Наши вводные:  дочери Забаве 6 лет исполнилось в этом путешествии, сыну Никите 1,5 года исполнилось в этом же путешествии. У мужа был отпуск на неделю + выходные, то есть мы имели примерно 8-9 дней на отдых в Гомеле, включая дорогу. Машина Volkswagen Touran (Фольксваген Туран) довольно большая и удобная с вместительным багажником. Двое взрослых - Саша и Лена - оба хорошие и опытные водители, но по историческим и демографическим причинам именно в Volkswagen Touran как правило Лена на детях, а  Саша за рулем.  Маршрут Москва-Гомель выбранной нами дорогой составляет около 800 км. Ранее мы в маленькими детьми предпочитали ездить его двумя днями с ночевкой в Смоленске. В этот раз решили попробовать проехать одним днем. Понравилось. Проезжаемо. Комментарии смотрите ниже.

Детали пути:

1.Взаимозаменяемые автокресла

У нас два идентичных взаимозаменяемых автокресла для детей 1,5 и 6 лет (категория 10-25 кг). Купили малышу такое кресло мы сразу после лежачей люльки, как только малыш сел (то есть в 6-7 месяцев). Выбирали мы автокресла по параметрам комфорта, чтобы были достаточно широкими и удобными летом налегке и зимой в теплой одежде. Чтобы малыш сидел с хорошей опорой, используем дополнительные подушки (видно на фото), хотя необходимости в них уже особой нет. Кресла свои наши дети в итоге любят и чувствуют себя в них отлично. И, хотя старшая не очень любит креслами меняться, мы постарались приучить их к взаимозаменяемости.

Одно кресло стоит около водителя на переднем сидении. В городских перемещениях, когда единственный в машине взрослый - это водитель, в этом кресле обычно сидит малыш, чтобы можно было оказать ему помощь в поездке. Если в машине двое взрослых, то малыш может сидеть как спереди (тут он меньше просится на ручки), так и сзади (тут его удобнее развлекать). В длительных поездках (вроде этой) мы предпочитаем иногда менять детей местами в пути, чтобы они легче переносили монотонность дороги. И ощущаем, что уже через годик-другой можно будет смело ставить оба кресла назад: друг друга они начинают развлекать лучше, чем могли бы развлечь их мы. Но пока это еще не так.

2.Наш маршрут

Есть два маршрута, которыми обычно едут машиной из Москвы в Гомель: через Брянск (около 650 км и около 8 часов в пути) или через Смоленск, Оршу и Могилев (около 800 км и около тех же 8-9 часов пути). О вкусах не спорят. Мы, в силу исторических причин, а также по трафику и комфорту предпочитаем более длинный, но более комфортный путь через Оршу-Могилев. С учетом подмосковных пробок и особенностей пути вы, возможно, поймете почему. Если вы едете из Москвы не в Гомель, а, например, в Минск, то ваш маршрут тоже окажется похож на наш (Вязьма - Ярцево - Смоленск - Орша) и по времени, и по внутреннему ритму.

3.Режим поездки Москва-Гомель с маленькими детьми

Чем больше спит малыш в пути, тем лучше.  Ребенка в 5-6 лет развлекать в пути легко: он глазеет по сторонам, поддерживает беседу, слушает сказки, музыку и аудиокниги (на мультики мы не соглашаемся). А вот годовасу просидеть день в кресле бесконечно сложно. Под бодрствование наши "нормальные" переезды длятся 30-40 минут. Все, что дольше, мы обычно подгадываем под сон, если не получается, то они нас напрягают. И как быть с Беларусью, куда ехать часов так этак десять, если не больше?

Летом, когда световой день длинный, с режимом все просто. Мы выехали из Москвы в субботу около 4-х утра. Первый наш мотив: выскочить до обычных субботник "дачных" пробок. В 4 утра нам это удается почти без задержек. Второй наш мотив еще сильней. Если удастся сразу после выезда уконтрапупить малыша, то можно проскочить значительную часть пути под его крепкий "пока еще ночной" сон. Действительно, наш малыш был нечаянно разбужен при выносе из дома, под шумок высажен (он на высаживании, в машину и в постель почти не писает и туалетные дела могут разбудить его раньше срока) и поглазел на утреннюю Москву часиков примерно до 5-ти. После чего спокойно проспал до полдевятого. Упс! Это позволило нам проехать довольно далеко, почти до Смоленска, по крайней мере далеко за Ярцево. Поскольку за это время мы изрядно проголодались, есть пришлось прихваченные из дома бутерброды прямо в пути (мы не любим есть в дороге домашнюю еду, считая возможность выйти в кафешку отдыхом и развлекухой, но сон малыша - не тот случай, сон малыша в машине стоит еды и любых развлекух). Вообще мы всегда стараемся пока малыш спит ехать без всяких остановок: лучше заправиться заранее и постараться большим детям и взрослым не пить лишнего и поменьше ходить в туалет. Проснувшись под Смоленском, малыш был тут же высажен и накормлен (получил грудь) - пока Саша покупал беларусскую страховку и заправлялся у границы (в Беларуси бензин обычно дороже, чем в России, так что выгодней заправиться у нас). Мы спокойно доехали до границы часам к десяти и пересекли ее. Никакого досмотра или контроля для легковых машин при выезде из России в Беларусь сейчас нет.

Дальше мы "тянулись" под недовольный ропот малыша до Орши, чтобы устроить большой и основательный привал. Эти мучительные полчаса малыш десяток раз дал нам понять то, что он думает о нас и наших автокреслах. Тем не менее, до Орши мы благополучно добрались.

4.Орша: отличное место, чтобы сделать длительный привал на пути из Москвы в Гомель

Саша ездит из Москвы в Беларусь примерно половину своей жизни. И тем не менее потребовалось завести двух маленьких детей, чтобы по достоинству оценить прелести Орши. В Орше есть детский парк. Сочтете ли вы его хорошим или плохим - не важно. Он совершенно прекрасен тем, как он расположен. Он хорош на пути "туда" и он хорош на пути "обратно". Мы советуем провести в нем не менее, чем два часа. Мы так наелись бутербродами, что еще не были голодны. Поэтому мы посветили все два часа активностям.

Тут есть где полазить и есть аттракционы.  Аттракционы отличаются очень милой провинциальностью: город не туристический и катают здесь своих детей. Поэтому работники каждого конкретного колеса или лодочки подходят к делу ответственно и не жадно. Они включают лодочку не на три минуты, а пока люди не накатаются. Сашу, например, на этих самых лодочках не накачало, а укачало. Снимать его с них пришлось зелененьким. Зато тренированной Забаве хоть бы что. Мы, как специалисты в детских спортивных комплексах, оценили  прелесть необычных лазательных инсталляций (см. фото выше и ниже).

Налазившись вдоволь на чудных зверюгах и накачавшись на карусельках, мы спустились посмотреть на Днепр.

В отличие от украинского Днепра, беларусский Днепр в Орше своей широтой не впечатлял. Но все равно было приятно, ведь река то культовая и легендарная.

5.Переезд Орша - Гомель

Угуляв и укачав своих малышей до состояния "мы устали" в районе часа дня мы выдвинулись вперед. Дорога из Орши в Гомель составляет около трех часов. Вы удивитесь, но наш малыш из них по крайней мере два часа проспал. Вот что значит хорошая прогулка в парке на свежем воздухе. Еще интересно, что температура воздуха на отрезке пути Орша-Гомель выросла по меньшей мере градусов на 5. То есть из прохладной Орши мы постепенно въехали в жаркий Гомель. Здесь мы уже ехали с открытыми окнами. Забава спереди. Достопримечательностью пути были многочисленные гнезда аистов с аистятами, которых было видно. Но, поскольку малыш спал, мы не останавливались, чтобы их поближе рассмотреть. Забава не спала, немного устала в пути и мы развлекали ее разговорами.

6.Восстановление после дороги: попробуйте поспать вместе с детьми, это может пригодиться

Очень важно, чтобы родители, приехав на место, получили отдых на следующий день. И еще вопрос, кому этот отдых важнее: тому, кто за рулем или тому, кто "на детях". К сожалению мечта, что ребенок, отоспавшийся в дороге, на следующей день поиграет во что-нибудь у бабушки и дедушки, а родители поспят, почти не выполнима. Ведь приехав на новое место, годовалый малыш может "потеряться". Он будет отлично себя чувствовать с мамой за руку и будет не отпускать маму от себя ни на шаг, хотя дома время его свободной игры и дистанция удаления уже приличные. Помогает совместная "экскурсия по новому дому", но адаптация все равно проходит не сразу. И это важно помнить и исходить из реалистичного варианта. Что по приезду будет новый день и малыши захотят скакать (гулять, перемещаться) и организовать их активность придется тем же родителям, что развлекали их в пути. Мне помогает, если в сон малыша в машине мне тоже удалось немного поспать вместе с ним. В идеале вообще чередоваться за рулем и спать пассажирам по очереди. Тогда, приехав на новое место, вы будете с детьми на одной волне и можно быть лучше подготовленными к тому, что они первое время не захотят от вас отрываться.

Рассказ об отдыхе в Гомеле с детьми

Мы много раз писали о поездках в Беларусь, поэтому остановимся  на новых впечатлениях именно этого путешествия.  Новым для нас стал курортный потенциал реки Сож - достопримечательности Гомеля. Мы попали в Гомель в жаркие дни и уже в первый день отправились на прогулку на теплоходе. С теплохода можно было разглядеть большое количество диких песочных пляжей, на которых загорали и купались люди. Не много (не в пример пляжным курортам). И отдыхали они со вкусом, без лишней шибутни и шумихи.

Это нас вдохновило на поиски и мы нашли для себя пляж, недалеко от города вверх по течению Сожа.  Пляж оказался в меру пустынным, относительно чистым, песочным. Река, глубокая и имеющая заметное течение по середине, на отмелях идеально подошла для наших детей. Не только для хорошо плавающей Забавы, но и для годоваса Никиты. Он приходил в восторг от возможности плавать, перебирая по песчаному дну руками. Ощущения были как на курорте, только без лишних толп. Гомель раскрыл для нас новое лицо в качестве города, где на реке можно отдыхать как на море. Мы стали ездить на реку каждый день (пригодилось, что мы были в путешествии на своей машине).

Конечно, Гомель для нас - город семейного общения. Здесь живут бабушка с дедушкой, которым теперь приходится встречать не одну внучку, а сразу двоих неугомонных энерджайзеров.

Мы впервые отпраздновали в Гомеле день рождения Забавы, ей исполнилось 6 лет. И, хотя мы не могли позвать ее друзей на детский праздник, мы поздравляли ее большой семьей. В подарок нашли ей роликовые коньки и помогли сделать на них первые шаги, а также купили для всей семьи скейты. Может не самый выгодный заход - привозить спортинвентарь из Беларуси, но ложка хороша к обеду и это было возможностью отметить череду наших дней рождений в июне.

Пока Сашин брат ("дядя Леша") просвещал нас на тему модных кафешек Гомеля и мы дегустировали устрицы, дети нашли себе Эйфелеву башню по росту.

Путешествие на машине позволило прихватить с собой Забавин велик, так что я могла бы закончить эту историю тем, что к концу путешествия наш уже 1,5 годовалый Никита наконец-то поехал на двухколесном велосипеде без тренировочных колес. Но врать не хорошо, ведь он не достает до педалей, что не мешает ему быть в гуще событий всегда и во всем.

Так прошел наш Гомель, в этот раз даже более отпускной, чем всегда. И мы отправились домой.

Детали обратного пути

Режим поездки Гомель-Москва с маленькими детьми

Оценив потенциал Орши в качестве перевалочного пункта, обратно мы поехали в другом режиме. Мы выехали из Гомеля в субботу после раннего обеда (около 13 часов дня), чтобы проехать отрезок пути до Орши под дневной сон. После примерно трех часов пути (утомленный родительскими сборами малыш крепко спит, а мы в это время не дышим и опять молча проезжаем мимо всех гнезд с аистами) - мы в Орше.  Никиту тут же десантируем полазить на детскую площадку. Забаву - прыгать на батуте в парке. Попутно выясняется, что в Орше день города и центральная улица перекрыта для народных гуляний. Идем туда гулять. Находим Забаве пони. Потом идем с Никитой танцевать к сцене (он это любит). Пьем чай с вкусняшками. В общем, гуляем с детьми часа примерно два-три. После этого дети готовы снова в путь и около 19 часов мы выезжаем дальше.

Два часа гоним без перерыва, лишь на пару минут притормозив на границе, чтобы показать российские паспорта (наши и детей). Доезжаем до Ярцево примерно к 21 часу. И тут сдается наш водитель Саша. Водитель говорит, что устал, что ему нужен отдых. Мы морально готовы на ночлег, но начинаем с малого - ужин. Малыш, как ни странно, после небольшого часового сна, еще не спит, зато скимарилась старшая. Мы решаем будить.  А тут есть повод. В Ярцево есть ресторанчик прямо на трассе, называется "Старое Русло" (их там таких два, один в городе, другой по трассе, навигатор их знает оба). Мы это "Старое русло" сто лет как знаем и оно неизменно украшает наш путь. Там самый большой ассортимент салатов на сто верст вокруг. Штук, наверное, пятьдесят. Некоторые из них совершенно необычны. А также хороший выбор супов. Да что там говорить, там вообще прилично кормят, и есть где побегать детям. В общем, следующие 40 минут мы едим. Этот теплый салат в тайском стиле я даже пыталась потом дома повторить.

В результате из Ярцево мы уезжаем в районе 21.40  в субботу, сытые и счастливые. Забава больше не спит и остаток пути слушает аудиокнигу. Саша спокойно едет, а вот мы с Никитой впадаем в ночной сон. И, часа через 3,5-4 мы дома в Москве. Около часа ночи заходим домой. Заводим Забаву и заносим Никиту домой и на следующее утро они нам устраивают подарок - поднимают всего-лишь в 9 утра. И воскресенье впереди (мы избегали въезжать в Москву в воскресенье вечером из-за дачных пробок, но были морально готовы на ночевку в пути и возвращение в Москву в воскресенье днем, хотя в итоге это не потребовалось).

Разминка на заправке

Так что можно проезжать  машиной дорогу Москва-Гомель (или Москва-Минск) одним днем с малышами. Проверено. Выполнимо. Есть преимущества и такого пути, например, по сравнению с поездом.  Одно из этих преимуществ - цена. Другое - более насыщенный совместный опыт и машина в путешествии по месту, а также возможность взять с собой много нужного и ненужного багажа.  Летом путь довольно комфортный, но хорошо, если у вас все-таки есть в запасе день.