюре дискредитирует себя в финале. Проходит время, у женщины уже две дочери и теперь она живет в Париже. Она забыла что такое быть Ведьмой и пытается просто выживать. Глубоко разочарованная в ней подросшая дочь пытается жить более честно и находит себе старшую подругу. "Леденцовые туфельки" - жесткая история про захват. И про возвращение к себе. Не очень простая и очень глубокая книга, возможно самая глубокая во всем цикле. "Персики... " возвращают женщину в провинциальный городок на новом витке. Городок больше не является закрытой общиной с коренным населением, за прошедшие годы здесь появилась и усилилась арабская диаспора. Теперь кюре в беде и героиня будет его с этой диаспорой примирять. Отношения "ведьма - инквизитор" на новом витке спирали больше не центральные, центральная тема двух финальных книг - отпускание матерью своих подрастающих дочерей. Все это очень мудро и по-женски. Книги интересные, за внешним видом беллетристики в них есть о чем поразмышлять.

Фэнни Флэгг. Добро пожаловать в мир, малышка!

У американской писательницы Фэнни Флэгг есть несколько книг, действие которых разворачивается в 70-е годы XX века в  маленьком городке Элмвуд-Спрингс. Нам среди этих книг больше всех понравилась "Добро пожаловать в мир, малышка!" Женщина, находящаяся на пике карьеры на телевидении в Нью-Йорке, страдающая алкоголизмом и язвой желудка, пытается понять, как ей жить дальше, попав в ситуацию этической дилеммы (провоцировать на скандал или нет во время интервью человека, которого она глубоко уважает). Для собственной карьеры все однозначно: надо сделать так, как говорит начальство. Но язва не дает ей пойти против совести. Пытаясь вылечиться и разобраться с собой, она возвращается в маленький городок, где прошли несколько лет счастливых лет ее детства. Этот своеобразный дауншифтинг излечивает ее не только от язвы, но и от пустоты души и помогает начать все заново. Хорошая добрая книга.  

Слава Курилов. Один в океане

Есть в мире существа, которых просто нельзя сажать в клетку - перегрызут. Слава Курилов - диссидент по неволе - родился в 1943 году и в молодости очень хотел быть океанографом, получил профильное образование. А его не выпускали. Не выездной (в смысле экспедиционная работа в морях и океанах была не доступна), сиди работай в КБ. И он затеял бунт. Готовился (около года целевым образом, плюс полжизни водолазной подготовки и йоги).  Купил в 1974 году билет на круиз на океанический лайнер (месяц в тропиках без заходов в порты).  Рассчитал (по звездам) курс, когда лайнер был условно близок к тропическим островам, прыгнул за борт с маской и ластами и поплыл. Плыть пришлось трое суток (около 100 км). Но Слава выжил. Доплыл до острова Сиаргао (Филиппины), там его подобрали, откачали, сдали властям. Ждал пару месяцев решения своей судьбы, потом все-таки получил политическое убежище и вожделенный доступ к океанам. И посвятил остаток жизни любимой работе. Книга написана им самим и описывает очень подробно как подготовку, так и опыт трехдневного одиночного заплыва в океане. Опыт описан как мистический, ведь за эти дни у Славы было достаточно времени, чтобы попрощаться с жизнью. Книга глубокая и интересная как любой предельный опыт, честно описанный от первого лица.  Тема свободы внутренней и внешней и то, на что готов человек пойти ради нее.  

Йенс Андерсен. Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь

Это вообще не художественная книга, это биография. Хорошая художественная биография. И читается она ничуть не хуже хороших художественных книг, вроде "Нутро любого человека", описанного чуть выше, только в женском варианте. Потому что жизнь Линдгрен прожила длиною в век, тот же самый, XX. И было в этой жизни много всего интересного. Мы много читаем с детьми Линдгрен в самом разном возрасте. Лотта, Пеппи, Эмиль, Малыш и Карлсон - они из наших любимых героев. Это книга, из которой и этих героев, и их контексты начинаешь понимать лучше.  Линдгрен рано стала работать журналисткой в издательстве и рано забеременела от женатого мужчины. Она не могла ни показать свою беременность и показать ребенка в то время и вынуждена была уехать из своего города и рожать тайно за границей в Дании. Мало того, она нашла семью, специализирующуюся на этом, и должна была отдать сына на воспитание надолго, на несколько первых лет. Хотя семья оказалась хорошей и ребенок рос в любви, все эти годы это стало настоящей драмой ее жизни, разрывало ее на части, она стремилась съездить к сыну при первой возможности, жила этими поездками. Позднее, выйдя замуж и родив второго ребенка, она смогла, наконец, забрать первенца в свою семью и привести в родной город. Уже не таясь, не заботясь о мнении людей. Это была эволюция в несколько лет и несколько жизней. То, через что она прошла, отразилось в ее книгах, любви к детям, подходах к воспитанию. В глубоко консервативном обществе она стала человеком, глубоко принимающим детей, с глубоко гуманистическими ценностями. Не зная контекста сложно понять, насколько революционной была "Пеппи Длинныйчулок" для первых послевоенных лет. Линдгрен могли как принять (что и получилось), так и линчевать за эту книгу, опровергающую все законы жанра назидательной детской литературы, каким он сложился к тому времени. Далее к Линдгрен пришло призвание, но испытания не кончились, жизнь на каждом этапе готовила ей какой-то экзамен. И не самый простой среди них - пережить тех, кто тебе дорог. Хорошая книга, написанная с любовью и уважением.

Дэн Миллмэн. Путь мирного воина

Мы с мужем придерживаемся разных мнений: ему больше нравится книга, мне - фильм. Фильм "Мирный воин" действительно мифологичен, там история доводится до уровня легенды, в ней ничего случайного и ничего лишнего. Книга не так подчеркнуто совершенна. Это пример живой практической философской системы от реального человека, чемпиона мира по прыжкам на батуте, практикующего свою систему и в своих занятиях, и в тренерской работе. Книга классическая по форме (учитель Сократ немного напоминает Дона Хуана у Кастанеды). Ученик не сразу догоняет то, что ему пытается передать учитель. Проходит через протест, травму и трудности и, наконец, находит мир в душе и собственные подходы к тому, как повседневную практику сделать духовной. Сами практики тоже немного перекликаются с кастанедийскими, например, практика остановки внутреннего диалога. Книга и фильм мотивирующие, они хорошо подходят людям, с травмированной душой, выздоравливающим, борющимся с аутоиммунными заболеваниями. Да и просто людям, которые в данный момент чувствуют себя потерявшимися.      

Терри Пратчетт. Ведьмы

Терри Пратчетт - очень плодовитый автор, самую большую популярность имеет его цикл фантазийных книг о Плоском мире, над которым он работал полжизни. А внутри этого цикла нам очень понравился цикл "Ведьмы". Персонажами этого цикла являются ведьмы, живущих в маленьком королевстве на границе Диска, с которыми постоянно что-то приключается. Одна из ведьм обладает недюжей головологией и магической силой, другая - бесконечным гедонизмом и тягой к жизни во всех проявлениях. Дальше ведьмы попадают в бесчетное число простых и сложных ситуаций, от столкновения с мужским сообществом волшебников, когда на учебу в университет надо определить получившую ненаром жезл волшебника маленькую девочку, до до ситуации, когда у Смерти надо поменять жизнь ребенка на жизнь коровы.  Тема - умение сохранить внутренний стержень. Все это с огромным юмором. Одна из книг - "Маскарад" - породия на готический роман "Призрак оперы". Нам эти книги доставили много удовольствия и в пути, и в качестве легкого юмористического чтива, улучшающего настроение и позволяющего отдохнуть со вкусом.

Ссылки

  1. Павлова Елена Читаем детям: как читать ребенку, чтобы родителям было интересно?  Любовь к чтению на всю жизнь.
  2. Родительство. Что читать? Наш список книг для родителей по естественному и осознанному  воспитанию детей и отзывы к ним
  3. Павлова Елена. Читаем книжки ребенку 1,5-2 года+: наш список первых книг малыша.
  4. Павлова Елена. Наш список копилка книг для детей 3-4 лет. Что читать ребенку 3-4 лет?
  5. Павлова Елена. Что почитать ребенку 5-6 лет? Наш список любимых книг для совместного чтения.
  6. Павлова Елена. Что почитать ребенку в 7-10 лет? Список копилка книг для совместного чтения.

Индивидуальные консультации

По вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.

  1. +7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com (Лена) Москва, Геленджик
  2. +7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com (Саша) Москва