Вводные:  Я не буду здесь делать акцент на возраст ребенка. Потому что 5-ть лет, как и 7-мь, и 10-ть, и 14-ть бывают разные. Акцент хочется сделать на "совместном просмотре". Значит, ребенок не выпал и взрослому интересно. Мы не пишем здесь про чисто детские фильмы, типа "Приключений Электроника", вы их и без нас покажете, мы ищем то, что интересно посмотреть всей семьей вместе. В отношении детей этот список рассчитан на возраст довольно ранний. Потому что, когда человек среднего и старшего школьного возраста читает в школе "Преступление и наказание", его психика уже готова к этому. А в дошкольном и младшем школьном возрасте мы стараемся сохранять некоторую деликатность. Чтобы не обрушить веру в мир и задать базовые ориентиры. И они у нас другие, чем общепринятые. Мы даем себе время о них задуматься. Поэтому ведем свои списки книг и фильмов для разных возрастов, с целью отметить любимое. И на "Инопланетянине" Спилберга мы уткнулись в историю вопроса. Точнее, в историю кино. Не только советского, но и мирового, хотя это большая отдельная тема. Почему бы не посмотреть с ребенком, например, лучшее из Чарли Чаплина? Но здесь мы напишем о советском.  Зачем показывать ребенку старые фильмы? Казалось бы, так много снято нового... Не только же потому, что я училась во ВГИКа? Нет, не только.

Зачем нашим детям смотреть советское кино?

Причин как минимум три. Первая - историческая. Наша дочь в дошкольном возрасте не смотрит телевизор и не имеет еще упрощенной и замешанной на злобе дня модели истории. Но она сталкивается с вопросами  истории, когда мы гуляем мимо памятников, когда вокруг празднуют исторические даты (День Победы) или когда она сталкивается с историей нашей семьи (смотрит фотографии, слушает рассказы бабушек и дедушек, которые не воевали сами, но были детьми тех, кто воевал, а также когда бывает в местах, где родился Саша или я). Ответить на вопросы дочери не так уж просто (Почему они держат оружие? За что они воевали? Они победили?) Хорошо, если вопросы касаются Великой Отечественной Войны. Потому что на ее примере мы можем начать обсуждать, что такое война. Мне это ближе (к счастью), чем начинать с гражданских, национальных, религиозных или территориальных войн - войн современных. В школьном возрасте придет пора обсуждать все это. Но надо с чего-то начать, если уж история цивилизации - это история войн. Начнем со Священного и Справедливого, с идеи, что есть Родина, и ей требовалась защита, и были люди, готовые и способные ее защищать, в том числе в нашей семье, и без них не было бы сейчас нас. Как рассказать об этом лучше всего? Через памятники эпохи - книги и фильмы. Уж поверьте, это лучшее начало, чем школьные учебники, которые за последние n-цать лет кто только не переписал.

Зачем нашим детям смотреть советское кино?

Вторая причина - психологическая. Общество, образ которого создавался лучшими советскими фильмами, сейчас не существует. Может, оно и тогда не существовало. Это же фильмы, идеал. Мы сейчас не о соцреализме, а о соцромантизме. Есть определенные черты в отношении мира, которые в нашем сегодняшнем обществе потребления отсутствуют напрочь. Например, базовая ценность доверия к миру. Посмотрите на "Чука и Гека". Два мальчика и их мама попадают в историю, они встречают на своем пути много людей и все (абсолютно все) люди, которых они встречают, хорошие. Сейчас СМИ транслируют ощущение небезопасности. От ребенка ждут, что он не будет разговаривать с незнакомыми людьми, не будет следовать за незнакомыми людьми, не будет доверять системе, правоохранительным органам, будет остерегаться чужой помощи, а инаких родителей пугают органанами опеки. Мир плохой, напряженный и вызывает недоверие. Мир агрессивный. Обществу потребления от человека всегда что-то нужно (хоти, копи, покупай, имей). Эту модель мира ребенок подхватит будь здоров, в нашем текущем обществе он никогда не будет слишком доверчив, его границы и границы между добром и злом будут размыты. Это не единственная модель мира. Но есть ощущение безопасности и поддержки от других людей, хорошо знакомое тем, кто живет в маленьких городах или любит путешествовать в странах третьего мира. Ощущение, что можно обратиться к любому человеку (любому взрослому) за помощью и он поможет. Не отведет в соответствующие органы, а сам поможет. И это ощущение есть в советских фильмах. Пусть в виде утопии. Идеальные примеры позволяют кое-что понять и обсудить. Что мир не всегда и не исключительно корыстный. И не всегда плохой.

Третья причина - эстетическая. В ряде случаев - это картинка такого уровня, что ее можно и нужно показать. Ходят же некоторые из нас с детьми в музей. Сейчас цифровая фотография тотально упростила съемку, сети сделали селфи главной разновидностью портрета, а рекламные штампы формируют представления, что красиво, что нет. Но хочется иметь примеры другой эстетики, в том числе и в анимации, и в черно-белом варианте. Она никогда не вытеснит современную, она никогда не будет восприниматься даже похожей, но хорошо, что такая эстетика есть. Пусть уж дети разберутся, что для них красиво, имея несколько моделей, в том числе эту. А теперь список. Список будет формироваться и пополняться. Так что, если вы считаете, что он неполный и маленький, но тема вам интересна, то заходите позже, будем его дописывать.

Дикие лебеди (Вера Цехановская, Михаил Цехановский, 1962)

Советские фильмы и мультфильмы для совместного просмотра с детьми. Дикие лебеди

Конечно, это Андерсен. И это очень своеобразная сказка. Одна из любимых сказок моего детства и очень спорный сценарий, который в ней закодирован: сжать зубы, терпеть и делать свое дело - странный, жертвенный, нуждающийся в осознании. Наверное, в случае этой сказки, лучше сначала читать, потом смотреть. Мы сначала прочитали, поэтому смотрели первый раз в 5 лет. Многие любят старые советские мультфильмы, некоторые из них так слились с исходником, что одно без другого не представляется. Этот мультик не такой. Он вполне так себе оттождим. То есть сказку Андерсена можно представлять себе и не так. Вот и попробуйте.

Аленький цветочек (Лев Атаманов, 1952)

Советские фильмы и мультфильмы для совместного просмотра с детьми. Аленький цветочек

А вот этот вариант мультфильма, именно в версии Льва Атаманова 1952 года, настолько един со сказкой Аксакова, что может быть эталоном. Идеально все - картинка, озвучка, смысл совершенно потрясающий. Тут и честность, и чистота, и взаимоотношения и козни сестер, и любовь к отцу, и любовь общечеловеческая, и умение отпускать того, кого любишь, на свободу. Замечательный мультфим, дочь его любит и пересматривает.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Иван Иванов-Вано, 1951), Сказка о царе Салтане (1984) и другие сказки Пушкина в экранизации режиссера Иванова-Вано

Советские фильмы и мультфильмы для совместного просмотра с детьми. Иван Иванов-Вано

Много говорят о том, что детям надо читать Пушкина. Мы сказки Пушкина первый раз прочитали очень рано. В тот период, когда дочке было года полтора и ей все равно было, что слушать, лишь бы мамин голос и картинки в книжке. А книжку с хорошими иллюстрациями я ей подобрала. А меня в который раз поразила Пушкинская речь. Школа забивает в восприятии Пушкина все живое, а у Пушкина речь живая, да такая, что непонятно как вообще можно говорить так просто и естественно, как дышать. Я поняла, что Пушкина надо читать до школы, намного раньше школы. И до всяких там Петсонов и Фидусов, хороших добрых персонажей, которые сейчас модны. Пушкин вне моды. Но внимание от него можно искусственно отвлечь. Чтобы мы не помнили какой он особенный и неповторимый - наш собственный язык. Ведь книга или сказка, которая была создана автором как русская, совсем по другому звучит, чем самая лучшая книга в самом приличном переводе. И тогда, за разными шумовыми эффектами, ребенок может уже "не пропустить" Пушкина в подросшем возрасте. И для этого в помощь есть эти мультфильмы. Разных режиссеров. Прежде всего, Иванова-Вано - "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (1951) и "Сказка о царе Салтане" (1984), "Сказка о рыбаке и рыбке" Михаила Цехановского (1950), "Золотой петушок" Александры Снежко-Блоцкой (1967), есть еще "Сказка о попе и работнике его Балде" в нескольких вариантах, но ее анимационные решения я меньше люблю. То, что снял Иванов-Вано - бесподобно. Это именно так, как мы представляем себе сказки Пушкина. Волшебные, яркие и очень русские.

Повесть о настоящем человеке (Александр Столпер, 1948)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список. Повесть о настоящем человеке

Этот фильм про войну я решила показать самым первым. Во-первых, потому что там почти нет военных действий. Немного показаны воздушные бои в конце, в остальное время действие почти исключительно разворачивается на природе или в госпитале. Кстати, смотря этот фильм с дочкой сейчас, я встретила очень удивленную реакцию окружающих, хотя, я уверена, что в то время, когда он был снят, его смотрели с любого возраста. История главного героя - Алексея Маресьева - в свое время абсолютно всем известная, тоже подлинная. Это летчик, самолет которого был сбит, а он выжил, но повредил ноги и полз много дней по тайге, пересекая линию фронта, чтобы вернуться к своим, а потом попал в госпиталь, где ему отрезали ноги. Но, ведомый своей мечтой - во что бы то ни было снова летать - он научился ходить и даже танцевать на протезах так, что прошел летную комиссию и вернулся в строй и даже получил Звезду Героя за удачные боевые вылеты. Фильм красивый, в смысле там красивые люди, красивый свет. Красивые характеры. Но дело не в этом. Этот фильм про преодоление. Четко показана разница: один человек со сломанной ногой демобилизуется и остается на всю жизнь калекой. Другой человек с отрезанными ногами пляшет и снова садится за штурвал самолета. Казалось бы, это невозможно. Даже тогда. Но Маресьев не один такой, таких людей (в том числе летчиков) в истории было несколько. Людей, у которых была задача и которые поднимались ради нее. Советских детей растили на таких примерах. И в этом была определенная сила. Сила правоты.

Мы смерти смотрели в лицо (Наум Бирман, 1980)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список. Мы смерти смотрели в лицо

Несмотря на страшное название (а оно по сути верное) - это очень жизнеутверждающий фильм. Не менее жизнеутверждающий, чем, например "Пока не сыграл в ящик" (это американский фильм на совсем другую тему, но что-то общее в них определенно есть). Солдат, бывший балетмейстер, выводит из блокадного Ленинграда своих бывших учеников-пионеров, чтобы сделать из них танцевальный коллектив, который будет выступать перед бойцами на фронте. Фильм основан на реальных событиях. Этот фильм лечит от "обмельчания". Приведу пример. У меня была ссора с соседкой по даче. Общественный фонарь светил прямо в окна нашей спальни и не давал спать. Я попробовала договориться с соседями, чтобы повернуть фонарь. Ответ был неумолим: "Он всегда светил так (10 лет пока в нашем доме никто не жил) и будет так светить вечно". Тогда я, пользуясь своими познаниями в светотехнике, пригласила специального человека, который залез на столб и приделал к фонарю козырек. Просто отсекла часть луча, направленного мне в окно. Луч, который светил на общую территорию, не изменился. Казалось бы, все идеально. Но соседи не довольны: что-то изменилось (пусть не у них), и они против. Я чувствую себя неуютно: мелкий вопрос, много вариантов решения, почему мы не можем договориться? Почему люди вообще не договариваются? И тут мне попалось это кино. Первый раз я, конечно, посмотрела его одна. Оно прекрасное. Все сразу встало на свои места. Понимаете, есть важные вопросы. И все остальное. Мой фонарь - как бы не решилась в итоге эта история - это все остальное. Перед лицом предельных ценностей нелепо переживать, запачкал ли ребенок колени, съел ли ребенок суп, разбил ли тарелку и собрал ли игрушки. Это не главное. И бесполезно делать из этого тему. Ведь даже сейчас где-то есть дети, которым вообще почти ничего есть. И они могут вырасти прекрасными людьми. Людьми, которые теряя сознание от голода, думают прежде всего об общем деле и о том, как помочь другим. И я решила показать этот фильм своей маленькой дочери. Это был второй ее фильм о войне, она его посмотрела в 5 лет (первый - "Повесть о настоящем человеке"). И когда мы прочитали вместе с дочкой, сколько эти ребята дали концертов за войну (в конце фильма приведена статистика), мы поняли, что дети танцевали каждый день по 2-3 раза, если считать без выходных. Этот факт, что ДЕТИ могли несколько лет работать без выходных, вообще потряс мою дочь, она вспоминала это несколько месяцев. Ведь уже сейчас она очень ждет выходные своего папы и знает, как их мало. Что по мне, такие фильмы надо смотреть, когда чувствуешь, что жизнь обмельчала и в ней стало слишком много быта. Когда забываешь, что жизнь - сама по себе подарок.

Добровольцы (Юрий Егоров, 1958)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: Добровольцы

Необычная для сегодняшних дней тема: Жизнь как Служение. Показаны три друга - комсомольцы-добровольцы, с совершенно типичными для своего времени биографиями: метрострой, Испания, вторая мировая война, фронтовая жизнь, послевоенные годы. Всю жизнь они не могут спокойно сидеть на месте, всю жизнь находятся там, где нужно стране, всю жизнь общественные интересы ставят выше личных, всю жизнь сохраняют дружбу, любовь и другие главные человеческие ценности. В общем, есть что вспомнить и обсудить с детьми. Из зарубежных фильмов немного другой (но в чем то схожей) эпохи похожие мысли и чувства вызывает фильм "Три товарища" (1938).

Дорогой мой человек (Иосиф Хейфиц, 1958)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: Дорогой мой человек

Еще одна интерпретация темы Служения. Молодой врач Володя любит девушку Варю. Он зовет прожить вместе сподвижническую жизнь (после блестяще законченнго института распределиться в деревню и лечить людей), она же, конечно, хочет жить и учиться в столице. Одно неверно принятое решение  приходится пересматривать много лет, в течение которых Варя пытается найти Володю, но безуспешно. Жизнь в столице счастья не дает. Володя служит, делает блестящую врачебную кареру на фронте, но так и остается по сути одиноким. Варя тоже служит, в результате становится геологом и уезжает в Сибирь, а во время войны Володя как врач даже спасает ей жизнь в Берлине. Но пол жизни должно пройти, чтобы два человека все-таки смогли пересмотреть однажды принятое решение. Интересная трактовка темы любви, верности и долга. А также интересное понимание того, что может и не может дать в жизни счастье.

Небесный тихоход (Семён Тимошенко, 1946)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: Небесный тихоход

Это первый и любимый фильм про войну у моего младшего сына (первый просмотр в 2 года, повторные в 3-4 года). Булочкин - его герой (сын ищет портрет Булочкина в каждом музее, где есть залы, посвященные Великой Отечественной Войне). Конечно, это комедийный мюзикл, и песня  "Первым делом, первым делом самолеты" в нашей семье одна из самых любимых. Дети после этого фильма играют в самолеты, летающие по квартире и ищущие "немцев". Немцы в кино показаны гротескно и юмористически, тема войны вообще взята вскользь. Сюжет про летчиков-холостяков, которых жизнь заставляет изменить свое мнение и найти себе подруг сердца. При этом главному герою волей судьбы приходится пересесть со скоростного истребителя на АН-2 и возглавить женское "крыло". Дети и взрослые смотрели и пересматривали фильм с огромным удовольствием. Конечно, есть лучшие совесткие фильмы про войну для просмотра с подростками, но если с малышами, то лучший вот этот.

Просто ужас! (Александр Полынников, 1982)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список.Просто ужас!

Мало известный фильм, многие даже удивляются, что такой не знают, хотя в нем играют Куравлев, Ширвиндт и другие звезды советского кинематографа. Тема вечная: о взаимопонимании отцов и детей. Реализация темы тоже вечная: отец и сын в результате эксперимента с исполнением желаний меняются "телами", отец (врач-ветеринар) получает тело сына, сын - отца. Дальше все по комедийной схеме: очевидно простая жизнь сына оказывается для папочки совсем не простой, он умудряется профукать уроки и поссориться с девочкой, которая сыну нравится. Сыну приходится выдавать себя за врача-ветеринара, спасать попугая в уголке Дурова и лечить котов, которые не хотят ловить мышей. Все это надо прекратить как можно скорее, пока мать семейства не вернулась из командировки, во избежание признаний и конфузов, а прекратить не получается. В целом кино про то, что взрослому оказывается полезно окунуться в мир ребенка, ну и, конечно, все это в забавном советском антураже.

Спортивные комплексы по индивидуальному проекту.  Какой должна быть детская комната, которая запомнится на всю жизнь (как обустроить гнездо под потолком, гамак, рукоход, скалодром и другие секреты). Своими руками и на заказ https://kids-complex.ru/  

Доживем до понедельника (Станислав Ростоцкий, 1968)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список. Доживем до понедельника

Есть довольно много очень хороших школьных советских фильмов. Про взаимоотношения в классе, взаимоотношния класса и учителей, самих учителей, внутреннюю смелость и первую любовь. И тут тонкий вопрос.  Ведь будут те, кто скажет: сейчас много сказок, много фильмов по возрасту. Зачем ребенку показывать это? Можно показать то, что было снято изначально как детское - "Петрова и Васечкина" и "Электроника", например, если мы в категории советских фильмов. Ну, можно. Дочь их тоже посмотрит с удовольствием. Но мы сейчас говорим о совместном просмотре и здесь допустимы вопросы "на вырост". У меня нет однозначного ответа "зачем". Это интуитивное ощущение, что есть когнитивно сложный и когнитивно простой мир. Детскими в узком смысле слова считаются фильмы, где есть простые вопросы и простые ответы.  Взрослые фильмы о детях, не имеют однозначных ответов, что такое хорошо и что такое плохо в адаптации по возрасту. Но черту между хорошим и плохим, допустимым и недопустимым они так или иначе проводят. Просто общечеловеческие вопросы поднимаются здесь в общечеловеческом смысле. Например: "Что такое счастье?". Я не буду усаживать дочь смотреть такой фильм. Но если я смотрю его сама, а "котеночек пришел погреться", то выгонять тоже не буду. И вот что характерно, котеночек не уйдет. Она будет сидеть и смотреть, вникать и что-то понимать по своему.

Не болит голова у дятла (Динара Асанова, 1974)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список. Не болит голова у дятла

Еще один школьный советский фильм, менее известный, чем предыдущий, но не менее классный. Тема этого фильма - инаковость. Мальчик хочет быть барабанщиком. Слушает стук дятла из соседнего леса. И все гоняют этого мальчика за странное и недопустимое желание, по сути зато, что он не как все - другой. Он недопонят ни дома, ни в школе, другое дело старший брат - баскетболист, вот его спортивные подвиги всем ясны и всем понятны. Ну и конечно это фильм про первую любовь, которая проходит через весь сюжет, показывая не шаблонные отношения, где всё "эффектно", а живые ситуации, где есть ссоры, прощение и понимание. Мы, кстати, далеко не только советсткие фильмы на тему инаковостии и первой любви смотрим и любим, есть общемировые аналоги, напрмер, "Козы" (Ди Джей Карузо, 2012) или "Королевство полной луны" (Уэс Андерсон, 2012) и мы их тоже смотрим с удовольствием и пересматриваем, но это предмет другого обзора.

Чародеи (Константин Бромберг, 1982)

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список. Чародеи

Но не все так серьезно. Некоторые советские музыкальные фильмы и комедии хорошо смотрятся и оставляют в душе самый теплый след. Например, эта новогодняя сказка. "Чародеи" мы смотрели семьей в первые дни после рождения сына, как раз во время карантина после вторых родов, когда никого не принимали и проводили время только внутри своей семьи. Так совпало, что у нас, как и в фильме, был Новый год и была наряжена ёлка. В общем, было мило и запомнилось. Дочка потом долго пела песню про снежинку.

Обыкновенное чудо (Марк Захаров, 1978) и другие фильмы Марка Захарова

Советские фильмы для совместного просмотра с детьми: наш список. Обыкновенное чудо. Фильмы Марка Захарова


Мы с дочкой с удовольствием смотрим фильмы Марка Захарова. И не только "Обыкновенное чудо", а многие общенародно любимые. И "Тот самый Мюнхаузен", и "12 стульев" и "Формулу любви". Я не показывала ей "Юнону и Авось", потому сама увидела его в первый раз довольно поздно и он был для меня потрясением, это для меня он энергетически очень сложный, к нему надо иметь потребность и готовность для восприятия. А вот комедийные сюжеты, иногда тоже очень глубокие, мы смотрим всей семьей запросто. Конечно, это фильмы для взрослых. Но они тонкие и умные и в них ничего такого, что может покоробить моего ребенка. Это фильмы, во время и после которых она задает довольно много вопросов. Но, когда мне хочется что-то из них пересмотреть, я с удовольствием зову дочь и мы делаем это вместе.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика (Леонид  Гайдай, 1965).  Кавказская пленница (Леонид Гайдай, 1967)

Недавно с удовольствием всей семьей пересмотрели оба этих замечательных фильма. Конечно, это комедии, юмор, причем довольно своеоразный. Но тем не менее, фильмы то глубоко "хорошие". Чем? Тем что молодые очень правильные люди, с чистотой, верой в жизнь и правильными ценностями побеждают старые устои. Троица "Вицын, Моргунов и Никулин", ставшая символом советского юмора, вызывала такой же хохот у наших детей 21 века, как когда-то смеялись их бабушки и дедушки, впервые смотря эти фильмы. Еще одна причина смотреть и пересматривать такое кино - лингвистическая. Прикольно наблюдать, как фильм могут разобрать на цитаты, как выражения и фразочки закрепляются и курсируют десятилетиями в нашем языке.  

В бой идут одни старики (Леонид Быков, 1974)

Один из лучших фильмов про войну в моем собственном субъективном рейтинге, очень глубокий и идеологически грамотный, с очень богатым текстом и подтекстом. Один из самых любимых. Мне хочется, чтобы дети сначала посмотрели такое кино про Великую Отечественную Войну, перед тем, как они столкнутся с голливудским.  Подтексты этого кино подробно анализирует в своих роликах Алексей Меняйлов, с его трактовкой можно соглашаться или нет, он говорит о мужских посвящениях и анализирует закономерности (кто погибает, кто остается в живых в фильме и почему,  как проходит обучение молодых бойцов в летной части, кто из героев олицетворяет успешность этого обучения, чем отличается от других героев, например, Кузнечик и т.д). Прелесть фильма в том, что он передает эти подтексты напрямую, через образы, текст и песни. То есть он передает созидательную идеологию вне зависимости от того, что про нее человек будет говорить и думать. А песню "Смуглянка", вторую любимую песню моего сына вместе с "Потому что мы пилоты", я считаю глубо шаманской.  

Продолжение следует

Ссылки по теме

  1. Настольные игры с детьми 5-6 лет: как с помощью игр готовить ребенка к школе.
  2. Что почитать ребенку 5-6 лет? Наш список любимых книг для совместного чтения.
  3. Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Наш список с отзывами.
  4. Фильмы для совместного просмотра с детьми-школьниками. Наш список с отзывами.
  5. Наши любимые документальные фильмы, которые интересно смотреть вместе с детьми.

Индивидуальные консультации

По вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.

  1. +7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com (Лена) Москва, Геленджик
  2. +7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com (Саша) Москва