Люди сильно отличается друг от друга по темпераментам. У детей это более ярко проявлено, поскольку они еще не научились свой темперамент контролировать и опосредовать. Есть быстрые, азартные дети, которые любят соревноваться и играть на скорость, но как правило истощаются и устают от игр, требующих длительного сосредоточенного внимания. Есть, напротив, дети усидчивые и спокойные, которые уже в младшем школьном возрасте могут полноценно играть с родителями, но не всегда выдерживающие конкуренцию со сверстниками. Безотносительно к скорости реакции, дети именно этого возраста склонны сильно обижаться на неудачу и проигрыш, и либо будут пытаться отыграться, либо, если это не получается,  расстраиваться и терять терпение. В идеале в этом возрасте нужно организовать игру детям, дать им в присутствии взрослого сориентироваться и выучить правила, почувствовать к игре вкус, понять ее. То есть первое время игры детей младшего школьного возраста желательно модерировать или сначала брать детей в  игры со взрослыми, а потом выводить их на сверстников. Если игра длинная (в районе часа), то дети будут ее бросать и не будут не склонны ее доигрывать без присутствия взрослого (модератора).  Игры для других возрастов вы найдете здесь.

Основное, на что мы работаем в этом возрасте - на умение взаимодействовать со сверстниками на равных, умение  и развитие репертуара ролей (не только конкурирующие, но и кооперативные), проявление элементов наставничества и лидерских функций (когда сами дети берут на себя модерацию).  Таким образом важно, чтобы в вашем игровом портфолио были не только конкурирующие игры, но и кооперативные. И чтобы вы нашли место тем детям, которые не любят проигрывать или не любят играть на скорость. Автономно для этой возрастной группы подойдут быстрые игры, которые можно сыграть за 20-30 минут.  

Мое первое игровое телешоу

Конкурентная игра команда на команду. Этой игре обязательно нужен взрослый модератор. Дети делятся на две команды, выбирают капитана, придумывают название команды и заранее определяют штрафное действие за проигрыш. В игре три раунда и два типа вопросов. Первый тип - вопрос, который идет с 4 вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный. Второй тип - вопрос, на который нужно ответить "да" или "нет". Отвечает первая команда, нажавшая на звонок, если она ошиблась, то получает слово вторая.  В одном из раундов команды отвечают по отдельности (это помогает набрать очки тем, кто отстает по скорости). Предполагается, что в процессе игры дети советуются и выбирают правильный ответ, но изначально они склонны просто быстро жать на звонок и кричать ответ с места, таким образом, эта игра помогает модерировать групповые нормы.  Несмотря на то, что некоторые вопросы сложные и дети точно не знают на них ответа, им очень нравится эта игра (даже если приходится ответ угадывать).  Партия длится от получаса до часа, изначально предполагается, что вопросов много. Если есть цель сократить партию, часть вопросов можно не задавать. Игра хороша для внутриклассных мероприятий и праздников со сверстниками.  

Спящие королевы

Конкуретная игра. Начинается с того, что на стол выкладываются спящие королевы рубашкой вверх. У каждой королевы есть свой номинал. Задача игрока либо собрать пять королев, либо набрать 50 очков. В игре присутствует  интрига, усложняющая ее линейность. Рыцарь одного игрока может похитить королеву другого игрока, но принцессу может защитить дракон. Игрок может усыпить чью-то королеву (вернуть обратно на стол), но этому можно противостоять, используя волшебную палочку. Наконец, есть карта Шута, которая может помочь игроку, а может помочь сопернику.  Детям эта игра очень нравится, она играется очень довольно быстро и динамично, идеально подходит для самостоятельной игры в деткой компании. Кроме карт-картинок в игре есть простые карты с разным номиналом, которые нужно сбрасывать, и это выгоднее делать, если суммировать их номиналы, так что есть небольшая ненавязчивая тренировка устного счета. Еще одним плюсом являются яркие и картинки и полное отсутствие мрачности, что выгодно отличает игру от многих других с фантазийным сюжетом.  

Катан (Catan) Колонизаторы.
Катан  (Catan) Мореходы

Это экономическая стратегия, в которой игроки соперничают друг с другом за то, что быстрее разовьет сеть поселений и освоит остров. Каждый игрок получает базовый комплект ресурсов, пару поселений и дорог. Изначально каждый игрок имеет два очка, выигрывает тот, кто набирает 10-14 (в зависимости от уровня). В процессе игры мы добираем ресурсы и распределяем их для строительства городов и дорог или покупки чего-либо. Каждый ход мы бросаем два кубика. Один кубик дает сырье, другой либо вызывает какое-то событие, либо задает дополнительные условия. Линейность игровой модели усложнена введением форсмажорных обстоятельств. Есть очень много версий это игры, версия на двоих, на четверых игроков, более современная по оформлению объемная версия и разные дополнения. Базовый вариант исчерпывает себя довольно быстро, но с дополнением "Мореходы" игра становится любимой и вызывает у детей стремление создавать собственные карты и сценарии. "Мореходы" состоят из 9 разных сценариев, играемых на разных картах. Играется партия 3-4 человеками, для большей компании или для дуэли нужно будет докупать другие коробки.  С первыми двумя коробками (базовая + "Мореходы") младшие школьники свободно справляются автономно. Другие дополнения придают игре больше глубины и размаха, они больше подходят для семейного формата, так как игра становится громоздкой и требует больших усилий для подхотовки и сортировки фишек и карточек после партии.

Князья Катана (версия для двух человек)

Самостоятельная игра, глубиной сопоставимая примерно с тремя коробками группового "Катана" (см. описание в посте про игры в семейном формате). Здесь нет общей карты, каждый строит свое игровое поле, создавая и развивая систему своих поселений и городов и накапливая для этого ресурсы. Механизмы развития городов здесь даже интересней, чем в групповом "Катане". Конкуренция довольно жесткая (только один сможет развиться быстрее и выиграть игру). Высок механизм случайности, особенно на стартовой фазе (количество и состав ресурсов определяется бросками кубиков), что вызывает у некоторых игроков раздражение. Но таков "Катан" в целом: выиграть здесь, это по сути значит грамотно стартовать и быстро развиться.  

Про рисунки (с модерацией)

Цель игры изобразить слово с помощью четырех геометрических фигур: прямоугольник (=квадрат), треугольник, овал (=круг) и линия. Есть красивое издание этой игры с фирменными кубиками и фирменными карандашиками, но мы просто распечатали карточки, заказали пустые кубики и нарисовали на них фигуры перманентным маркером. Вначале партии каждый игрок получает на выбор два случайных слова на карточках из колоды, выбирает одно из них (другое возвращает). Потом один раз для всех выбрасываются кубики с фигурами и игроки в параллель рисуют свои слова с помощью тех фигур, которые всем выпали. После того, как все нарисовали свои слова, слова и рисунки выкладываются на стол. Нужно добавить пару случайных карточек из колоды для интриги. Надо угадать, кто что нарисовал. Баллы можно посчитать по количеству угаданных рисунков (сколько ты угадал - сколько тебя угадали), можно выбрать наиболее проницательных игроков и наилучших художников по номинациям после серии раундов. Игра довольно веселая, хорошо идет в режиме компании за чашечкой чая, нужно от 3-х участников, лучше - больше. Со школьниками лучше в нее играть с модерацией.  В эту игру можно играть на время, но это это не понравилось. В начале игры, смотря на слово и фигуры, иногда возникает стопор и его преодолеть нужно. Сначала иногда просто не понимаешь, как можно слово простыми фигурами визуализировать. Например, как показать "Бабушку" с помощью двух прямоугольников и двух линий. Или как из этого же набора получить "Лимон". Или "Вечер"? Позднее делаешь это с легкостью. Игра тренирует гибкость и снимает внутренние блокировки (расшатывает установку "все равно не получится").  

"Взлет разрешен!"

Несложная конкурентная стратегия необычной тематики. Игровое поле представляет собой две взлетных полосы и разметку для парковки самолетов. Каждый игрок получает набор самолетов одного цвета разных габаритов  (большие - средние - маленькие) и должен вывести из на взлет. Перед этим обработать, обслужить и так далее (на каждом ходе он тянет из колоды карты действий и действует в зависимости от того, какими располагает картами). В это время в аэропорту меняются условия: меняется погода и ветер, закрываются и открываются взлетные полосы. Выиграет тот, кто первым выведет на взлет все свои самолеты, нужно балансировать ресурсами и принимать решения. Многие игроки замечают, что вводные условия при игре за разные цвета не сбалансирована: вывести на взлет маленькие самолеты намного проще, чем большие, так как на большие действует больше заложенных в игровую модель ограничивающих факторов (количество самолетов разных габаритах в разных цветах отличается).

Сад Алисы

Игра на определенный склад характера. Близкие ей по модели игры - "Клумба" и "Картографы", объединяет эти игры то, что каждый играет на своем поле и взрослому, играющему с детьми, здесь не надо поддаваться (он может подумать над выкладкой тайлов в свое удовольствие и немного смухлевать на подсчете очков, если дети очень чувствительны к проигрышу. У каждого игрока свое поле (Сад Алисы), который надо заполнить цветами, шахматными фигурами, грибами, деревьями и садовниками по определенным правилам. Игровая модель довольно интересная: нужно одновременно выполнить несколько разных условий (на учет нескольких факторов).  При этом игра интуитивно понятна ребенку. Игра заканчивается, если одному из игроков некуда больше сходить. Партия длится минут 20. Сложным для детей является подсчет очков, здесь первое время нужна помощь взрослого. Игра очень вариативна и не монотонна, повториться в ней невозможно (комбинаторика выкладываемых элементов дает огромное число комбинаций). То есть, если эта игра понравилась, играть в нее можно долго.

Лемминги

Простая игра, в которую на равных могут играть, например, ребенок 4,5 лет, ребенок 9 лет и взрослый. Игра рассчитана на 2-7 человек, длится около получаса. Каждый играет за одного из леммингов или за Океан, это определяется жеребьевкой. Свою роль нужно сохранить от других в тайне. Лемминги бегут из норки в океан купаться (это буквально 6 шагов). При этом каждый игрок может управлять любым из леммингов, включая своего, используя карты действий.  Цель каждого игрока - остаться единственным на берегу, когда все остальные купаются в океане. Цель Океана - одновременно искупать всех леммингов. Работает сочетание блефа, расчета и везения. Есть карты шагов для лемминга каждого цвета (вперед-назад), карты действий, кроме того, лемминг несет на себе тех, кто оказался у него на голове (позже попал на то же поле). В общем, фабула проста, как три копейки. Но, поскольку есть карты действий, вносящие сумятицу в линейность модели (то можно парочку леммингов отправить на пустую клетку, то обменяться картой роли с противником, то всех одновременно сдвинуть вперед или назад, то обвалить обрыв), то партия бывает острой и может затянуться. У нас эта игра имела успех и дочь стала носить ее в школу, а сын дома играл с дедушкой, но другим взрослым она быстро надоела. Игра небольшая, ее удобно носить с собой. Минус этой игры в том, что при определенном стечении обстоятельств она может войти в затяжной режим по типу карточной игры "Пьяница", когда карты, компенсируя друг друга, не дают никому уже наконец закончить. Дети с такой проблемой легко справляются с помощью чувства юмора.

Клумба

Игра, где каждый играет на своем поле. Немного напоминает "Гембло" (имеет близкие мотивы с "Тетрисом"), но очень демократична, в смысле  в одной и той же партии могут играть разные по уровню игроки (поскольку каждый играет на своем поле). Чтобы выиграть в "Клумбу" надо понимать принцип умножения (не обязательно при этом знать таблицу). Каждый игрок строит клумбу и заполняет ее бабочками. Поляны одного цвета, где больше бабочек, дают большее число очков. Но бабочку можно выложить только одновременно с тайлом поля и нельзя добавить на уже занятую поляну. То есть, чтобы на поляне оказалось много бабочек, нужно построить много маленьких полянок, поставить на них бабочек и потом соединить. Если у игрока есть поляна из пяти цветков с 2 бабочками, он получит в конце игры 10 очков, если на той же поляне 3 бабочки, то 15. В игре есть небольшие усложнения для продвинутых игроков. Игра размеренная, спойкойная, требует сосредоточенности, развивает внимание (в аспекте концентрации). Она плохо пойдет в большой компании перевозбужденных детей, но будет очень даже для двух-трех спокойных детей или ребенка со взрослым. Скучно при этом взрослому не будет (это не "Мемо"). Играют в "Клумбу" по очереди, но пока ходит другой игрок, есть о чем подумать на своем поле. Нам, кажется, что эта игра оптимальна для 2-3 человек, не больше.  

СЕТ (SET)

Конкурентная игра на категоризацию признаков. Нужно найти верное сочетание признаков на карточках быстрее всех. Каждая карточка имеет 4 признака. Сет - это набор из трех карт, каждый признак на которых либо полностью совпадает, либо полностью отличается.  На стол выложены 16 карт тот, кто первый увидел на столе сэт, забирает его. Поскольку игра идет на скорость, то нравится она не всем.  Если удалить из набора часть карт составляющих один из 4-х признаков, то игра становится проще и в нее можно играть с малышами. Игра идет динамично и быстро, в нее могут играть сами дети без модерации, но могут играть и дети со взрослыми (если взрослым это интересно). Игра азартная. В целом "Сет" человеку (ребенку или взрослому) либо нравится, либо нет. Есть категория людей, которые будут ее любить и играть с удовольствием, а есть те, кто предпочитает игры другого плана (например, стратегии), которые не будут в "Сет" играть совсем.

Словодел (Эрудит, Скрэббл, Scrabble)

Известная со времен СССР игра, в которой нужно составлять слова из букв и цеплять их друг к другу по принципу кроссворда. Как правило буквы делают на магнитиках. Каждый игрок не глядя вытаскивает из мешочка буквы (по 7-8 штук, как договорятся). Первое слово обязательно проходит через центр, далее нужно пристраивать слова, используя одну из букв в уже существующих. Играют в "Словодел" по очереди, после своего хода игрок добирает буквы. Оптимально играть втроем (при большем числе игроков ожидание становится скучным).  Игра демократична, взрослый и ребенок могут играть на равных, происходит обогащение словарного запаса игроков (выгодно знать много коротких слов). Каждая буква имеет номинал, выгодно составлять слова из редких букв, более того, баллы удваиваются, если буква попала на цветное поле. Если игроку удается в свой ход истратить весь запас своих букв, он получает большую "премию". Любители "Словодела" (а их не мало) развлекаются, придумывая к нему новые правила. Например, играют в придумывание несуществующих слов (надо выложить все свои буквы в благозвучное сочетание и придумать ему значение) или играют на иностранных языках. Все это очень полезно и хорошо, если ребенку заходит. Даже если он устал от школьной нагрузки, то "Словоделу" можно найти время и место, когда ребенок готов посидеть и позаниматься чем-то, требующим внимания.

МЕМО  

Одна из наиболее раскрученных и простых игр. Существует огромное количество ее модификаций, в том числе малышковые.  В варианте для младших школьников картинки подобраны в рамках тематики (животные, архитектура, чудеса света, достопримечательности, автомобили, морская жизнь и т.д.). Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, в свой ход игрок может открыть и посмотреть две картинки. Если они совпадают, то игрок забирает карточки себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Задача игрока собрать как можно больше карточек, это легче сделать, если запоминать, где что лежало. Именно та серия, которую мы здесь показываем, претендует на образовательную функцию. Есть небольшая информация с названием и описанием объекта, а объекты подобраны так, чтобы цеплять внимание, они необычны. Но у младших школьников преобладает азарт: им интереснее выиграть, чем узнать что-то про объект на картинке. Сама по себе игровая модель монотонна и мы не считаем, что нужно покупать десять коробок разных тематик, с нашей точки зрения, можно ограничиться парочкой. Не все люди любят игры на память (некоторые предпочитают думать), поэтому часть детей игры такого типа проигнорируют. Хотя с модерацией взрослого разок-другой в "Мемо" сыграет почти любой.  Несмотря на популярность очень сомнительна полезность этой игры для когнитивного развития ребенка. Фактически речь идет об очень определенном виде памяти. Здесь работает кратковременная эйдетическая память и совершенно не работает память смысловая. По сути мы заваливаем детей избыточной информацией, не имеющей содержательного смысла, не встроенной в деятельность, не имеющей никакой системы и ценности. Поэтому малыши иногда играют в "Мемо" лучше взрослых. Тренировать ребенка запоминать бессмысленные комбинации если и нужно, то по показаниям. Если вы не собираетесь отправлять ребенка в разведку или не имеете выпадений этой конкретной функции (если она у вашего ребенка средняя), то этот навык в жизни будет не так уж заметен. Следующую игру, по контрасту кажущуюся более простой, мы считаем более универсальной и полезной.

Азбука Мурррзе  

Игра кажется очень простой, но это не так. Проста она только по правилам. Есть три вида карточек. Один вид карточек выдается ведущему, на нем шифровка, которую предстоит угадать участникам. У каждого участника на руках лежит карточка с ключами к шифру. На столе в общем доступе выложены варианты отгадок. Игра звуковая, основана на ритме. Ведущий отстукивает шифр. Участники со слуха декодируют его и находят карточку-ответ среди других. Наш опыт показал, что неподготовленным детям очень сложно услышать ритм и сложно его правильно отстукивать. Это навык, который у среднего ребенка нуждается в тренировке.  Усложнить игру можно, ускоряя отстукивание ритма. Но детям дается это сложно: в первых партиях игру приходится упрощать, а не усложнять. В данном случае, в отличие от очень спорной игры "Мемо", "Азбука Мурррзе" направлена на развитие важного навыка, причем в ненавязчивой форме.

Гембло

Мы любим эту игру во взрослых компаниях,  но и для младших школьников она подойдет прекрасно, они посто будут играть на своем уровне. Игровая задача останется той же. На ограниченном в зависимости от количества игроков игровом поле каждый участник должен выложить максимальное количество фигур своего цвета. Правила определяют как можно выкладывать фигуры. Побеждает тот, у кого фигур не останется или останется меньше, чем у других.  Младшие школьники легко могут играть в эту игру без модерации, поняв ее принцип. Также игра может использоваться как мозаика и включает много заданий для выкладывания картин из заданных фигур. В этом варианте использования "Гембло" приближаются к "Котамино".  

МагоМаркет

Быстрая кооперативная игра. Все игроки играют единой командой. Каждый получает карточку одним или двумя действиями, которые он может сделать: ходить вправо или влево, или вверх, или вниз, или пользоваться эскалатором, или пользоваться телепортом, или выкладывать новое игровое поле. Далее нужно сыграть против игры. За ограниченное время фишкам нужно собрать 4 артефакта и через единый выход (который надо еще открыть этого) покинуть игровое поле.  Интрига игры в том, что сделать все это можно только сообща (ведь каждый игрок может сделать только свое действие) и молча. Это идеал. Мы пока не знаем, достижим ли он, у нас не получалось. То есть выиграть получалось (было шумно и весело). Молча (с детьми) - не получалось. Кажется, что все просто, но это не так. Игра требует большого напряжения и объединения усилий. Абсолютно все игроки нужны, иначе выиграть не получится. Но после раунда такой игры дети говорят: "Ух!" и какое-то время отдыхают. Идеальный быстрый номер-связка между другими играми и идеальное внесение разнообразия, если хочется отдохнуть от конкуренции и никого не обидеть. Чтобы уложиться в игровое время, его можно трижды продлевать, выводя фишки на поле "часы", после чего каждое поле "закрывается". Если дети не догоняют и не хочется их расстраивать, поле часов можно не закрывать, это даст возможность пусть медленнее, но договориться.  

Корова 006

Жестко конкурентная азартная игра с числами. Используется арифметика до 100, так что игра подойдет в период, когда в этом требуется тренировка. Четыре случайные карточки выкладываются первыми в ряд. Каждый игрок получает по 10 карточек, нужно все их скинуть (под одной в раунде). Карточки скидываются рубашкой вверх, потом открываются все сразу. Выкладываются по возрастающей в тот ряд, разность номинала с последней карточкой которого минимальна. Нельзя оказаться шестым в ряду: тот, чья карточка оказалась шестой, забирает себе весь ряд и получает за него штрафные баллы. Даже запоминая номиналы, которые уже вышли, нельзя полностью просчитать, что положат другие игроки, так как из колоды в 104 карты на руках (в игре) оказываются не все и часть карточек в партии не участвует. Соответственно, работает смесь расчета и удачи. Игра нравится далеко не всем, некоторые дети сразу покидают "поле боя", ссылаясь на слишком большой риск проиграть. Игра лучше проходит с модерацией взрослых, так как дети устают внимательно следить за тем, в какой ряд определить какую карту. Игра хороша динамичностью. Крепкую жестяную коробочку удобно брать в дорогу, она большая, туда можно положить три разных карточных игры не боясь, что что-то помнется.

Крагморта

Эта игра - антипод "Спящим королевам" по содержанию, оформлению и стилистике. Здесь  антураж мрачный. Но игра хорошо разрядит обстановку, если школьники устали от бесконечной тренировки букв и счета, здесь счета нет совсем (разве что до четырех).  Гоблины снуют по библиотеке Ригора Мортиса и пытаются стянуть у него колшебные книги (ходика по карточкам из колоды). При этом фишки могут толкать друг дружку и могут налететь на самого Ригора Мортиса (или его на него кого-то), за что нарушитель получает карту Испепеляющего взора. Проигрывает тот, кто набрал 4 таких карты. Каждая карта Испепеляющего взора содержит какую-нибудь зловредность. Например, получив карту "Отсохшая рука" надо зажать эту карту подмышкой и сидеть так, пока эффект не будет отменен, карта "Язык навыкате" приказывает сидеть с высунутым языком, карта "Негнущиеся ноги" определяет, что ее хозяин должен все время стоять. В общем, вся эта пантомима настолько пакостная (в рамках родительской цензуры), что понятно, что больше трех таких действий одновременно сделать будет сложно. К счастью, многие из книг, которые гоблины тащат у Мортиса, помогают снять эти заклятья или перебросить их на партнеров. Ну вы поняли смысл? Игра на посмеяться друг над другом, если атмосфера в компании этому способствует. Работает на раскрепощение. С трепетными, замкнутыми и обидчивыми детьми в лоб не пройдет, надо поискать что-нибудь деликатнее. Но в подогретой группе вполне сработает, особенно с другими по контрасту.

Узоры

Медитативная (во взрослом варианте), красивая, хорошо изданная игра. Каждый участник берет себе цвет (желтый, красный, синий, зеленый) и 4 стартовых тайла и начинает выкладывать по одному тайлу за ход (по очереди) в общий узор. Когда закрывается очередной квадрат, очко получает тот участник, доля цвета которого в квадрате больше. В свой ход также можно сбросить не нужные тайлы, обменяв их на новые из колоды. Игра заканчивается, когда построен квадрат 6х6. Мы делали правила более лояльными, чем в инструкции, например, при равенстве долей очко получал каждый, правила более суровы для этого случая. Можно играть в эту игру не напрягаясь (партия длится 15-20 минут), можно привлекать детей младше, проверяя за ними правильность хода, но также можно сыграть и в конкурентном ключе, не давая соперникам выстраивать квадраты своего цвета. Игра под настроение, но долгоиграющая по сути, количество возможных вариантов расклада узора неисчислимо. Игра требует внимательности и проявляет характерные коммуникативные паттерны. Может быть совершенно спокойно использована взрослыми.

Языколом

Игра на развитие навыков артикуляции и публичного выступления. Игра подходит для хорошо читающих детей (иначе будет ступор). Есть карточки по 4 тематикам. Они кладутся стопками рубашкой вниз. Игроки по очереди берут карточку и читают то, что на ней написано. В оригинальных правилах карточку забирает тот, на ком остановился волчок (чтение на скорость). Мы берем вместо волчка песочные часы (30 секунд - 1 минута), так как есть карточки, чтение которых занимает порядка 15 секунд. Карточки отличаются по уровню сложности. Пример текста первого уровня по географии: Айзенхюттенштадт (город в Германии). Пример текста второго уровня сложности по русскому языку: "У мишки в ушах шишки, ведь в шкафу у мишки шуршат мышки". Пример иностранного текста третьего уровня сложности: "Маржено ржекни "рж", нэржекнувы быстэ се ми ржехтали" (Марина, скажи "рж" - Не скажу, вы будетете надо мной смеяться! - чешский). В целом про эту игру у нас осталось впечатление, что раздаточные материал хороший, а игровая модель - слабая. Надо искать какое-то другое применение карточек кроме чтения на скорость. Потому что чтение на скорость не учитывается ошибки в чтении, которые не всегда очевидны и не исключает стратегии "говорить белиберду" (жевать слова). Как оптимизировать эту игру и сыграть более грамотно? Подвайте идеи, мы пока мы в поиске.  

Прогеры

Еще один вариант не линейной ходилки для младших школьников, что-то вроде "Крагморта", но в миролюбивом варианте без зловредностей.  Есть поле 6 на 6 квадратов, на которое в произвольном порядке выставляют два холма и располагают образцы жизни по меткам. Каждый игрок управляет вездеходом, который должен собирать образцы жизни и отвозить их в лабораторию. Управление происходит с помощью алгоритма, который каждый участник составляет для своего вездехода, используя карты действий, которые у него есть на руках. После своего хода каждый игрок пополняет набор карт из колоды. Есть сложное красное поле для продвинутых игроков. Красная планета имеет больше поле,  картам алгоритма добавляются карты цикла и карты телепортации.  Здесь игроки составляют совместный алгоритм, куда каждый может вносить изменения. Наши дети носят эту игру в школу (поскольку у нас автономный класс, у нас это возможно) и жалуются, что перемены не хватает, чтобы закончить партию.  

Твинити

Игра состоит из комплекта из 135 карт с узорами. Некоторые картинки даны в одном экземпляре, большинство - в двух, отдельные в трех экземплярах. Цель игры - набрать 5 комплектов одинаковых карточек. Все карты раздаются на всех участниках и выкладываются по одной по очереди. Игроки ищут парные карты. Все узоры в одной стилистике, некоторые похожи, но не идентичны. Игра на внимание и сосредоточенность в аспекте восприятия. Визуально приятная. Есть три режима игры: каждый сам за себя, команда на команду и кооперативный режим против игры, когда все игроки на время ищут парные карты и сравнивают свой уровень с табличным.

Игры-ходилки с викторинами. Пример: игра-ходилка с викториной "Волшебный замок"

Мы писали про игры-ходилки в других постах и напишем здесь, так как они имеют не менее 5 достонств. Во-первых, эти игры сохраняют актуальность весь период роста ребенка (хотя скучноваты для взрослых, за редкими исключениями). Во-вторых, именно эти игры у многих людей  ассоциируются с настолками (в отличие от карточных). В-третьих, эти игры демократичны и позволяют собрать за одним столом детей разного возраста (здесь - от 3 до 10 лет), и малыш действительно может выиграть. Это делает такие игры бесценными для семейных мероприятий (наравне с квестами).  В-четвертых, игры-ходилки обычно бюджетны, от 200 до 500 рублей за игру, то есть можно купить ее детям под праздник, даже если игра проживет недолго. В-пятых, здесь, как правило, не нужен взрослый (это ценно), с модерацией дети прекрасно справлятся сами. В списке игр для детей 3-4 лет игры мы привели пример игры-ходилки с дорожными правилами. Мы выбрали умную игру "Гонки по правилам", в которую любит играть наш 4-х летка, но к ней тоже применимы перечисленные 5 достоинств (и в нее тоже с удовольствием поиграют старшие дети). В списке игр для детей 5-6 лет мы привели игру-ходилку "Животный мир Земли", потому что она решает учебные задачи (приучает ребенка к карте мира, позволяет привыкнуть к числам больше сотни). И она тоже годится для младших школьников, они пройдут ее с удовольствием. Здесь же мы приводим предметно бесполезную игру ("Волшебный замок"), потому что младшим школьникам полезных активностей хватает. А мотив "поиграть" остается. Игра отличается тем, что у нее есть разветвление маршрута. Игрок, идя по полю, собирает карточки артефактов. И попадая на поля викторины отвечает на вопросы. У данного издания игр есть свои недостатки - они продаются без коробок и надо придумать как их хранить, чтобы не растерять мелкие карточки, карточки часто надо нарезать вручную, карточки изданы просто и довольно маленькие. Но по соотношению цена-качество, игра выглядит весьма достойно. Наша шумная компания детей от 3 до 10 лет именно этой игрой целый час развлекалась очень сплоченно, ну а взрослые тем временем смогли спокойно поиграть своим кругом в "Диксит". Хорошо, что таких игр хватает (разной тематики) и это делает их прекрасным подарком на день рождения друзей и другие праздники, позволяющим развлечь детей и высвободить внимание взрослых.

Игра-ходилка "Космобойщики Солнечной системы"

Еще одна версия продвинутой игры-ходилки на младший школьный возраст от другого издателя.  Дано игровое поле, представляющее собой детальную карту Солнечной системы с большим количеством небесных тел (не только всем известных больших планет, но также их спутников, астероидов, малых планет класса Кентавров и объектов пояса Койпера). Каждый игрок получает звездолет и героя и должен выполнить несколько миссий. Выполненная миссия позволяет "прокачать" своего пилота, и выполнять более сложные задания. Цель игры - первым совершить 12 рейсов и стать Мастером-пилотом космического корабля. Игра продается за символические деньги, привлекает своей познавательной тематикой и вариативностью. Игровая модель средняя по интересности и имеет средние отзывы, и у нас любимой среди многих не стала, но для нескольких партий была достойна.

Лунаси  (Loonacy)

Если дети устали, почти уснули и им нужно взбодриться и поорать, то пора достать из чемоданчика "Лунаси". Мы в нее больше любим играть в лесу, чем дома, чтобы дети меньше глушили взрослых, потому что играют в нее дети шумно. В "Лунаси" игрокам сдают по 7 карт из колоды и две карты выкладываются на стол рубашками вверх и в последний момент открываются. Далее тот, кто успевает, кладет сверху свою карту, если на ней один из рисунков идентичен с каким-то из выложенных. Сбрасывать карты можно в любую из образовавшихся на столе двух стопок, партия длится минут 5 и сопровождается диким ором. Почему возрастной ценз этой игры 8+ понятно всем родителям: малыши, которые не успели выложить карту,  расстраиваются и плачут. Поэтому если малыши очень хотят играть, для них используется режим "по очереди". Это скучно и чисто в пользу маленьких, но зато так поиграть может каждый. Взрослому в этой игре делать нечего (только поддаваться). Младшие школьники с удовольствием поиграют "по взрослому" друг с дружкой на равных, если не нужно поддаваться. Победа в "Лунаси" быстро достается и длится недолго (следующая партия за 5 минут поменяет лидера), поэтому приучает относиться к поражению проще.

Шесть соток

Эта экономическая стратегия русского автора Вадима Смирнова, хоть и сильно проще западных аналогов в исполнении и антураже, придумана умно. Игра длится 3 года. Каждый игрок получает поле, где он может посадить растительную культуру или развести животных. В отличие от "Парижа", где все произвольно, здесь у каждого игрока аж по 3(!) своих кубика. Игроки по очереди бросают кубики, которые жеребьевкой определяют действия, доступные каждому в этом сезоне (можно засеять поле, купить животных, собрать урожай, смолоть зерно, продать животных, положить деньги в банк). Если действие совпадает с логикой текущего сезона (весной - засеять поле, осенью - продать животных), то игрок получает бонусы. Продажа зерна или животных тоже дает игроку бонусы. Каждый сезон животных нужно кормить, это "съедает" часть зерновых запасов. Если кормить животных больше, их можно продать дороже. Поля для большего урожая тоже можно улучшать. Выигрывает тот, у кого в конце оказывается больше баллов. Вариативность игры высокая за счет жеребьевки условий. Даже если вы играете с маленьким ребенком и подсказываете ему и одновременно играете сами за себя, это может быть интересным. Игра подойдет для спокойных внимательных детей.

Продолжение следует

Ссылки по теме:

  1. Как организовать клуб настольных игр для детей. Шаги, форматы, возрастные категории, игры.
  2. Как начать играть в настольные игры? Как зайти в настольные игры с проводником: наш опыт.
  3. Первые настольные игры с малышами 3-4 года. С чего начать играть с детьми в настолки?
  4. Настольные игры с детьми 5-6 лет: как с помощью игр готовить ребенка к школе.
  5. Семейный формат настольных игр. Список игр, в которые интересно играть с подросшими детьми.
  6. Настольные игры для взрослых: обзор наших любимых игр для взрослых компаний.
  7. Организация автономного 1 класса по методике Жохова: как мы сделали свою школу. Первый опыт.