Удивительно, но самоотлучение - практика редкая даже среди естественных родителей. Когда я говорю кому-нибудь про то, что я кормила дочь 4 года, меня в лучшем случае считают чудачкой, в худшем - чудовищным тормозом. Странно, как много в этом вопросе внешних оценок, хотя он по сути никого, кроме матери и малыша, не касается и вроде бы никому не мешает. Решив пойти в грудном вскармливании "до конца", вы пройдете много этапов, про которые я тоже писала отдельный пост. Но про самоотлучение решила написать отдельно, потому что поняла, что есть мамы, которым просто важно знать, что у кого-то еще так было. Для тех немногих и пишу.
Наши вводные. Грудное кормление по требованию в первый год
Я очень хотела кормить грудью, для меня это было ценно. Я всегда считала, что именно так мать передает своему ребенку сердечную любовь, это уникальный энергетический компонент, который больше никак не передашь, он невосполним. Я не обсуждаю здесь пользу грудного молока, думаю те, кто все это решит прочитать, прекрасно о ней знают. Моя первая дочь Забава родилась дома и мы дали ей приложиться сразу после рождения. На третий день у дочери проснулся аппетит и она сосала с 8-ми утра до 3-х ночи следующего дня почти без перерывов (позднее я узнала, что этот день называется "день заказа молока"). Это был единственный день, когда у меня на сосках были трещины, в дальнейшем мы обходились "без травм". Осложнений после родов у меня не было. Молока было много, оно текло из груди так, что я могла, нажимая на грудь, поливать из нее на метр вперед фонтаном. Тем не менее, до сих пор я ни разу не сцеживалась (не пришлось). Дочери (да и сейчас сыну) было достаточно обхватить грудь губами и нажать на нее, после чего постараться не захлебываться. Особенно сильно молоко теклом в первые три месяца. Я так и не поняла особо, что такое лактостазы, дочь спокойно высасывала все, излишек молока в другой груди просто стекал (я прикладывала к ней пеленку). Кормление в приливной форме установилось быстро, а дочь всегда сосала с отменным аппетитом. Она всегда получала грудь по требованию. Это означало в ее случае почти каждый час в период бодрствования, раз в два часа в периоды дневных снов и 3-4 раза за ночь. Дочь спала со мной и я научилась давать ей грудь почти не просыпаясь, поэтому ночные кормления меня никогда не обременяли. Засыпала на ночь дочь исключительно на груди. Укладывание занимало 30-40 минут. Мне практически никогда не приходилось укачивать. После вечернего моциона достаточно было "выдать грудь", устроиться поудобнее и просто побыть с дочерью или почитать приятную книжку. Мне это доставляло удовольствие и радость. Дочь не получала прикорма и допоя по крайней мере до момента, когда появился первый зуб (около 7-ми месяцев). В последствии - только педагогический прикорм примерно до года. Мы много путешествовали, поэтому сохраняли максимальную плотность грудного вскармливания. К году дочь перепробовала все продукты, которые я употребляла в пищу и стала есть в пищевых количествах. Тем не менее, даже в год грудное молоко было главным компонентом ее питания, она могла спокойно пропустить любой прием пищи и вместо этого дольше провисеть на груди, ей хватало.
4-5 месяцев. "Вылазки" на работу
Когда дочери было 4-5 месяцев мне нужно было прочитать курс лекций. Лекции были спаренными по 3 астрономических часа, примерно раз-два в неделю. С дорогой мой "выход в свет" составил бы 5 часов, что для дочери было совершенно неприемлимо. Комфортный интервал кормлений в период бодрствования составлял в этом возрасте у нас около 1,5 часов. В результате мы ездили на лекции втроем, с моей мамой и дочерью. Я кормила дочь в машине перед началом лекций, потом шла работать, пока мама гуляла с Забавой. В перерыве я выходила к ним, у меня было 15 минут, чтобы покормить, после чего я возвращалась в аудиторию, чтобы отчитать вторую половину, а мама продолжала прогулку с Забавой. Однажды после кормления Забава начала плакать и терять меня. Я решила, что это для меня слишком, намотала ее в слинг и прочитала вторую половину лекции в слинге. Забава уснула в ту же минуту, как я примотала ее, а вот слушатели были очень удивлены (это были взрослые люди, обучающиеся в системе MBA). Похоже, что это было самым удивительным у них за время обучения, по крайней мере глаза у них были такие. Тем не менее, с курсом лекций мы справились.
11 месяцев. Выход на регулярную работу
Когда дочери было 11 месяцев, я вышла на работу на три рабочих дня в неделю, это продолжалось до 2,5 лет дочери. Я работала частично на площадке заказчика, частично - дома. Тем не менее, один-два рабочих дня в неделю мне приходилось уходить на весь день, дочь в это время оставалась с бабушкой. Я настояла на том, чтобы у меня был двухчасовой обед и приезжала домой покормить дочь. Час уходил на дорогу (я работала по московским меркам очень близко к дому), час на то, чтобы побыть вместе. Дочь "бросалась" на грудь и ела где-то минут 20-ть, после чего мы с ней общались еще полчаса, потом я уезжала на работу опять и приходила вечером. После таких дней Забава обычно проводила на груди всю ночь. Я очень скучала по ней, поэтому для меня было важно восполнить разлуку ночью. Дочь спала в нашей с мужем кровати и получала ночью грудь столько, сколько хотела. В те дни, когда я не могла приехать на обед (например, график работы был более плотный или работа была дальше от дома), моя мама привозила мне дочь прямо на работу. Мы встречались в соседнем кафе и там я ее кормила. В то время я работала практически исключительно в одежде для кормления, потому что кормить не передеваясь было проще и быстрее. В перерывах между кормлениями, которые получались довольно длинными (4-5 часов) грудь могла набухать, когда я вспоминала о дочери, но молоко текло не сильно. Наверное все это можно было решить и сцеживанием, но я скучала по дочери и радовалась возможности покормить самой, увидеть ее. Поэтому я так и не стала сцеживаться. В остальные (не рабочие) дни, а также в дни, когда я работала дома, дочь продолжала получать грудь по требованию. Урежать кормления просто для того, чтобы дочь легче переносила разлуки, я не стала. И это первое и принципиальное: если вам предстоит разлучаться, не увечьте из-за этого оставшуюся жизнь, наоборот, отдавайтесь и отрывайтесь, дайте себе отдушину в другие дни. Другими словами, в оставшееся от работы время мы могли жить в естественном ритме, не лишая себя радостей общения.
Грудное кормление в 1-2 года. Вместе растим молочные зубы.
Не менее, чем до 1,5 лет грудное кормление все еще составляло основу нашего пищевого рациона. Я очень лояльно относилась к питанию дочери "взрослой пищей": ешь что хочешь и сколько хочешь (в моем рационе не было сладкого, но оно было в доме, это была "папина еда, которую мы с тобой не едим"). Я разрешала дочери не есть вообще ничего, если она не хотела. В результате дочь росла большим гурманом, по сравнению с другими детьми. Диапазон продуктов, которые она пробовала или ела, был шире. Это были морепродукты, молочные продукты, все овощи и фрукты, все крупы, мясо, рыба. Конечно, ведь еда для дочери была удовольствием, она никогда не испытывала в ней принуждения. Она имела хороший аппетит, никогда не страдала от аллергий или отравлений (потому что за версту чувствовала недоброкачественные продукты). В год-два года, несмотря на летнюю жизнь на даче, мы не цепляли паразитов. Я все еще (и до конца кормления) жила с дочерью в режиме кормлений по требованию. Но есть один нюанс. Если вы в общественных местах кормите младенца, все смотрят на это лояльно. А вот если вы кормите подросшего ребенка, могут быть косые взгляды. Поэтому одежда для кормления стала для меня основной. Кроме еды, ГВ было мощнейшим фактором эмоционального восстановления. Я никогда не знала, когда на прогулке дочь утомится или ушибется и прибежит "на титю" отдыхать или спасаться. Поэтому на всякий случай нужно было всегда быть в платье или майке "с секретиком". Чтобы облагородить режим по требованию, я решила почитать книжку Ирины Рюховой "Ваш грудничок старше года". Это первое, и, наверное, основное, что я прочитала про ГВ. На вопрос как сделать добывание моей груди 2-х леткой более цивилизованным и договориться о том, что мы делаем это дома, а не на людях, книжка, кстати, не ответила. Но она открыла для меня много других удивительных вещей. Прочитав про пользу длительного кормления, я решила, что отлучать совсем не буду, что мы будем кормиться "до победного" конца, когда и как бы он не произошел.
Потому что искуственно регулировать этот процесс я не видела никакого смысла. Он меня не напрягал. Самые длительные и важные кормления для нас были на дневной и ночной сон. Они все еще заменяли укладывание и укачивание. Подрастая дочь не отказывалась и от других развлечений, типа книжки на ночь. Только после этого все равно просила титю. Книжка - опционально, титя - обязательно. Ок. Ведь мне это ничего не стоит, а ей полезно и приятно. А если я падаю с ног или устала, то титя - это то, что позволяет мне дремать, даже если дочь еще не спит. И не скакать сайгаком для укладывания. В это время первых слов у дочери появились для тити специальные ласковые имена. "Маняма" - "маму нямать" (это ее изобретение) или "дудонить" (так называли этот процесс "посасывания" все мы). И, наконец, вам не приходило в голову, что молочные зубы не просто так называются молочными? У моей дочери первый зуб вырос в 7-мь месяцев, последний 20-ый в 2 года и 8 месяцев. И это мой собственный критерий, когда в грудном вскармливании отпадет физиологическая необходимость, когда вырастает последний зуб. Не только потому, что вы обеспечиваете поддержку ребенку питательными веществами. Но и потому, что вы имеете мощнейшее средство, чтобы снять напряжение и стресс от прорезывания зубов, в том числе в путешествиях. Со всеми молочными зубами мы с дочерью не знали бессонных ночей. Она просто висела эти ночи на груди, но она спала (днем она висела в слинге или в рюкзаке, и, как правило, она тоже спала). Несколько раз было такое, что зуб шел так, что она не могла сосать (речь о самых напряженных часах). Вот тогда действительно был стресс. И она вознаграждала себя за него, больше сосатала до и после. И быстро восстанавливалась.
2 года. Совместные командировки.
Когда Забаве было 2 года, мне предложили рабочую поездку в Грузию. Нужно было провести фототур в корпоративном формате. Задача была довольно нетривиальная и подрядчику не так просто было найти исполнителя таких работ. Поэтому я могла диктовать условия. Я сказала, что поеду, если со мной будет ребенок, которого я кормлю, и мама (бабушка дочери), которая будет за ним смотреть. Мне пришлось доплатить за проезд и проживание мамы и дочери, но все равно я осталась в плюсе. Да и мама с дочерью посмотрели Тбилиси. Я кормила утром и вечером, в этом возрасте я уже могла "отлучиться" на работу на целый день. Ну и, конечно, ночь никто не отменял. И опять повторяю, я научилась спать спокойно, пока дочь на груди. Наоборот, это было особенно уютно и комфортно, потому что в рабочие дни мы друг по другу скучали. ГВ было прекрасным поводом избегать излишних пьянок, принятых в поедках такого рода. Я могла просто пригубить вино, чтобы попробовать и прихватить в каждом месте пару бутылочек мужу в подарок, а пить со всеми просто абы пить отказывалась. В общем, мне хватало. В Грузии нам так понравилось, что пришлось повторить в семейном формате. Итак, необходимость кормить регулярно и не разлучаться с дочерью, нам не помешала и даже нас сблизила.
Кормление в 2-3 года. Эмоциональный фактор.
К этому времени большинство наших друзей уже отлучили своих малышей от ГВ. Некоторые легко, некоторые с боями и чувством потери. Я же понимала, что эмоциональная привязанность к тите у дочери сейчас очень сильна и отлучение однозначно вызовет больше потерь, чем пользы. Для нее оно создаст ничем не оправданный прецедент потери. Для меня сделает более напряженным режим укладываний, особенно дневных. Да и затруднит наши совместные путешествия, которых в этот период было достаточно много. Ведь в пути я могла просто дать грудь и отдыхать. Если мне этого не хотелось по какой-то причине, я могла выдать дочери и молочко с трубочкой. В отдельные разы она стала его предпочитать, но не на ночь. Как большинство детей, которых долго кормили, Забава очень любила любое молоко (любимым животным у нее в этом возрасте однозначно была "коровушка"). Также в пути выручал запас фруктов. Но всегда был и "запасной вариант". Я замечала, что отлученные дети в этом возрасте выглядят и ведут себя взрослее. Было что-то совершенно уникальное и малышковое в моей дочери, в том, как она со своей прекрасно развитой речью и манерой рассуждать вдруг превращалась (на считанные минуты) почти в младенчика. И, если взгляд недобрых людей видел в этом инфантильность, я видела потребность в защите и отдыхе у еще очень маленького ребенка, который проявив эту "малышковость" на несколько минут, возраграждал меня большей автономией и спокойствием в другое время. Приложившись ненадолго, дочь отправлялась дальше в спокойное изучение мира.
Кормление в 3-4 года. Маленькая часть большой жизни
После трех лет эмоциональная зависимость от кормления стала потихоньку затухать. В периоды, когда я жила на даче, я могла на отдельную ночь остаться ночевать в Москве, когда поздно заканчивала работу, дочь же оставалась на даче с бабушкой. Тогда, приехав через день, мы спокойно возобновляли кормление, ни она, ни я, не испытывали от этого дискомфорта. Повторяю. Я могла на день и даже два прекратить кормление и потом восстановить. Я думаю, что смогла бы и на неделю. Дочь по возвращению встречала с радостью и меня, и титю (мы как будто были двумя независимыми источниками ее радости). Иногда сначала бросалась ко мне, потом к тите. Иногда наоборот. Использовать рабочие перерывы для отлучения я не стала. Я решила, что дочь сама выберет, сколько ей кормиться. И никакая моя работа не стоит того, чтобы решить это за нее. Постепенно у нас осталось 3-4 кормления по требованию: на дневной и ночной сон и в моменты усталости в течение дня. Примерно в рейоне 3,5 лет мы пережили частичное восстановление эмоциональной привязанности к тите, причем взаимно. Мы жили два месяца вдвоем в Геленджике, пока занимались ремонтом. Мне было сложно, мы ушли от дневного сна, а Забаву застал кризис 3-х лет. Кормление нас, опять же выручало, создавая островки спокойствия и быстро восстанавливая от стресса. И сюрприз. Моя грудь полностью вернулась по размеру и форме в свое добеременное состояние. Спасибо природе, при том что после рождения дочери я почти не могла носить белье, только на работу. А грудь восстановила форму полностью. Регенерировала, так сказать. Это был крутой сюрприз!
4 года. Самоотлучение в период новой беременности
Потихоньку эмоциональная зависимость от кормлений стала спадать, оставалось кормление на ночь. Забава докормилась ровнехонько до своего Дня Рождения 4 года. К этому времени она стала "пропускать дни", забывая попросить титю на ночь. Ей было достаточно послушать сказку или просто поговорить. Я к этому времени была примерно на 11-ой неделе новой беременности. С началом беменности молоко в груди стало пропадать. Я не особо ощущала его последние пару лет, выдавливать могла отдельные капли, молоко приходило исключительно под ребенка и в момент сосания. Забава всегда говорила, что молоко есть. И только в беременность стало появляться ощущение, что сосут по суху. Не очень приятное, но вполне терпимое. Я почитала про кормление в период беременности и подумала, что спешить некуда, природа сама разберется, а у меня всего лишь первый триместр. Я была морально готова кормить тандем, но разница у детей была приличная и природа действительно разобралась к общему комфорту. После 4-х лет дочь просто забыла попросить грудь раз, забыла два, забыла три... Потом прикладывалась пару раз спустя месяц или два, но через несколько секунд отстранялась и начинала что-нибудь спрашивать. Иногда не по теме. Как будто проверяла, что я ее не оттолкну. Я и не отталкивала. Однажды, когда у меня уже заканчивался второй триместр, дочь спросила: "Почему малышу так много молока надо, что оно не доходит до титечки?". Она знала, что мы ждем малыша, что он живет в животике и питается через пуповину, все это мы ей показали в книжке. Но ответ ей был важен скорее научно, чем эмоционально, в ее состоянии совсем не чувствовалось потери.
Укладываться мы стали сказками, разговорами на ночь или просто так "мама устала, давай поспим". В беременность мне хотелось много спать, но спали мы вместе.
4,5 года. Рождение второго малыша. "Я тоже хочу".
Когда родился сын, Забаве было 4,5 года. Она видела его на груди, но мы все время старались подчеркнуть ее преимущества: "Он может есть только молочко, а ты вот как много всего! Давай лучше вместе поедим мацони (памело, яблоко, клубнику)". Когда ко мне на прием пришла акушерка, Забава демонстративно полезла к тите. Акушерка по доброму засмеялась: "Забавка, ничего себе, ты же уже такая большая девочка! Зачем тебе!" Забава ответила: "Хочу попробовать". Акушерка сказала: "Ну может мама тебе потом даст попробовать, нальет в стаканчик, как большие пьют". Так мы и сделали. Я подставила стаканчик под свободную грудь, когда кормила малыша, налила чуть-чуть и выдала Забаве. Она осторожно попробовала, но пить не стала. Конечно, это еда маленьких. Потом еще пару раз, когда мы вместе сидели в ванне, а молоко из свободной груди у меня иногда течет фонтаном, она подставила рот под фонтан. И засмеялась. Потом потеряла к этому процессу особый интерес. Разве что рассказывает малышу, что "сейчас прийдет мама и тебя покормит".
Вот так и все. Без особой ревности. Без потери. Без перетягиваний, таблеток, отъездов, откладываний в другую постель. Просто мы это любили, но оно прошло. Спасибо дочери, что этот опыт был у меня. Теперь у меня есть сын. И я уже знаю, что постараюсь его не отлучать. Пусть возьмет столько, сколько надо ему. Это не так много, и это проходит. И я буду по этому скучать.
Ссылки
- Грудное вскармливание. Кормление по требованию. Циклы и то, что нужно знать
- Мифы о грудном вскармливании и наше отношение к ним
- Ирина Рюхова. Ваш грудничок старше года.
- Хороший журнал по отлучению в разных возрастах. Журнал для кормящих мам.
Индивидуальные консультации
По вопросам психологических сбоев в грудном кормлении, психологического состояния матери и взаимоотношений в семье в период лактации, повторной беременности и отлучения.
- +7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com (Лена) Москва, Геленджик