А теперь я хочу рассказать, как съемка семейного видео влияет на нашу жизнь. Например, весна в Геленджике 2018. Это была одна отдельно взятая весна. За эту весну мой сынишка вырос с 2-х месяцев до 5-ти. Взял в руки игрушки (и не только), развернулся на живот, пополз. Дочка, которой считалось, что было 4,5 года (хотя реально постепенно подкатывало к 5-ти) научилась лихачить на 2-х колесном велоспеде, плавать, ходить на рукоходе, нашла новых друзей и даже некоторых успела растерять. Она успела понять каково это, когда у мамы вечно на руках маленький брат. А я успела понять, что далеко не так совершенна, как мне бы хотелось. К нам ездили родные и друзья, мы проводили уйму времени на улице и у нас совсем не было желания учиться читать, хотя читали вслух мы мы с удовольствием и много. И про все это есть отдельный пост. Так зачем же монтировать и снимать? Вот вам ответ, и его можно понять.

Кинооператор своим детям: ищу великое в родном

У меня есть кинооператорское образование. Полное. С отличием. Мастерская Юсова. Я успела объездить со съемочными экспедициями не один десяток стран. Меня интересовали люди и документалистика: как меняется мир. Я получила диплом и начала рожать детей. И растить. И поняла, что с этой горячо любимой мною специальностью мне придется расстаться надолго. Ибо мужчины-операторы могут оставить жену с детьми и укатить на съемки. А вот женщина-оператор, если укатит на съемки, то некому будет растить ее детей. Эта специальность требует от жизни все, то есть она требует всей жизни. И она того стоит. Но я хотела родить и вырастить детей. И я выбрала. Что было дальше? Я направила свою неуемную энергию в мирных целях. Я люблю работать. Если мне особенно тяжело дома, я достаю камеру и начинаю снимать. Сейчас моей дочке 5 лет, а сыну полгода. Смонтированных роликов накопилось несколько десятков, все их знают наши семьи - Чистовых и Павловых. Некоторые из них есть в этом блоге, достаточно посмортреть по тэгу "видео". Хроника - наименее уважаемый жанр в искусстве. Она даже искусством то вообще то не считается. Так в чем же смысл? Жизнь скоротечна, вот в чем.

Умножение жизни

Мы снимаем каждый день. Все красивые моменты. Как малыш ест, сидит, играет, купается и когда к нему пришли друзья. Мы вторгаемся в жизнь, безусловно. Это отвлекает, несомненно. Но есть прием привычной камеры, когда она постоянно есть, то ее вроде нет. Не все, конечно, попадает в монтаж. Монтаж - это целое, он определяет части. Что-то складывается в иторию, что-то оказывается за бортом. Но некоторые темы все-таки удается раскрыть. Первое, что мы пытаемся изменить - это Память. Дети вырастают бытро и сегодня кажется невозможным то, какими они были еще вчера. Все это знают. Но не всем это больно. Я остро ощущаю скоротечность своей жизни и жизни родных, хоть она и длинная, но она утекает. И некоторые ее моменты мне хочется повторить. А некоторые - хотя бы запомнить. Сейчас, пересматривая съемки первого года жизни дочери я осознаю, что сын, идя по ее стопам, затирает ее. Он яркий малыш, хочется сказать: какой ты исключительный. Сильный, умный, активный. Но нет, она тоже была хороша. Дочь тоже была исключительной. Съемки - свидетели.

Дифференциация Памяти

Наша жизнь собирается для нас в Личную историю. В ней есть узелки - события, которые для нас что-то значат. Светлые или болезненные. Важно, что в этой личной истории записано. Это жизненно важно, это определяет то, как мы живем теперь. Для начала надо помнить, у многих близких мне людей с этим уже наступают сложности. Они не помнят то, что случилось неделю или месяц, не то что если прошли годы. Они знают головой: "Мы были в Намибии". Но что на самом деле там было? Остается эмоциональный след. И очень мало ключевых событий. Названия стираются первыми. Пропадает детализация. Но если мы сняли что-то, постепенно оно пересобирает эту память.

И, когда мы смотрим, мы ВДРУГ начинаем вспоминать. У нас было интересное путешествие и оно было совместным. Как много же нам удалось пройти. Мы помним уже дом у моря, в в нем странную семью из бывшего повара-голландца, нынче страстно одержимого профессиональной рыбалкой и ловившего со своего берега акул, и немолодой уже намибийки. Их малютку дочь, в тот момент находившуюся в кризисе и довольно нелюдимую. Вонь морских котиков и то, как они кормят своих малышей. Безлюдные несканчаемые побережья Берега Скелетов. И нашу дочь, играющую в этой бесконечной песочнице рядом с остогами кораблей, которая по своей внутренней свободе и уместности нахождения в этом месте, могла дать фору любому человеку, виденному нами на сто верст вокруг. Невероятный голландско-южно-африканский рок (в смысле музыку). Невероятно подходившую к этому месту Славянскую колыбельную, которую мы взяли для монтажа. И мы как будто там. И снова остро приходит ощущение счастья и полной жизни, еще не озабоченной бесконечной покупкой квартир. И дочь кричит: "Мама, я хочу, чтобы мне снова было два".

Высветление Личной истории

Допустим, нас штормило в пути. Мы боялись, волновались, нервничали и не давали друг другу жить. Беру ли я это в монтаж? Нет. И да, потому что это видно. Это видно в наших лицах и в смазанных кадрах там, где они должны были бы быть резкими. Это видно в том, что не складывается монтаж. Что проект лежит неоконченным в Премьере и тяготит мою совесть. Или не дает спать ночами. Пока не смонтирую - не сплю. И эта бесконечная работа: как состыковать не стыкуемую историю. Полную внутренних противоречий.

Но вот, ролик закончен. Он смонтирован и обретает собственную жизнь. И в какой-то момент мы садимся всей семьей и смотрим. Стираем шероховатости: ой, убери меня в этом платочке, ой, мне не нравится этот кадр, давай заменим и давай уже поправим наконец все эти титры так далее до бесконечности. И история выправляется. Она больше не тяготит и не кажется мрачной. Мы заглядываем с фонариком в шкаф и больше не обнаруживаем там скелетов. Напротив, мы обнаруживаем там что-то новое и бесконечно забавное. Или так и не срастается, как в опыте про Румынию. И тогда наши друзья говорят: "Ролик у вас получился какой-то... проходной..." И все же страхи, сомнения и печали остались позади. И даже эти опыты и не пусты, есть наполненность даже от них в сегодняшней жизни.

Любят ли сниматься и смотреть ролики дети?

Если снимаешь с рождения и постоянно, то привыкают. Позднее надо покупать им камеру, чтобы могли что-то снять сами. К роликам тоже относятся прекрасно. Это было первое, что мы стали показывать дочери. Намного раньше мультфимов. Иногда она выдает синтенции, подразумевающие, что она помнит очень многое из того, что было, когда ей было 2, 3, 4 года. "Ах, это ролики," - расслабляюсь я. А потом она выдает что-то соседнее, что называется из "не вошедшего". И я понимаю, что у наша личная история уже стала совместной. Ну вот, хотела написать практичный пост, а получается сплошная лирика. И пусть. Практика пускай будет на курсах. А вот лирика... Она пронизывает эту жизнь.

Это роли или это мы сами

И то, и другое. Почти в каждом видео есть постановочные места. Есть моменты в жизни, когда для того, чтобы снять мы смеемся сквозь слезы. Есть моменты, когда я прошу мужа что-то подснять, а он рычит или мною недоволен. И я считаю это вопиющей недисциплинированностью. Ведь эмоции приходят и уходят, а момент может быть потерян навсегда. Для меня уникальность жизни улавливается в этих моментах. Я бы так сказала: это, конечно, роли, но когда они удаются, то они меняют нас. К лучшему. И поэтому они нужны. Ведь, если не знаешь, как повела бы в сложной ситуации себя хорошая мать, можно сыграть хорошую мать в виде роли. И что-то из этой роли закрепится. А дети хорошо знают, что такое игра. Уж в этом-то они по настоящему специалисты. И для них Игра (Роль) - это тоже жизнь.

Откуда я беру время для монтажа

Ворую время у сна и собственных детей. Нахально. Считая, что оно им воздастся. Сейчас, с двумя детьми, это сложнее, чем с одной. Потому что стало больше не хватать сна. Но и материала больше. Постоянно хочется снимать и снимать.

Возможность сделать подарок дорогим людям

Иногда ролики - лучшее, что мы можем подарить. Это способ проявить свою любовь и нежность. Ведь можно 100 раз на дню повторять: "Я люблю тебя". И пока малыш еще малыш он это слышит и верит. А взрослый теряет и не может без потери ощущать. И тогда я снимаю для него кино. И для малыша, который когда-то тоже станет этим взрослым, тоже снимаю. Вперед.

Зачем показывать свою жизнь чужим

Сложный вопрос. И отдельный, потому что можно снимать, монтировать и показывать только своим, ничто и не мешает. Многие не показывают в сетях и блогах даже фотографий своих детей, не то что видео. И они тоже правы. Каждый строит свои собственные защиты от этого мира. Или оберегая детей от зла, как Маленьких Будд. Или выбирая единение с миром, сливаясь с теми ролями, которые близки или являясь той собой, которая живет честно, и в этом находят защиту. В сущности, я не воспринимаю сейчас мир достаточно чужим, чтобы в изоляции видеть спасение. В единении я ощущаю больше смысла. Я ищу резонансы. Того людя или людей, для кого это близко. Возможно когда-нибудь мои дети выберут творческие специальности и этот опыт поможет им. Но возможно, что в какой-то момент они, напротив, скажут мне: "Хватит", "Надоело", "Это прошлое нас ограничивает", "Мы не хотим больше". И будет хватит, и я пойду снимать что-то еще. А в сетях и блогах эти посты мы сотрем. И уйдем, не оставляя следов. Но это когда-нибудь. А уж сейчас мы порезвимся.

Ссылки

  1. Лена Павлова. Курс "Семейные хроники"
  2. Сайт Кинотерапия

Индивидуальное обучени и консультации

По вопросам съемок семейного видео и монтажа.

  1. +7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com (Лена) Москва, Геленджик
  2. +7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com (Саша) Москва