Родители, вы нас дурите! Вы не можете жениться! Вы же уже женаты!

Так встретила наша 8-ми летняя дочь приглашение на нашу свадьбу. Ну понимаешь, Забава, не совсем женаты.  Так случилось, что мы не поженились раньше. Просто, понимаешь, мы хотели позвать на свадьбу наших ! И так позвать, чтобы вы смогли ее запомнить.

Наш младший, Никита, отнесся к приглашению и самому мероприятию без лишних этических проблем. Он просто играл в свадьбы весь последующий сезон и с игрушками, и с подружками. Ему явно пришелся по душе еще один семейный праздник. Итак, в последний день июля 2021 года мы, спустя 11 лет совместной жизни, все-таки поженились. В качестве свадебного подарка мы отправили детей с родителями на дачу и день напролет, до поздней ночи, гуляли по теплой летней Москве (не забываемые, кстати, ощущения). Ну а на следующий день взяли детей и покатили на Север. Почему так? Мы сейчас постоянно живем на юге. Вот и получилось от Чёрного моря до Белого. На Белом мы раньше не были никогда.

Промежуточная остановка: Вологда

В путешествие мы отправились с дачи, которая находится под Сергиевом Посадом (Ярославское направление). Первым промежуточным пунктом нашего пути стала Вологда, где мы проверили ночь на пути туда, и ночь на пути обратно. Нам повезло с погодой в одну сторону и не повезло (лил дождь) - в другую. Хотя времени у нас было мало, Вологда нам понравилась и оставила желание съездить в нее отдельно.

Оба раза мы селились с центре города, поэтому вечером, после приезда, сразу отправились гулять старыми улицами в направлении Вологодского Кремля. Пока дошли до Кремля, встретили живописный маленький парк, красиво подсвеченный ночью и погуляли в нем в абсолютном одиночестве (был вечер воскресения). Потом обошли Кремль вокруг, полюбовались кусочком набережной реки Вологда, расположенной к Кремлю очень близко. Еще нас порадовала вологодская кухня, найденное рядом с домом кафе было настолько хорошим, что туда захотелось вернуться, там же был прикольный магазин ремесел, где мы набрали детям мелких сувениров. На обратной дороге погулять по Вологде нам не удалось, зато мы посмотрели Центр народных художественных промыслов и ремесел "Резной Палисад", дети были впечатлены коллекцией народных игрушек.

Дорога Вологда-Архангельск

Как только мы двинулись к северу от Вологды, пейзаж сменился. Хвойные леса, как ковром покрытые мхом, в первые дни августа были буквально заполнены ягодой. Черника, голубика и брусника была здесь в таких количества, что дети просто обалдели. Каждый час мы останавливались в лесу, чтобы поесть ягод и пополнить припасы. Составило некоторую сложность не покрасить при этом себя и машину изнутри в синий цвет, но снаружи наша машина и так синяя, так что все было нормально.

Пока дети объедались ягодами в лесу у нас с Сашей было время побыть друг с другом и осознать, что свадебное путешествие с детьми, конечно, уединения нам особо не предоставит. Но разочаровывать детей тем, чтобы свинтить от них подальше нам тоже не хотелось: все-таки смысл этой истории был в том, чтобы у нас осталась о ней общая память. Так что наше уединение касалось возможности полежать на мху и поснимать лес с дрона.

Архангельск.  Поселение, прогулки, еда

Мы нашли себе замечательную студию в центре города. Поскольку наш семейный проект связан с созданием детских спортивных комплексов, встроенных в комнаты и связанных с двуэтажными кроватями и антресолями, то мы не можем отказать себе в удовольствиях в путешествиях выбирать себе для жизни аппартаменты с антресолями в разных уровнях. Это, так сказать, профессиональный интерес. Выбранная нами студия была придумана и сделана ее владельцами самостоятельно и мы оценили новшество и нестандартность ее решений. Очень рекомендуем, уютно и необычно, есть антресоль, куда можно либо спрятаться, либо отправить детей.

Сам город показался нам очень прикольным. Мы напишем ниже про его основные достопримечательности, которые мы успели посетить с детьми. Но ощущается, что город имеет свою субкультуру, свое "двойное дно", которое не возьмешь недельным наездом. Здесь надо жить и общаться, работать, входить в разные круги. Пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского был при нас на реконструкции, на половину вскрыт и перекопан. Так что дети слегка даже рассадили коленки, прыгая по колдобинам, чтобы его пройти. Проспект полон разными сувенирными и антикварными магазинчиками, а также кафешками. Везде было колоритно и вкусно, хоть и травмоопасно. Очень понравилась большая прогулочная набережная Северной Двины. Вот там действительно было где развернуться и погулять. В погожий день набережная была полна людьми, мы погуляли по ней с удовольствием и также с удовольствием поснимали ее с дрона. Набережную снимать было вполне безопасно, а вот над проспектом Чумбарова-Лучинского мы разок попали под глушилку.

Архангельск. Северный Морской музей

Музей большой и очень интересный. Интересный скорее мальчишкам, чем девчонкам, потому что морская часть в нем богаче представлена, чем этнографическая (может быть мы на морской так хорошо зависли, что на этнографическую меньше сил осталось). Но вот мальчишкам в музее однозначно будет на что поглазеть, причем и мальчишкам в 3 года, и в в 5-ть, и в 10-ть, и в 40-к, и в 50-т, и в 70-т лет. Интерактивного оснащения в музее не так уж и много, но и параноидальностью его служители не страдают, по крайней мере, никто не гонял малышей от макетов и маделей и они смогли поизучать их великолепное устройство и начинку очень пристально.

Это такой музей, в который, будь он в вашем городе, можно приводить детей каждые 1,5-2 года в плохую погоду, чтобы они провели здесь денек-другой и узнали каждый раз для себя что-то новое. Ну и если (когда) мы повторно поедем в Архангельск, мы с удовольствием сюда еще ребятишек сводим.

Архангельск. Речные прогулки

Архангельск находится в дельте реки Северная Двина, поэтому часть его районов находится даже не просто на разных ее берегах, а еще и на островах. Поэтому в городе есть регулярный речной транспорт (в летнее время добраться на эти острова можно именно им). Поскольку курсирующие между основной частью города и островами катера являются частью городской инфраструктуры, а не прогулочным транспортом, то билеты на них совсем недорогие и кататься можно сколько душе угодно в свое удовольствие, и детей катать. Ходят катера по расписанию, так что можно прогуляв несколько часов на островах, вернуться в центр в более позднее время. Нас это все привело в восторг, как видите. Хороший отдых, хорошие живописные съемки.

Архангельск. Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова

Мы редко когда берем в музеях экскурсии (мы больше про поглазеть и потрогать, если дают, к информации мы довольно равнодушны, почитать, что заинтересовало, можно и дома). Но здесь мы сделали исключение, поняв, что нам потребуется введение в суть вопроса.

Есть все-таки в Архангельске какая-то своя, чисто северная специфика, которую даже мне, рожденной в Мурманске, ловить с лету было не так-то просто. В этом музее нам рассказали, между прочим, и об очень знаменитом архангельском сказочнике Степане Писахове, которого в Архангельске знают абсолютно все (очень много памятных объектов его имени), а вот мы о нем раньше не знали - ушли с книжкой. Про самого художника и путешественника Александра Борисова, которому в первую очередь посвящен музей, мы тоже узнали прямо на месте. Этот человек в том, что касается Арктических пейзажей, так же велик, как Айвазовский в том, что касается нашего любимого Черное море. Музей сделан по современному и не линейно, залы имеют секреты и лабиринты, работники музея знают, с какой лестницы лучше смотреть какую картину, чтобы была лучше проявлена ее мистическая суть. Меня поразили до глубины души литографии Борисова и его последователей (своей невероятной детализацией и сложностью), а детям понравились этнографические зарисовки про ненцев и северных русских, а также ненецкие игры и игрушки (про которые рассказывают, дают попробовать и потрогать). В общем, отличный музей, чтобы проникнуться духом места, куда вы приехали. Коллекция детских книжек про Север, выставленная на продажу на входе, показалась нам такой занимательной, что мы отсняли витрины и что-то заказали себе в дальнейшем отдельно.

Северодвинск. Белое море и морошка

Белое море нас встретило суровым ветром (чтобы увидеть его мы уехали из Архангельска в Северодвинск). Полетать над ним на дроне не представилось никакой возможности, зато ветра хватило, чтобы полетать самим. Дети в полетах не участвовали, они строили укрепления на берегу и очерчивали береговую линию новым контуром. Пустынность и безграничность песчаных пляжей опьяняла. На местном "Авито" мы нашли морошку и купили аж три трехлитровых банки свежей ягоды в своем соку. К нашему величайшему удивлению по приезду в Москву выяснилось, что можно было бы купить ее и в Москве почти без наценки (в августе 2021 по крайней мере это было возможно). Впрочем, артефакт из пушествий всегда остается артефактом. Дети узнали вкус морошки, а мы еще и привезли подарок моим (прожившим часть жизни в Мурманске) родителям.

Северодвинский городской краеведческий музей

Еще один небольшой, но прикольный музей, в который хорошо сходить с экскурсией, потому что экскурсоводы рассказывают не только исторический материал, но и осмысляют собственный экзистенциальный опыт. Город, специализирующийся на атомных подводных лодках, долгое время был закрытым и жил своей собственной жизнью. Здесь были образованные люди, приехавщими сюда молодыми по распределению со всей страны и оставшиеся здесь жить. Было высокотехнологичное уникальное производство. Была своя собственная жизнь, мало известная окружающему миру. Город открыли. Привелегии атомного города остались в прошлом, как и империя владевшая уникальными лодками, способными держать весь мир под угрозой. А люди остались. В северном городе с суровой природой, удаленные от мира и большой страны. Мы посмотрели на макеты подводных лодок, послушали голоса дельфинов и китов, изучили материалы жизни северного города, похожего и не похожего на военные города, вокруг моего родного Мурманска, поговорили с женщинами, прожившими здесь большую часть жизни.

Малые Карелы

После нескольких дней в Северодвинске мы вернулись в Архангельск и оттуда поехали с ночевкой в Малые Карелы. Однозначно имеет смысл селиться рядом с этим чудесным комплексом (это Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства), рядом там есть где поселиться. Потому что комплекс имеет огромную территорию, живописно разместившуюся в холмистом северном лесу, с укромными местечками и видовыми обзорными площадками, досчатыми дорожками (что было характерно для Архангельска в целом в прошлом), где просто замечательно можно гулять как с детьми, так и без них.

Про Малые Карелы можно написать отдельный пост, они этого безусловно достойны по многим причинам. Одна из причин - деревянное зодчество. Многие знают, что наша семья занимается спортивными комплексами. Так вот мы чувствовали себя на курсах повышения квалификации. В деревянном зодчистве прогресс не линеен. То, что делали архангельские мастера, в 21 веке приходится изобретать заново.

Мы смотрели на культуру работы с деревом и конкретные решения, в частности. Как может быть реализована большая детская горка в дереве (без металла) так, чтобы дети с нее не вылезали. Как сделать аттракцион "Большие шаги" (мы видели ее в фильме о семье Никитиных). Здесь - его народная первооснова. И почему таких нет в наших дворах? Детские игры с кольцебросами, деревянные перила, мостки, по которым можно пройти по лесу в любой сезон и в любую хлябь, колодцы, которыми можно воспользоваться и мельницы, с которыми можно посражаться. И нам, и детям понравилось в "Малых Карелах" абсолютно все.

Архангельск. Еда

В Архангельске можно отлично поесть. В городе прекрасно с общепитом. В городе полно недорогих столовых, где можно разнообразно, сытно и быстро пообедать, пробегая от набережной к музею (это не относится к Северодвинску, где с общепитом голым голо и то что есть условно съедобно).  Также в Архангельске есть множество прекрасных ресторанчиков, в том числе на проспекте Чумбарова-Лучинского, но не только на нем, где можно с удовольствием посидеть вечерком. Очень милая привычка раздавать детям карандаши и раскраски зашла влет, и хотя художественным их творчество в данном жанре не назовешь, оно имело огромную динамическую роль. Набегавшись и насмотревшись, они садились раскрашивать страстно, спокойно и молча, каждый раз как-будто сбрасывая в этом процесе усталость и напряжение. Ну а нам с Сашей давало блаженную паузу пообщаться. Пиком русских кулинарных изысков стали щи в хлебном горшочке, которые мне подали в ресторанчике рядом с "Малыми Карелами". Это было вкусно, аутентично и запомнилось надолго, хотя хлеб я не особо люблю и мало ем, этот горшочек был съеден с большим аппетитом. Детскам прекрасно заходили местные почти не сладкие пирожки - калитки. Из грубой муки, с брусникой, очень по северному и очень прикольно.  В сочетании с изобильной ягодой в лесах, путешествие в Архангельскую область в августе не только порадовало впечатлениями, но и было гастрономически прекрасно.

И снова Архангельск

Мы прощались с Архангельском хорошей погодой, прогулками и антикварными магазинчиками. Дети выбрали себе значков из другой эпохи и гордо навесили их как ордена на груди. Конечно, нам не хотелось уезжать, хотелось остаться здесь подольше.

Пост Скриптум

Прошло больше года с этих событий и дети просятся в Архангельск снова. Мы не обделены путешествиями, но это было особенным. Не только свадебным, но еще и северным. И семейным. Больше путешествуйте с детьми, Господа!