Мы всегда много путешествовали. Теперь, когда у нас есть маленькие сын и дочка, мы продолжаем это делать. Вместе. И самое длинное из этих путешествий - путешествие к ним.

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Наш список с отзывами

Наши вводные: нашей дочери 5 лет. Мы живем без телевизора уже давно, по многим причинам, первая из которых - не интересно. Но мы любим, очень любим иногда вместе посмотреть хорошие фильмы. Наши критерии "хорошести" отличаются от общепринятых. Дочь отлично держит внимание и вполне способна посмотреть без прерываний хороший драматический фильм со взрослыми, будь это фильм-биография, что-то из арт-хауза или классики, или что-то специально подобранное развлекательное из Голливуда. Смотрим мы кино немного - 4-5 раз в месяц. Это когда взрослые смотрят по своим интересам (то, что может увидеть дочь, мы фильтруем). Но есть фильмы, которые нам понравились и запомнились именно для совместного просмотра, то есть которые было классно и интересно посмотреть и нам, и нашей дочери. Есть в математике такое понятие общий знаменатель - вот это оно. Общее для взрослого и ребенка - есть ли оно? Мы решили собрать коллекцию таких фильмов здесь, из расчета, что это позволит поделиться и обменяться "наводками" с друзьями про нестандартное хорошее детское кино. Оговоримся сразу, что мы против голливудских мультфильмов в этом возрасте. Не принципиально (то есть некоторые отдельные готовы показать, но не все подряд). Мы против упрощения и уплощения мира, которое для них свойственно. То есть мы покажем голливудский фильм или мультфим в соотношнии 1:5, а лучше 1:10 к другим. Чтобы показать ребенку, что мир бывает разным. Поэтому наш список мультфильмов и кино интернациональный. Мы планируем пополнять этот список по мере просмотра новых интересных фильмов и ваши предложения принимаются.

Дети небес (Маджид Маджиди, 1997, Иран)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Дети небес. Маджид Маджи, 1997
Тема редкая и очень актуальная для нас - отношения брата и сестры, чужого адекватного списка фильмов на эту тему мы не встретили. Сюжет простой. Бедная иранская семья с тремя детьми. Мама болеет. Папа выбивается из сил на работе. Старший мальчик случайно теряет сандалики своей сестры, когда относит их в ремонт. Дети не хотят расстроить родителей, у которых с деньгами в это время плохо. В результате, дети остаются на двоих с одной парой обуви. Они учатся в разные смены и сестре нужно изо всех ног бежать домой, чтобы отдать свои кеды брату и он успел во время в школу. Дальше множественные перепетии про то, как дети выручают друг друга и помогают своему отцу. Этот фильм действительно замечательный, произвел сильное впечатление и запомнился надолго, с удовольствием его пересматриваем. Он добрый и очень светлый.

Песнь моря (Томм Мур, 2014, Ирландия)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Песнь моря. Томм Мур, 2014
Это ирландская история, основанная на народных сказках многих северных стран про женщину с тюленьей шкурой, превращающуюся иногда в тюленя. Женщина любит мужа, с которым одиноко живет на маяке и маленького сына, рассказывает ему сказки и поет ему песни. Все вместе они ждут второго ребенка. Но однажды ночью она убегает в море, оставив сверток - новорожденную дочь. История разворачивается несколько лет спустя, когда девочка подросла. Брат и сестра живут с отцом, девочка ничего не говорит, а мальчик не может простить сестре уход матери. В этой версии сказки на первом плане отношения брата и сестры, а также принятия и предназначения. Сестра имеет дар матери и может уходить к тюленям, но отец вечно в депрессии, бабушка увозит детей от моря и девочка начинает очень быстро чахнуть. Теперь спасение девочки, да и всей магической Ирландии зависит от ее брата, оттого, будет ли он способен простить и принять. Мульфильм очень красивый. Дочь он глубоко затронул, был практически на грани (она чуткая и сопереживает героям), особенно в эпизоде ухода матери. Почему мать уходит к тюленям? Почему брат не принимает сестру? Почему она чахнет без своей тюленьей шкурки и без моря? Почему вечно несчастен их отец? Почему мать не может к ним вернуться? Все эти вопросы очень волновали ее. Сказка глубокая и в корне своем народная, поэтому в сюжете и его развитии есть мудрость. Я смотрела ее дважды - с крохотной дочкой Забавой на груди и с "большой" Забавой вместе. Ждала возможности посмотреть вдвоем.

Иллюзионист (Сильвен Шомэ, 2010, Франция)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Иллюзионист, Сильвен Шомэ, 2010
Грустная история про смену эпох и смену поколений, "Огни большого города" в новом антураже. В Шотландии 50-х годов 20 века живет старый фокусник-иллюзионист, котому уже почти не осталось где давать представления - интерес публики захвачен другими темпами и ритмами. Он приезжает на удаленный остров, где жалеет девушку, убиравшую его номер, и покупает ей туфельки. Для девочки он - маг, туфельки для нее - волшебство. Он уезжает в Эддинбург, девушка увязывается за ним. Она - доверчивое и чистое существо и делает мир вокруг себя уютнее. Ей все хочется, но фокусы люди больше не покупают и фокуснику приходится работать ночами мойщиком машин, чтобы делать то, что она считает волшебством - покупать ей пальтишки и туфельки. Постепенно девушка расцветает. Мультфильм красивый - красивая музыка, красивая картинка. История грустная и одновременно честная. Он завораживает темой необратимости времени. Такова жизнь.

Мы купили зоопарк (Кэмерон Кроу, 2011, США)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Мы купили зоопарк
Тема смены ценностей. Классический Голливуд. Известные актеры. Сюжет-мелодрама с двумя любовными линиями (взрослой и подростковой). Классический хэппи-энд. После смерти жены известный журналист, ранее проводивший время в экстремальных поездках по всему миру, вынужден "приземлиться", чтобы ухаживать за двумя детьми - мальчиком-подростком и маленькой дочерью. Чтобы выйти из депрессии, в которой находится и он сам, и дети, они решают купить загородный дом вместо городской квартиры. Один нюанс: к дому есть обременение и продается он вместе с зоопарком при условии, что хозяин позаботится о его функционировании. Дальше все феерично - болеющие звери, неумелое руководство, дети, выпускающие на свободу змей. При всей нелепости того, что только что было перечислено, фильм прекрасный. Добрый, светлый. Уверяют, что он основан на реальных событиях и что этот спасенный незадачливым семейством зоопарк работает до сих пор.

Школа Саммерхилл (Джон Ист, 2008, Великобритания)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Школа Саммерхилл
Тема доверия детям. Фильм телевизионный, снят просто. Имеет 4 серии примерно по полчаса, мы посмотрели за два дня: по две серии в день, чтобы приблизить его к формату художественного. Фильм глубоко целительский и для детей, и для взрослых. Это история про реально существующую школу в Великобритании, построенную на принципах самоопределения, свободного выбора и посещения занятий и вообще полного детского самоуправления. Опыт хороший, то есть дети после этой школы прекрасно социализированы (школа существует с 20-х годов 20 века). В фильме история двух трудных детей, только что пришедших в эту школу. Очень прилежную девочку с очень строгой мамой, которая пытается все делать правильно, а в душе переполнена злостью и абсолютно задавлена. И явно девиантного мальчика, исключенного из нескольких школ. В результате перепетий фильма оба эти ребенка в детское сообщество вписываются и многие свои "шероховатости" выправляют. Это сюжет для детей. Школа при этом подвергается усиленным проверкам и прессингу, но его успешно выдерживает. Это сюжет для взрослых. Созидательна же глубоко гуманистичная идея о присущей детям глубинной мудрости и возможности организовать их так, что они раскрываются. И это не пример утопической модели по настоящему счастливого детства, существующего только в нескольких десятках школ в мире. Это пример полноценного и уважительного отношения к ребенку, которое по идее должно быть реализовано в конкретно взятой семье (например, нашей). Бросается в глаза контраст идей этого фильма с прямо противоположными идеями, что дети, предоставленные сами себе, тяготеют к примитивным обществам и скатываются в анархизм ("Праздник непослушания", "Повелитель мух") или автократию ("Волна"). Последние из перечисленных классических произведений, несмотря на некоторый урок, разрушают веру в жизнь. А вот этот фильм ее как раз формирует. Требуется определенное время на его усвоение (то есть несколько дней после него не хочется смотреть никакую ерунду). Зато сразу захотелось прочитать книгу остователя этой школы А. Нилла "Школа Саммерхилл - воспитание свободой".


Мы разрабатываем индивидуальные программы кинотерапии и проводим индивидуальные консультации по проблемам взаимоотношения в семье и воспитания детей.

+7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com - Лена (Москва, Геленджик)


Звездочки на земле (Аамир Кхан, Амол Гуптэ, 2004, Индия)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Звездочки на земле, Аамир Кхан, 2004
Тема инаковости. Еще один фильм на грани. Он длинный, почти трехчасовой и характерно, что муж его подряд посмотреть не осилил, а дочь осилила. На грани он потому, что он про ребенка, которому первую половину фильма приходится очень туго в родной семье. У него дислексия, которую не определяют и считают его ленивым и глупым. В школе он учится отвратительно, при том, что мальчик явно одаренный (хорошо рисует). В итоге, семья сдается и пристраивает мальчика в интернат, где ему тоже первое время плохо, пока на его пути не встречается один хороший учитель. Учитель распознает дислексию (поскольку когда-то сам с ней справился) и берется заниматься с мальчиком. Дальше все хорошо - это все-таки индийское кино. Красивое, учитель пляшет с понтанцовками, как индусам и положено. Фильм хорош, потому что он показывает сложности в жизни ребенка и то, как он с ними справился. Показывает, что ОДНОГО конструктивного и жизнерадостного взрослого, который в этого ребенка поверил, может быть достаточно. Показывает методы, как можно справиться с дислексией, проявив немного (или много) терпения. Показывает, что делает с человеком вера в него и принятие.

Кука (Ярослав Чеважевский, 2007, Россия)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Кука. Ярослав Чеважевский, 2007
Один из моих любимейших фильмов. Ждала, когда можно будет показать его дочери. Героине фильма Куке около 6-ти лет, думаю, примерно с такого возраста фильм хорошо понятен ребенку, мы дождались только до 5-ти, когда посмотрели его в первый раз. Темы одиночества, взрослости. Девочка живет одна в Питере после смерти растившей ее бабушки. Сама справляется с тем, чтобы получить за бабушку пенсию, купить продукты, приготовить себе, даже сэкономить денег на покупку пальто на зиму. Одновременно в Москве живет одинокая и довольно богатая женщина, которая в момент личного кризиса уезжает в Питер, чтобы отвлечься и устраивается на работу в местную социальную службу (чтобы уж совсем все поменять). Женщина, как вы понимаете, тотемный двойник той самой девочки, у них даже игрушечные Мишки одинаковые (хоть и выглядят по разному). Потяно, что рано или поздно эти два персонажа встретятся. Фильм светлый, в нем много юмора. Девочка намного более зрелая по сравнению с ее инфантильными сверстниками. Даже по сравнению с женщиной. И это заставляет задуматься, что же такое страшное наша цивилизация делает с детьми, если сами по себе они могут справиться лучше.

Рыжий пятачок (Бен Вербонг, 2001, Германия)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Рыжий пятачок. Бен Вербонг, 2001
Тема правильных ценностей, на основе стандартного сюжета про исполнение желаний. Одинокий и неуспешный конструктор зонтиков Пепперминт встречает непривлекательного и суматошного Суббастика, нагло объявляющего, что Пеперминт его папа и с этого момента жизнь Пепперминта идет в трам тарары. Казалось бы, от Суббастика одни проблемы, но оказывается, что он может исполнить любое желание того, у кого поселился, теряя при каждом желании одну веснушку на своем лице. Дальше все просходит примерно как в сказке "Цветик семицветик", горячо любимой нашей дочерью. Видимо, у дураков мысли сходятся. Уж не знаю, смотрели ли немецкие сценаристы наш мульфильм, думаю нет, просто они прошли про архетипам идиотских и бессмысленных желаний, которые требуется загадать герою, чтобы понять то, что он действительно хочет. Конечно, желания кончаются в самый неподходящий момент. Конечно, в результате герой выбирает навсегда остаться с Субббастиком, которого раньше все использовали, но мало кто был способен полюбить по человечески. В какой-то момент Суббастик - это просто Ребенок. И герою надо тоже разбудить в себе Ребенка, чтобы понять, кто он на самом деле.

Балерина (Эрик Саммер и др., 2016, Франция)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Балерина. Эрик Саммер
Еще один спорный случай. Мультфильм из разряда "смотреть с аккуратностью". Во-первых, после него маленькие девочки тянутся на шпагат и танцуют. Во-вторых, они не танцуют спонтанно, а пытаются повторить какие-нибудь классические па. В-третьих, если написано "Франция - Канада", иногда надо распознать типичный "Голливуд". По сюжету, динамике, развязке и скрытым ценностям. История как бы про исполнение мечты, фактически - про соперничество в балетной школе (классическое "из вас должна остаться одна"). История, которая мою дочь захватила, но заставила переживать не к месту и породила много странных вопросов. Почему девочка, бежавшая с другом из сиротского приюта, теряет этого друга в Париже в первый же день и не особо переживает по этому поводу (сама моя дочь плакала: я не хочу, чтобы они потерялись)? Почему она попадает в балетную школу обманом? Почему мама ее сокурстницы пытается ее убить (эта мама - хорошая или плохая)? Ну и так далее. Все это подмахивается под сюжет в духе американской мечты. Тем не менее, можно и показать неиспорченному ребенку с готовностью эти вопросы обсуждать (как обсуждают странности в сказке). А испорченному (Голивудом) ребенку ничего объяснять не потребуется и мультфильм просто понравится. Привожу здесь, потому что дочь захотела посмотреть этот мультфильм два раза.

Шаг Вперед (Энн Флетчер, 2016, США)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Шаг Вперед. Энн Флетчер, 2016
Пример взрослого фильма, который я с удовольствием посмотрю вместе с ребенком. И это то, что я действительно предпочту показать своей дочери про танцы, если она ими увлекается. Мы приводим его здесь именно в сравнении с "Балериной". "Шагов вперед" как минимум четыре, из них три первых мы смотрели вместе. Наверное, эти фильмы снимались для подростков, но моя дочь в 5 лет смотрит их с увлечением. Это сказка про выскочек из низов, которые попадают в школу искусств (мне она биографически близка, я вышла из семьи технической интеллигенции стала выпускницей ВГИКа). Тема - следование своему пути. Иногда при этом героев отвергает их бывшее окружение или они идут против воли родитилей или кого-то из взрослых. В каждой части собирают себе команду таких же как они - инаковых, тех, чьи способности не востребованы полностью. И далают что-то новое для себя. В каждом из фильмов есть страсть и есть любовная история. И в каждом фильме героям приходится пройти тест на верность. Сюжеты просты и предельно одинаковы. Но в них есть доброта и замечательно поставленные танцы. Энергичные, завораживающие, сочетающие разные стили. Энергетика фильмов подталкивает делать что-то свое, а не тормозит. На мой вгляд, лучше показать это, чем "Балерину" (меня не смущают поцелуи в кадре, я считаю, что они намного менее вредны, чем гротескная мультяшная мама, бегающая с колотушкой за подружкой дочери по недостроенной Эйфелевой башне, чтобы ее убить, как в предыдущем мультфильме).

Наш сосед Тоторо (Хаяо Миядзаки, 1988, Япония)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Наш сосед Тоторо, Миядзаки
Итак, мы вступаем на зыбкую для меня почву японского аниме. Я слышала историю одного великого дегустатора, писавшего обзоры меню лучших француских ресторанов. Он сказал, что когда его пригласили на эту работу, он взял тайм аут на несколько месяцев. Он считал, что не может быть дегустатором, так как имеет ряд личных ограничений. Есть блюда, которые он не любит с детства, но, как дегустатор, он не имеет на это права. Он отправился (за свой счет) по лучшим ресторам и пробовал именно эти блюда (например, овсянку и трюфели) до тех пор, пока не нашел приемлимого для себя варианта. Потом нормального варианта, потом вкусного. До тех пор, пока не снял свое табу. Так вот, каюсь, Миядзаки для меня именно такое блюдо. Стоило мне опубликовать этот обзор, как на меня накинулись друзья. А первый среди них был мой благоверный, говоря: "Он волшебный! Это же про тонкий мир и его сущности". Да, про сущности. Но почему-то я Миядзаки не запоминаю. Проходит, не оставляя следов, не ощущаю резонанса. Собственно, я решила, что как и в еде, моя ограниченность не должны быть ограничением для моей дочери. И мы начали пересматривать. По рекомендациям друзей начали с "Нашего соседа Тоторо". Важно: он однозначно удовлетворяет всем моим критериям. Он красивый, добрый, тонкий, светлый. В нем совсем нет жестокости. И даже есть немного тема взаимоотношения сестер. В конце, когда мама сестер встречается с отцом в больнице, а подружившиеся с волшебным Тоторо дети приходят, чтобы посмотреть на это через окно и даже не заходят внутрь, а просто наблюдают, что маме стало лучше и радуются, я даже плакала. Потому что это особая деликатность и любовь к маме. Дочь смотрела не отрываясь, затаив дыхание. Немного смутилась только сначала, когда маленькая девочка мчится одна через лес: "Я боюсь, что она никогда не вернется домой", а потом осмелела и с радостью встрачала каждый раз этого Тоторо. Вообще она оказалась немного похожа на этих героинь. Устроим себе неделю Миядзаки в Москве: "Ариэтти из страны лилипутов", "Ходячий замок", "Унесенные призраками", "Ведьмина служба доставки", "Рыбка Поньо на утесе". Я думаю, что аниме можно распробовать, набрать в нем опыт, сформировать вкус.

Ведьмина служба доставки (Хаяо Миядзаки, 1989, Япония)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Ведьмина служба доставки. Миядзаки
Ну вот, я и нашла Миядзаки, который мне абсолютно безукоризненно понравился. У ведьм традиция - в 13 лет они должны улететь из дома, найти себе другой город и прожить год самостоятельно. Именно эта ведьма почти ничего не умеет, только летать на метле. И она придумывает ведьмину службы доставки. Хорошая сказка про испытание. Но она снята с юмором и интересна также тем, кто хоть когда-нибудь работал по заказу. Ведь каждый заказ с ведьмочкой что-то случается, но она все равно (каким то чудом) их выполняет - что-то делает. В общем, мы смотрели эту сказку с дочкой с одинаковым интересом. Она яркая, красивая, добрая и сделана с юмором. В нет нет никакой бессмысленной бегатни и почти никакой дани Голливуду, так небольшой эпизод со спасением мальчика из падающего дирижабля, но он занимает на экране всего три минуты. В общем, если вы, как и я, не распознали еще вкус японских мультфильмов, то можно вполне начинать с этого.

Мысли о свободе (Кэррол Бэллард, 2005, США)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Мысли о свободе, 2005
Типичная история для ЮАР или Намибии - фермеры подбирают детеныша гепарда, у которого погибли родители, чтобы вырастить их на ферме. Пока детеныш маленький, он не причиняет особых хлопот, но вот он становится взрослым и семья понимает, что перед ней дикий зверь, а отпустить его просто так нельзя, ведь к свободной жизни зверь не приспособлен. В этом фильме на все это накладывается человеческий сюжет: фермер оказывается смертельно болен, и оставшиеся после него жена и сын не могут решить, смогут ли они одни жить на ферме или им надо переехать в город. Все это снято в потрясающе красивой саванне Южной Африки. С посрясающе красивыми кадрами диких животных и приключениями мальчика и гепарда. Оба они стремятся к свободе и оба ее находят. Фильм про внутреннюю честность, про выбор собственного единственно верного пути в жизни без компромиссов, про умение отпускать того, кого любишь, на свободу. Ну и просто красивое кино.

Приключения Паддингтона (Пол Кинг, 2014, Великобритания)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Приключения Паддингтона, Пол Кинг
Каждой семье просто необходимо приютить медведя. Фильм про семейные отношения и недостаток в них определенного игривого (шаловливого) компонента, который делает избавляет от занудности семейную жизнь. Для меня олицетворение этого фильма - это ролик в середине, рассказывающий одну из предысторий: как хиппи-папа привозит хиппи-маму в роддом на мотоцикле. Через пару-тройку дней он в сером костюме забирает ее с ребенком на строгой черной машине. Она - такая же как была до родов, только с малышом. А папа остепенился: "Теперь у меня есть ребенок". Я верю, что можно потерять чувство юмора и приобрести излишнюю серьезность за один день. После этого семейная жизнь находится в каком-то разладе. Вроде и дети прикольные (их в фильме двое - девочка-подросток и младший мальчик). И мама сохранила определенный эпатаж. Но все в целом как-то не ладится. Все живут по своим комнатам и в своих "клетках", папа больше не герой для мамы, хоть и обеспечивает семью. А она не может найти вдохновение, чтобы нарисовать героя своего комикса (она - иллюстратор). Пока не появляетя медведь. Дочери медведь понравился, она хохотала до упаду над типично американскими сценами, когда медведь шалил или по неловкости разносил что-то в доме. А мне фильм понравился темой оживления и размораживания жизни, которая по каким-то причинам слишком серьезна. В результате присутствия медведя погром в доме оказался локальным и жизнь в целом стала более счастливой. Героем маминого комикса снова, как и полагается, стал Папа. А медведь прижился. У фильма есть вторая часть, ее тоже можно смотреть, но она хуже первой. Американизмы и ляпы в фильме есть, но ими можно пренебречь.

Собачья жизнь (Лассе Халльстрём, 2017, США)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Собачья жизнь, Халльстрём
Один из моих любимых фильмов и любымых режиссеров для совместного просмотра. Смотрели его не только со старшей дочкой, но и с младенцем на руках. Тема преданности. Собачий век короток, за одну человеческую жизнь проходит несколько собачих жизней. А теперь представьте себе, что собака, прожив свою жизнь, умирает и рождается вновь несколько раз, но (в отличие от людей) помнит, что у нее было в прошлых жизнях. И, спустя несколько жизней, она встречает своего первого постаревшего хозяина, который в первом эпизоде был еще ребенком. Фильм замечательно добрый. О ценности первой любви, одиночестве и том, как смягчается сердце. Не смотря на голливудское происхождение фильм совсем не банальный. Он запоминается и теребит душу. И исключительно красивый, глаза радуются. И вот еще, Лассе Халльстрём - замечательный режиссер. И если вы изголодались по хорошему психологическому кино, а на руках у вас малыши, и вы не имеете никакой возможности посмотреть что-нибудь без них или без того, чтобы они по крайней мере раз 50-т за просмотр забежали к вам в комнату, то поищите в его фильмографии и вы найдете для себя многое. "Что гложет Гилберта Грейпа?" (1993), "Шоколад" (2000), "Правила виноделов" (1999), "Пряности и страсти" (2014), "Хатико: Самый верный друг" (2008) - все это и многое другое у Халльстрёма можно смело смотреть взрослым при детях, не боясь покоробить их пошлостью или жесткостью. Там ее нет. Там есть жизнь, поданная красиво и со вкусом. Собственно, мы эти фильмы тоже посмотрели с дочкой, они не детские и я не привожу их в этом списке, хотя она была способна их понять.

Ариэтти из страны лилипутов (Хиромаса Ёнэбаяси, 2010, Япония)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Ариэтти из страны лилипутов, Миядзаки
Вот вам еще один японский мультфим. Режиссер - Ёнэбаяси, сценарист - Миядзаки. Про взаимодействие с тонким миром и его сущностями. Для тех, кто любит сказки про домовенка Кузю, Алошку, гарантийных человечков и прочих маленьких сущностей, обитающих в наших домах в то время, когда мы о них не подозреваем. Сюжеты в этом мире бродят по кругу. Как всегда, рассекретить таких маленьких человечков удается одинокому ребенку. В этой сказке - маленькому мальчику с больным сердцем, живущему вдали от мамы и папы. И, как всегда, история про то, что тонким миром нужно взаимодействовать тонко. Потому что как только об этом мире узнает грубый человек, он действует разрушительно. Доброму мальчику, конечно, удается спасти свою маленькую подругу и ее семью, но рассекречивание не проходит даром - это требует их ухода. Миядзаки нетороплив, картинка завораживает, сказка добрая и немного грустная.

Тайна Келлс (Томм Мур, Нора Туми, 2009, Франция)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Тайна Келлс
Мультфильм настолько красивый, насколько это вообще возможно, настоящее чудо орнаменталистики, многие рисунки сделаны по мотивам реально существующих древних кельтских книг. История про двоемирие - столкновение христианства и магии. Ирландия, 9 век. Старые традиции уходят, новые возникают. Время перемен. В старом аббатстве живет мальчик, который становится учеником знаменитого брата-иллюстратора, приехавшего в монастырь вместе со знаменитой рукописью. Что до меня, то меня намного больше захватил сюжет другой работы этого же режиссера, о которой мы написали выше, "Песнь моря". Здесь же больше юмора и больше красоты, но эта сказка менее детская.

Маленький Николя (Лоран Тирар, 2009, Франция). Каникулы маленького Николя (Лоран Тирар, 2014, Франция)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Каникулы маленького Николя. Маленький Николя. Смотреть онлайн
Два фильма про одну и ту же семью. Хотя более ранний "Маленький Николя" (2009) имеет выше рейтинги, лично мне больше понравился более поздний - "Каникулы маленького Николя" (2014). Так понравился, что мы решили почитать об этом Николя книгу. Это комедии и вообще-то довольно однотипные. Живет обыкновенная семья. Папа страдает на тему как бы угодить начальнику, мама - эдакий синий чулок - может в какой-то момент преобразиться в Красавицу и даже покорить иностранного продюссера, бабушка вносит элемент раздрая. Далее создается ситуация недопонимания между взрослыми и Николя и надувается мыльный пузырь детских страхов. Сильно преувеличенных. В первом фильме Николя боится, что родители заимеют маленького братика и выставят его на улицу. Во второй фильме он боится, что родители женят его на дочери своих друзей Изабель, хотя его сердце отдано другой подруге. Дальше Николя с друзьями придумывают всяческие уловки, чтобы Николя мог избегнуть своей участи. Замечательно смешные и очень французские. В конечном счете, когда уловки и интриги срабатывают, то оказывается, что его участь не так уж плоха: братика иметь прикольно, а Изабель ничем не хуже залихватского мальчишки. Но интриги детей уже сработали и надо придумать способ откатить их эффекты обратно. Есть над чем посмеяться, мило и можно смело смотреть семьей. Еще одна тема этого фильма - про детскую дружбу. Друзья Николя все как на подбор какие-то странные. Один все подряд ест, другой всего боится, с третьим еще что-нибудь не в порядке. Но все это ничуть не мешает им дружить и, в конечном счете, даже помогает.

Белль и Себастьян (Николя Ванье, 2013, Франция)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Белль и Себастьян
Еще один французский сюжет, не самый, наверное, лучший в этом списке, но дочь его вспоминает и попросила о нем написать, так что выполняю ее просьбу. Фильм скорее детский, чем взрослый, что-то в нем сюжетно не доработано, чтобы он стал шедевром для всей семьи. Эдакий середнячок на один раз, который можно смотреть онлайн, скачать не обязательно. История времен второй мировой войны про мальчика, живущего в горной деревеньке на границе. В то время как взрослые ищут одичавшую собаку, которая, как считается, задирает овец, Себастиан дружится в этой собакой и начинает укрывать ее и тайно за ней ухаживать. Она оказывается красивой и умной пастушьей собакой и он дает ей имя Белль. Позднее выясняется, что овец задирали волки, а Белль начинает помогать Себастиану и взрослым проводить беженцев через Швейцарскую границу. Ну и в какой то момент спасает людей. Фильм про доверие. Ребенку, собаке, другу.

Инопланетянин (Стивен Спилберг, 1982, США)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Инопланетянин. Спилберг
Спорный фильм. Фильм культовый и любая семья в Америке его, наверное, не задумываясь покажет. И, кажется, слишком известный, чтобы про него в таких обзорах писать. Но мы вот недавно его вспомнили и поняли, что показать забыли. И пересмотрели все вместе. И задумались. Сюжет "Инопланетянина" очень прост: мальчик находит отставшего от своего корабля инопланетятина, одинокого, случайно оставшегося на Земле. Инопланетянин вступает с мальчиком в телепатическую связь, позволяющую им чувствовать друг друга. Ну и мальчик знакомит инопланетянина с особенностями своей жизни. Пока инопланетянина не отслеживает система, которой, как вы понимаете не все равно. Собственно отсюда тема фильма - противостояние человечности и Системы. Американская версия сюжета про "Куку", когда какая-то служба безопасности (показанная через наручники и ключи на поясе) работает против конкретно взятой семьи. Заканчивается фильм по доброму. Семья побеждает, система оказывается бессильна, но мальчику с инопланетянином надо проститься, потому что инопланетянин хочет домой. И над этим наша дочь в конце плакала навзрыд. Но это жизнь. А вообще-то фильм без лишней жестокости. Вроде все (кроме инопланетянина) показано "как есть". И в этом парадокс. Должны ли мы своему ребенку передавать наше безверие в систему и общество? В то, что оно к отдельно взятому существу вовсе не будет гуманно? И что отдельно взятая жизнь для системы имеет такое же значение, как лягушка для науки? Я бы предпочла на базовом уровне внедрить какой-то другой миф. Что-то вроде "Чука и Гека" из советской сказки, в которой люди могут ошибиться или заблудиться, но абсолютно все персонажи, с которыми сталкиваются по пути герои, добрые. Это тема про базовое доверие миру и обществу. Мне было хотелось, чтобы это доверие было. А остальное было исключением. Не наоборот. Поэтому вместе с этим фильмом мы решили подумать над списком старых советских фильмов, которые хотелось бы своему ребенку показать.

Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь (Джакомо Кампиотти, 2007, Италия)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь
Есть фильмы, которые дают возможность вспомнить что-то очень очень важное. Почему бы не разделить этот опыт с ребенком, который в 5-6 лет уже способен многое понимать? Это фильм - биография итальянского врача, практиковавшего в начале 20 века в Неаполе, который в 70-е годы 20 века был признан святым. Фильм длинный, более трех часов, две серии (это при том, что мы смотрели сокращенную версию, но поняли это только в конце, когда увидели в титрах отдельные кадры, которых не было в самом фильме). Мы его смотрели два дня подряд по серии, чтобы усвоить. Фильм про умение прощать и великодушие, про любовь, не знающую различий, про умение отдавать себя делу полностью, без остатка, про правильные, но сложные жизненные выборы. Наверное это та жизнь, которую я как целитель хотела бы показать своим детям, если бы хватило мужества. Конечно, чужой жизнью да еще в кино, свою внутреннюю работу не заменишь, но ее нужно смотреть, если есть резонанс и созвучие. И хотя герой намного более безупречен, чем большинство из нас, смотря на него не возникает чувства досады или слащавости. Главный герой как раз пробуждает лучшее и в партнерах по сюжету, и в своих зрителях. Помните историю о том, как воспитывали маленького Будду? Ему не показывали старость, болезнь и смерть. Все это есть в этом фильме, хотя показано с деликатностью. Но, хотя я старательно избегаю прежде времени показывать своей дочери как новости по телевизору, так и фильмы с насилием, а особенно детские фильмы, где насилие и смерть показаны бессмысленно (пример якобы детской сказки такого рода - "Звездная пыль"), этот фильм мы с дочкой и мужем смотрели вместе. И у меня ни разу не было желания спрятать от нее экран или выйти с ней вместе из комнаты. Как раз наоборот, тут старость, болезнь и смерть были включены в течение жизни такими, какими они бывают. А врач показан таким, какой он должен быть. Я избегаю пока столкновения моей дочери с медициной - мы растем, используя естественные методы исцеления, бережем здоровье и необходимости лежать в больницах у нас еще не было. Но, я чувствую, что передавать дочери свой собственный панический страх перед больничной обездушенностью, тоже не совсем правильно. Нужен практический идеал другого рода. И этот фильм такой, он согревает. И герой поражает умением улыбаться в самых сложных ситуациях, каждому больному или страдающему на его руках, улыбаться абсолютно адекватно, улыбаться умиротворяя, потому что очень важно, что врач или целитель несет в мир, несмотря на то, что ему может быть очень больно в душе. Ну, кажется честно написала, если вам не так все это ценно как нам, то просто не смотрите. Но в нашей семье один такой фильм имеет больше значения, чем тридцать три мультфильма ни о чем, которые можно пропустить и ничего не потерять от этого.

Вокруг света за 80 дней (сериал) (Лейф Грэм, 1972–1973, Австралия)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Вокруг света за 80 дней (мультсериал)
Не всегда пересматривая мультфильмы, виденные в детстве, получаешь удовольствие, но это именно тот случай. Сериал "разрезан" на небольшие серии по 22 минуты каждая, мы смотрели их по паре в день. Каждая серия, кроме небольшого ролика, напоминающего об интриге (Филиас Фогг держит пари, что он сможет объехать вокруг света за 80 дней и женится на Блинде Мейс, но ее дядя посылает мистера Фикса, чтобы вредить ему), имеет своего рода детективную загадку. Филиас Фогг предлагает своему спутнику Паспарту взять в путь совершенно не подходящие для дела предметы (например: мышь, чайник с чашками, роликовые коньки), которые потом оказываются необходимым и достаточным условием, чтобы победить Фикса и пройти маршрут. Эти сборы своей абсурдностью напоминают сборы мамской сумки каждое утро: надо предугадать, что с маленькими детьми случится за день, и иметь все необходимое на все случаи жизни, но при этом не тащить с собой чемодан. В начале каждой серии также предлагается какая-нибудь нехитрая мораль, например, "испльзуй все, что под рукой и не ищи себе другое" и искушенный Филиас Фогг не пропускает случая поучить жизни наивного Паспарту, ведь в итоге эта максима оправдывает себя. Сами приключения совершенно неправдоподобны и Жюль Верн имеет к ним очень отдаленное отношение. Но неверотяные способы вылазить из неприятностей вместе с элементами интеллектуальной игры создают постоянное впечатление загадки и разгадки, поэтому сериал очень нравится маленьким детям. Зловредный Фикс вызывает у детей максимальный восторг: "Ну и ну, проделки Фикса, проделки Фикса!" Сериал на порядок лучше подходит для совместного просмотра с детьми, чем современный фильм с тем же названием (с Джеки Чаном в роли Паспарту): фильм по сравнению с сериалом плоский и не содержит никакой интриги, просто переводит внимание на трюки. Здесь же острота взаимодействия построена на позициях героев. Паспарту - это Бессознательное, ребенок, он постоянно паникует и очень наивен, но недостаточно озорной, поэтому принцип безудержного озорства усилен обезьянкой. Филиас Фогг - эдакое Супер Эго, правильный, назидательный и немного нудный. Мистер Фикс - Бессознательное - всегда на чеку, постоянно имеет свои планы, разговаривает сам с собой, всем вредит и в курсе всех событий. Ему можно помочь и его обыграть, но от него нельзя избавиться. На этом простом раскладе держится полтора десятка серий. И посмотреть их стоит.

Михаил Казиник. Фильмы "Ad libitum или В свободном полете" (2008-2010, более 50-ти документальных фильмов)

Фильмы для совместного просмотра с ребенком 5-6 лет. Михаил Казиник. Фильмы "Ad libitum или В свободном полете"
А вот вам еще одна неожиданная идея на счет того, что стоит посмотреть с детьми и что мы с удовольствием смотрим с дочерью время от времени на протяжении всей этой осени и зимы, а, когда закончим, вероятно, начнем смотреть (и слушать) заново. Вот ссылка на нее, мы смотрим их в свободном доступе на Ютубе. Это документальный цикл про искусство. И ведь это даже не фильмы. Это небольшие, минут по двадцать, рассказы Михаила Казиника про классическую музыку - композиторов, направления, эпохи, стили. Где он играет фрагменты или приглашает играть пианиста Алексея Ботвинова или других. И рассказывает про музыку. А иногда и вообще про искусство - живопись, литературу. Все это завораживает и позволяет расширить музыкальный (прежде всего) кругозор даже для тех, кто уже закончил музыкальную школу. И, когда на руках младенец и какие-нибудь рукодельнические занятия со старшим подросшим ребенком затруднены, можно, тем не менее, интересно и пользой проводить вместе время, смотря и слушая то, что позволяет расширить горизонты и разнообразить мир. Казиник хороший расказчик, вдохновенный и страстный. Говорит просто, доступно и экспрессивно, захватывает даже детей. И они впечатляются. Моцартом, Бахом, Бетховеном, романтиками, Прокофьевым, классикой 20 века. Какие-то из этих историй проникают в них (по крайней мере в тех из них, кто не испорчен телевизором). И возникает желание потом вместе что-то послушать. Я бы, пожалуй, не стала рекомендовать Казиника в категории "просмотр с детьми", но сама я первый раз услышала о нем именно в мамском чате своей родительской школы от мам, проводящих много времени с малышами, так что похоже мы не одни такие, кто готов заменить просмотр блогбастеров чем-то совсем иным. В общем, это как раз фильмы для каждого дня. Если думаете, стоит ли смотреть или нет, начните с серии "Гаммы", она прекрасна.

Индивидуальные консультации

По вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.

  1. +7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com (Лена) Москва, Геленджик
  2. +7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com (Саша) Москва