Наши вводные: Забаве 5 лет, она - умная девочка, хорошо фокусирующая внимание, поэтому нам по зубам книжки "на вырост". Читаем мы много, большей частью на ночь, потому что днем нас безостановочно сопровождает подросший младенец, которому пока не до умных книг. В этом чудестном возрасте (5 лет) мы вышли на книги, которые интересны нам обеим, так что я решила, что пора писать пост, своего рода копилку, и собираюсь его пополнять. Книги и фильмы для других возрастов детей мы собрали здесь, игры здесь. Критерии выбора книг: хочется доброго, но не инфантильного. В меру сложного, не закисать на беллитристике. Не банального. Разного. Идеологически близкого. Критерии выбора тем: осмысление того, что происходит сейчас с нами. Ключевое - братья и сестры (первый приоритет), взаимоотношения людей, добро и зло (с акцентом на добро), прощение, принятие, великодушие. Мы здесь рассмотрим художественные книги, хотя читаем и познавательные, но это отдельная тема. Мы нацелены на чтение как можно дольше, без оглядки на то, читает ли ребенок сам, то есть планируем продолжать это делать дальше.
Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок
В 5-6 лет мы продолжаем читать Линдгрен. Любимая дочкина книга Линдгрен в этом возрасте "Пеппи Длинныйчулок", которая стала практическим руководством к действию. Одна из ее любимых причесок - две косички, торчащие в разные стороны от макушки - мы так ее и называем "Пеппи Длинныйчулок". Слушая эти истории, дочь откровенно хохочет. Ее забавляет самая сильная девочка в мире, честная, смелая и одновременно привязчивая. И это закономерно, ведь Пеппи живет одна и в отличие от двух ее "обычных" друзей, демонстрирует невероятную степень смелости и автономии. Постепенно обычные дети становятся рядом с ней тоже не совсем обычные. Они теперь ловчее, смелее, они демонстрируют эволюцию, даже отправляют вместе с Пеппи на остров в океане. То, что Пеппи иногда не только ловчее, но и мудрее взрослых, для ребенка тоже симпатично и моей дочери импонирует. Лично мне не близка бесконечная череда ассоциаций "дети любят сладкое" с постоянным акцентом на эту тему (у нас в семье другие пищевые ассоциации), но этим грешит вся Линдгрен, и я иногда заменяю все эти бесконечные конфеты и пирожные в тексте на черешню, клубнику или манго или другие нами любимые ягоды и фрукты. Это мой пунктик, но в этом вопросе я, похоже, одна такая. А книжка классная. Спустя более полгода после ее прочтения, если спросить дочь, что тебе больше всего запомнилось из многих-многих книг, которые мы за это время вместе читали, дочь говорит "Пеппи Длинныйчулок", "потому что там такая девочка добрая". Поэтому Пеппи и открывает наш список.
Аркадий Гайдар. Чук и Гек
Для нас тема братьев и сестер - первоочередная, поэтому "Чук и Гек" в первом приоритете. Есть некоторые писатели, которых хочется читать не только из-за содержания, но и из-за стиля. Спустя полжизни буквально поется легкий и проникновенный Гайдаровский слог (в отличие от многих переводных книг). Читаю с выражением и громко. К сожалению, повесть небольшая, нам ее хватает только на два вечера. Трогает не только психологизм и ясное описание характеров, но и общая атмосфера, и правильные (не бытовые) ценности. Замечательно, что ВСЕ люди, которых герои встречают на своем пути - добрые. Это ошеломительно. Это какое-то правильное и человечное представление о мире (о людях, об обществе в целом), которое очень нужно сейчас - вылавливаем это добро по крупицам. После "Чука и Гека" хочется прочитать всего Гайдара вкупе с биографией его неоднозначной жизни. Биографию читаю сама по себе, а вот "Тимура и его команду" читаю дочке вслух. Как и "Чука и Гека", "Тимура" она слушает сидя (!), обратившись в слух. Понимает не все, но достаточно, чтобы ей было интересно. В "Тимуре" тоже есть взаимоотношения сестер, хоть и старших. Вот, оказывается, когда самое время читать книжки школьной программы. Дочь впитывает их, как губка. К школе может и забудет, но я считаю, что это неважно, важно что они впитываются на подкорку сейчас.
Серая Сова. Саджо и ее бобры
Одна из сильных и любымых книг моего детства. Про брата и сестру детей и двух братьев бобрят. Дети растят бобрят, любят их и очень счастливы, но однажды бобрята оказываются разлучены и дети отправляются в путь, чтобы их соединить. Замечательно, что страдая от искуственного и бессмысленного разделения, эти же дети спустя несколько месяцев отпускают подросших бобрят на волю. Книга про обладание и потерю, про умение любить и отпускать, про умение думать не о себе, а о том, кого любишь, про доверие и поддержку между старшим братом и младшей сестрой. Она вызвала сильные переживания у Забавы, которая искренне сопереживала всем перепетиям сюжета: "Мама, они найдут бобренка? Мама, они вернут его домой? Бобрята помнят все, они вспомнят своих родителей?" Книга оставляет след.
Николай Носов. Повесть о моем друге Игоре
Ну, рассказы Носова все знают, неожиданным для нас было то, что на 80% они актуальны и понятны нашему 5-ти летнему ребенку (любимый рассказ - "Фантазеры"). В большом сборнике рассказов мы наткнулись на совершенно уникальную повесть, которую Носов-дед написал об своем Игоре-внуке (от первого лица). Внук там у него примерно от 2 до 7 лет и с ним происходят разные ситуации. Дед, как вы понимаете, любящий и очень талантливый, поэтому собрал он все это отменно. Это вдохновило меня тоже записывать то, что говорит Забава, но это тема отдельного поста. Пока внук маленький, повесть читается немного монотонно (но нам она была актуальна, поскольку у нас в руках маленький брат Никита). Когда же Игорь "подрос" до возраста Забавы, интерес к книге резко возрос. Да так, что дочь могла цитировать фрагменты спустя несколько месяцев. Приведу один такой фрагмент:
Сказка.
— Расскажу тебе сказку, — говорит Игорь. — Жила бабушка, и был у нее дедушка. И была спокойная ночь. Никаких зайцев не было. И тигров не было. Ничего-преничего не было. А была у них девочка, которая была мальчиком. И пошла она в лес. И была избушка на курьих ножках. А девочка — она была Красная Шапочка — видит, стоит ракета. Она села в ракету и полетела на Луну. Все.
Спортивные комплексы по индивидуальному проекту. Детская комната, которая запомнится на всю жизнь (как обустроить гнездо под потолком, гамак, рукоход, скалодром и другие секреты). Своими руками и на заказ https://kids-complex.ru/
Виктор Драгунский. Денискины рассказы
Одно из лучших, то, что можно читать и перечитывать каждый год, начиная с четырех, и зканчивая 7-8 годами, а потом еще перечитать во взрослом возрасте. Наши друзья использоли "Денискины рассказы" для адаптации своего ребенка к детскому саду. Читали ему рассказ и отправляли в садик: "Иди, наблюдай, прикалывайся". Потому что они тренируют юмор и устойчивость к перепетиям детской жизни. Они про все, больше всего - про дружбу. У нас своя терапевтическая история с "Денискиными рассказами". Как то мы стояли семьей в длинную очередь на паспортном контроле в аэропорту Лондона. За нами - семья русских с американскими паспортами с двумя детьми младшего школьного возраста. И много другого народа из разных стран мира. Великая Британская Империя собирала эмоциональную дань. Дети плачут, люди волнуются. Очередь выстроилась змейкой между заграждениями, присесть отдохнуть и даже спрятаться некуда. Младенцы плачут. До этого - долгий перелет, прерывитый сон. А нужно еще произвести впечатление на пограничника, чтобы не докопался, они там это любят. Мы достаем книжку, начинаем читать. Постепенно смеяться начинаем не только мы, но и соседняя семья с детьми. Очередь долгая, больше часа. Передаем книжку русскоязычным американцам, читаем по очереди выбираем следующий рассказ. Смеемся. На нас с завистью поглядывают не русскоговорящие соседи и так до конца очереди. Драгунского можно вспоминать или цитировать. Про красный шарик в синем небе (улетевший шарик - с кем этого не было) или про заколдованную букву (шишки - сыски-фыфки), про девочку на шаре, про любовь к маленькой сестренке, проснувшуюся у Дениски, когда он помогал родителям купать ее в ванне, или про игрушечную машину, променянную на жука ("Он живой и светится"). Говорят, Драгунский написал за всю жизнь всего около 60-ти рассказов. Это как глоток свежего возраста, в сложные минуты хочется найти и перечитать их все.
Эдуард Успенский. Вниз по волшебной реке
Почему в нашем списке нет "Чебурашки и крокодила Гены"? Потому что мы их прочитали раньше, когда моей дочери Забаве было 4 года. Но, когда вспомнили про Успенского, оказалось, что у него есть много замечательных сказок не менее интересных. "Вниз по волшебной реке" - пародия на русские народные сказки (как "Последний герой боевика" был когда-то пародией на боевики). Здесь все сказочные герои - Кощей Бессметрный, Царь, бояре, царевна Несмеяна, Змей Горыныч, Лихо одноглазое, Соловей Разбойник и другие - попадают в не совсем стандартные ситуации, а вести себя пытаются по шаблону. Начинается все с того, что мальчик Митя отправляется на каникулы к бабушке, у которой сестра - Баба Яга. А дальше идет юмор, который моя дочка воспринимала по сказочному, а я смеялась до упаду и цитировала на детских площадках. Например, как происходит взаимодействие Мити с Бабой Ягой? Она его встречает и не знает, что с ним делать: Иванушку она бы съела, Ивана-царевича бы накормила, напоила и в баньке истопила. А Митьки в ее лесу не ходят - программы, так сказать, нету. Несмеяна с мамкой на пару плачут всю сказку, пока не выплачут озеро, за это они должны получить новую карету. В то время, как цартсво летит в трам тараты это их прекрасно спасает - они успевают доплакать как раз к моменту, где все на круги своя возвращается. Царь мечтает бросить царство и отправиться на постоянное место жительство в деревню (геокоррекция или даун шифтинг). А советы, как управлять царством, спрашивает у Василисы Премудрой, но на царство ее вместо себя не зовет, потому что "она - баба". В это междуцарствие и протискивается Кащей Бессметрный. В общем, все при делах и все очень здорово закручено. Задорно и живо. Чтение выглядит так: взрослый покатывается от смеха до упада, а ребенок сидит рядом, моргает глазами и слушает. Одно жалко - сказка кончается быстро (хватает на несколько вечеров). Если будете покупать на бумаге - выбирайте по иллюстрациям. Они очень разные: и есть очень удачные и не очень. Мы читали в электронной версии, но тоже нашли экземпляр с картинками. Поднимает настроение. Теперь у нас в очереди "Дядя Федор, пес и кот" и "Гарантийные человечки".
Владислав Крапивин. Оруженосец Кашка
Крапивина я начала читать, когда была беременна сыном. В отличие от дочери, которую я интуитивно знала как растить, я чувствовала необходимость понять что-то про мальчиков. Потому что в моей семье давно рождались девочки и я росла без братьев - с сестрой. Поэтому третий триместр и первые пару месяцев после родов у меня лично прошел за глубоким изучением как минимум 10-ка Крапивинских книг (всего цикла "В глубине великого кристалла", ну и некоторых других, например, "Лето кончится не скоро"), которые я читала параллельно с Симоном Соловечком "Педагогика для всех". Крапивин и Соловейчик были друзьями и придерживались схожих взглядов, но один - вечный мальчишка - воплощал их в повестях и рассказах, а другой, в гораздо более сложной для прочтения форме - в педагогике и философии. Но делиться этим с дочкой, которой в то время было 4,5, а сейчас 5 лет, было рано. И я искала книгу, с которой можно было бы занырнуть в мир Крапивина. Из расчета, что все эти прекрасные фантастические повести про мир как Кристалл и его грани и мальчишек, которые этот мир выправляют и взрослых (Командоров), которые им в этом помогают, мы, конечно же, почитаем через пару-тройку лет, когда дочь станет постарше. Книги эти, хоть и ПРО мальчиков, написаны далеко не только ДЛЯ мальчиков. Так вот, мы нашли "Оруженосец Кашка". Он на грани. То есть оптимальный для него возраст тоже, наверное, 7-8 лет. Там лагерь и в нем летом живут мальчишки. Маленькие и большие. История это одновременно про одного маленького (лет 7) и одного большого (лет 12) мальчиков, которые неожиданно становятся друзьями. Все это по доброму, очень тонко. И истории мальчиков были моей дочке интересны. Так что, первый опыт знакомства в Крапивиным, она, считай, прошла. Крапивин вообще уникум в своем роде. Говорят, нет людей, которых бы не затронул Крапивин, есть те, кто его знают (читали) и те, кто его не знают (не читали). Писал он давно, лучшие книги написаны в 80-90-х годах 20 века. Но и мало издавали тогда и лично до меня они не дошли. Сейчас это был целый мир. Доброты без назидательности. Мир, где много значит дружба, любовь к маме, честность, смелость, собственный выбор. Мир, где дружба может все преодолеть. В общем, хорошее чтение не только для детей, но и для их родителей, а также для беременных мам. Рекомендуем.
Даниэль Пеннак. Собака-пес. Глаз волка
Я очень люблю Пеннака как взрослого писателя, но вот вам две неожиданные детские книги - острые и проникновенные. Темы у них разные. У "Собаки-пса" тема преданности и ответственности за тех, кого приучил. Некрасивая собака, не надеющаяся ни на что, неожиданно находит себе мальчика-хозяина и не сомневается в нем, даже когда оказывается поневоле брошена. "Глаз волка" про свободу, здесь проводятся замечательные параллели о человеке и природе, о нашей свободе, ценной, внутренней. Обе книги очень тонкие и очень светлые, но с обоими можно приготовиться плакать. Не потому, что в них мелодраматический сюжет, а потому, что они будят в нас совесть. У нас была своя собака все эти годы, которой меньше внимания стало доставаться после появления детей. А эти книги оживляют чувства, которые можно разделить теперь с ребенком и от которых на душе становится теплей.
Юрий Коваль. Недопесок
Это история молодого песца (недопеска) - Наполеона Третьего, обладателя редчайшего голубого меха, "имеющего государственное значение" при разведении новой породы, но убежавшего со зверофермы по недосмотру лишенной предпразничной премии Прасковьюшки. Прикольная книга, хотя она вовсе не о животных. Рожденный в клетке и не умеющий жить на воле недопесок бежит на север, но убегает недалеко, ведь по пути он влипает в истории. То за ним другой песец увяжется, то его мотоциклисты обнаружат, то дети на веревку привяжут и за ним на север бегут. В общем, это череда встреч молодого песца с разными персонажами, очень фольклорными. Ядро сюжета книги разворачавается в соседнем со зверофермой поселке, куда прибился по недоразумению молодой песец и ему предстоит ряд забавных встреч. Каждая такая встреча - своего рода культурный скечт. И чем ближе эти скетчи к концу повести, тем они искрометнее: "зуб дошкольника Серпокрылова", "два директора" и "второй класс глядит на Мендеелеева" вообще шедевры. Это такая галерея социальных типов и характеров, среди которых есть правильные и честные персонажи, вроде Веры Мериновой или учителя Павла Сергеевича, и комические, вроде старика Карасёва с его колесами и деректоров Некрасова и Губернаторова. В целом книга веселая, хотя ребенок умудряется переживать за песца, разбираться в поступках детей и решать "что хорошо, что плохо", а взрослому забавно читать ироничные зарисовки национальных характеров. Такое повествование на двух уровнях. Читали с удовольствием.
Лоллипоп. Кристине Нёстлингер
Это история про маленького мальчика, который живет в небогатой семье со старшей сестрой, мамой и бабушкой. Мальчик отличается замечательной фантазией, например, он сам придумывает себе имя, вместо надоевшего "Виктор Эммануэль". Имя по производителю его любимых леденцов, что с моей точки зрения не суперполиткорректно (я стремлюсь не приучать детей к сладкому), но леденцы имеют для него волшебное свойство: если леденец как следует обсосать и смотреть через него на другого человека, то можно "сообщить" другому человеку то, что от него отчаянно хочется. Мальчик проходит через много различных ситуаций. Примечательно, что даже переживая сложности (например, ухаживая за девочкой и кормя ее мороженным он перетратил денег) и обманув маму или бабушку, он пытается исправить собственную ложь и ему это удается. В конечном счете, он находит "правильное" решение, даже если для этого надо проявить изобретательность и в чем-то себя ограничить. Он переживает первую (и вторую) детскую влюбленность, находит себе друга, изменяет свое День рождения (вместо зимы отмечает его весной, когда можно провести его во дворе, потому что квартира у его семьи маленькая и только так он может пригласить друзей), улучшает отношения с сестрой и приходит в конце к состоянию, когда волшебный леденец ему уже не нужен. Книга добрая и светлая, а решения и выводы, к которым приходит герой, хорошие. В конечном счете это книга про умение менять и улучшать свою судьбу, про то, что не стимул, а реакция определяет нашу жизнь и мы можем влиять на это и беречь то, что для нас дорого.
Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик (с продолжениями). Анне-Катрине Вестли
Замечательная писательница. Замечательная серия книг. Первую книгу серии может понять уже 4-х летний ребенок, но с учетом большого количества продолжений, пик ее придется на 5-6 лет, а можно позже. Когда мы ее прочитали, то с большим удовольствием всем своим семейным цитировали - и папе, и бабушке - ее хотелось рекомендовать к самостоятельному чтению даже взрослым. На этой книге я наслаждалась тем, как моя дочь спонтанно учится пересказу. Потому что истории с юмором и их хочется пересказать их за ужином как анекдоты. Они на 100% добрые и корректные. В простой форме рассказ о многодетной семье представляет маму и папу такими, какими они должны быть. Живыми и добрыми. Эта книжка психотерапевтична для родителей семьи, где есть хотя бы два малыша. Потому что в ней папа - это папа, мама - это мама, дети - это дети, а бабушка - это бабушка. Все на своих местах и не думайте, что это просто: "правильно" поступать в повседневной жизни, выстроить в семье взаимосвязанную систему и иехрархию, где каждого любят и у каждого есть свое место. В семье постоянно что-нибудь происходит и реакция родителей на это адекватная. Например, две средних сестренки теряют в лесу малыша. Вся семья его тщательно ищет и находит. Вопрос: "Давали ли после этого сестренкам караулить малыша?" Ответ: "Да, давали, потому что после этого они смотрели за ним более тщательно, чем все остальные". Истории не банальные, будь то история про разобранный малышом будильник, украденный и возвращенный грузовик, отпуск на море, покупку часов с кукушкой или организацию детского праздника. Это истории с фантазией, после которых на душе легче и есть желание почитать что-нибудь еще у этой норвежской писательницы. И еще, если эта семья вам понравилась, то про нее у Анне-Катрине Вестли есть много продолжений, в печатном виде они поместились в три сборника: (1) Сборник «Папа, мама, восемь детей и грузовик». В книгу входят повести: «Папа, мама, восемь детей и грузовик» (1957), «Папа, мама, восемь детей в лесу» (1958). (2) Сборник «Маленький подарок Антона». В книгу входят повести «Каникулы в хлеву» (1959), «Маленький подарок Антона» (1960), «Бабушкина дорога» (1961). (3) Сборник «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании». В книгу входят повести «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании» (1986), «Мортен, бабушка и Вихрь» (1999). Именно эти продолжения расширяют серию до возраста 7+ лет. Потому что герои растут с каждой книгой, а эталонный персонаж серии - малыш Мортен - переходит вместе с читателями из возраста в возраст. Именно с ним, а также с бабушкой и происходят многие самые забавные истории. Уже когда мы писали этот обзор, мы обнаружили, что у Вестли есть много других классных книг, в частности целая серия книг про Уле-Александра, но Уле-Александр уже младший школьник, так что может мы про него еще когда-нибудь напишем в следующем обзоре.
Индивидуальные консультации по вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.
+7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com - Лена (Москва, Геленджик)
+7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com - Саша (Москва)
Астрид Линдгрен. Эмиль из Леннеберги.
Серия про Эмиля - это именно серия, там три книги: "Приключения Эмиля из Ленниберги", "Новые приключения Эмиля из Ленниберги", "Жив еще Эмиль из Ленниберги", а также три отдельных рассказа: "Ида учится проказничать", "325-я проделка Эмиля" и "Чем больше, тем лучше, — сказал Эмиль из Лённеберги". Если начнете читать про Эмиля, то убедитесь, что в сборнике есть они все, потому что в процессе чтения просто невозможно остановиться. Я в детстве обожала Карлсона, но я не знала Эмиля, а по сравнению с Эмилем Карлсон отдыхает. Эмиль был задуман как мальчиковый эквивалент Пеппи Длинныйчулок, но получилась книга совершенно особенная. Во-первых, "Эмиль" отличается от Пеппи эпохами. Пеппи - это середина двадцатого века, Эмиль - начало двадцатого. Дистанция от нас больше и книга воспринимается более сказочно, с учетом деревенского антуража. Во-вторых, Эмиль имеет автобиографические нотки, в нем есть параллели и с отцом, и с внуком Линдгрен, в общем, чувтсвуется очень личный контекст писателя. В-третьих, Эмиль просто совершенно замечательный. Все, что он ни делает, превращается в шалость. За шалости его наказывают всегда одним и тем же способом: запирают в столярке, где он каждый раз сидит и вырезает из дерева маленьких старичков и счет их ведется сотнями. Но при этом у Эмиля любящая и принимающая мать, обожающая его младшая сестра и слуга в семье - его лучший друг, за которого и жизнь отдать не жалко. Парадоксально Эмиль оказывается очень удачлив и многие его шалости не просто входят в легенды, но улучшают жизнь его семьи или других людей (и в этом он не похож на Карлсона). Эмиль за своими повадками озорника имеет доброе сердце и постоянно помогает кому-нибудь, а иногда и спасает. Каждый раз ему удается переиграть строгого отца (олицетворение назидательности и серьезности). И, конечно, вырасти в достойного человека. Книга задает конструктивный вектор: сложные и неудобные дети могут стать уважаемыми и всеми любимыми взрослыми, если им дать проявить себя, они могут внести много хорошего в сообщество и остаться верными самому себе.
Туве Янссон. Все о мумми-тролях
Муми-тролли - это семейка выдуманных Туве Янссон персонажей, обитающих где-то в волшебном лесу в небольшой компании близких друзей, с которыми постоянно приключаются разные волшебные истории. Детям начинают нравится муми-тролли очень рано, лет примерно уже с 2-х и книжки существуют в самых разных адаптациях (с сокращениями и большими красочными картинками). Малышковых адаптированных вариантов мы старались избегать, чтобы не портить "Кратким переложением "Войны и мира" детское сознание с малолетства. До книжек у нас было знакомтво с муми-троллями через диафильмы (существуют диафильмы по наиболее популярным историям, например, "Муми-тролль и шляпа волшебника" и "Муми-тролль и комета", "Муми-тролль в джунглях"). Однажды наткнувшись на очень странную книгу "Мемуары муми-папы" мы осеклись и долго не читали про муми-троллей, но потом поняли, что были не справедливы, она отдельная и особенная, по стилю и нудности изложения не похожа на другие. Другие дети принимали с неизменным восторгом.
Эно Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая Борода. Книги 1-4
Все четыре книги о Муфте, Полботинке и Моховой Бороде очень понравились дочке, а на меня произвели противоречивое впечатление. Первая книга показалась мне простоватой и недалекой и я бы отнесла ее к более раннему по возрасту списку, если бы не было продолжения историй о трех маленьких накситраллях. В первой книге накситралли спасают маленький город от нашествия кошек, загоняя из несметное количество на необитаемый остров тем, что предварительно кипятильником выпаривают воду из озера. В общем, странный бред, да еще и сомнительное геройство, которое в этой книге понимается безапелляционно положительным. Дальше сюжет разворачивается сложнее и становится уже интересным. На этот раз равновесие в природе оказывается нарушено и на город нападает нашествие крыс. Кошек больше нет, хотя на черном рынке за кота готовы отдать корову или лошадь. Нашим героям приходится опять совершить геройкий подвиг, отгадайте какой? Ага. Привести кошек обратно... Тем временем их характеры раскрываются и развиваются автором, а тема равновесия в природе глубоко западает в детские сердца (и славненько, что некоторые издательства объединяют 1 и 2 книги в одном томе). В третьей книге все еще круче. Здесь тоже нашествие толпы, но уже людей. Герои становятся знамениты, благодаря подвигам, описанным ранее. И их слава, хоть и оказывается мимолетной, приносит неожиданные плоды: одного из них похищает некая одинокая Дама, чтобы превратить в свою игрушку. Жизнь в довольстве становится для него не в радость, потому что он превращен в Ребенка и полностью лишен Свободы и инициативы. Ну и друзьям приходится его спасать. Это уже и не сказка вовсе, а своего рода философская притча. О Свободе, Славе, мимолетном и непреходящем, одиночестве и толпе. После этого в четвертой книге я была уже готова простить автору все, что угодно. Дочка сказала, что книги отличные все четыре. И да, цена на серую этих книг просто непотребна, так что мы их просто выкачали в сети. С замечательными иллюстрациями Эдгара Вальтера, естественно.
Андрей Усачев. Дракоша. Стихи и сказки.
Почти все, о чем мы пишем в этом списке, мы читали в элекронном виде. По разным причинам, большей частью потому, что был период, когда дочь уже могла слушать текст без картинок, а сын уже вырывал все попадающие в руки книжки. В том числе в элетронном виде мы прочитали и многое из Андрея Усачева. Все, что смогли скачать. А вот сейчас хочется купить книжки. Жаль, что полное собрание его стихов и сказок Усачева в 5-ти томах, уже почти прошло. Но может еще переиздадут. Стихи невероятные. Мы смеялись до слез все трое: я, дочь 6 лет и сын 2 лет. Потом звали папу и он тоже смеялся. Например, над сборником "Мы играли в паповоз" (я сидел, а папа - вёз). Мое любимое из Усачева - про Божью коровку. Которую поймали, посадили в коробок, коробок в карман, карман в пиджак, пиджак в шкаф. И коровка трудолюбиво вылазит: из коробка, кармана, пиджака, шкафа, комнаты. Попадает в свой любимый лес на любимую лужайку... "Но смотрит на мир осторожно Коровка: // А вдруг это тоже Большая коробка. // Где солнце и небо внутри коробка?!" Ну кем надо быть чтобы писать такие детские стихи? Это же притча. Красивая и парадоксальная. От которой на мгновение просто замираешь. И вы думаете у него она такая одна? Да там через страницу так... И вы думаете, дочь это все не поняла? В том то и дело, что поняла. Это человек глубокого ума и тонкого юмора. Переложение русских сказок на стихи в его исполнении мы, кстати, тоже с удовольствием прочитали. Теперь будем былины искать. А сказки про умную собачку Соню мы прикупили для малыша и они у нас в другом списке. "Дракоша" тоже подошел бы и для списка книг на 3-4 года, и для списка на 7-10 лет. Потому что именно это издание, которое тут на картинке, очень хорошее (там на каждой странице картинка и эту книжку легко читать в присутствии малыша). И потому что юмор "Дракоши" интересен и понятен и 7-8 летнему. В целом же, после Усачева и Крапивина, я опять в очередной раз горжусь, что мой родной язык русский, потому что если у нас такие детские писатели, то что уж говорить... Еще у Усачева есть книжка "Великий могучий русский язык" (стихи про идиомы русского языка) и другая - "Прогулки по Третьяковской галерее" (стихи про картины из Третьяковки). Про Третьяковку книга короткая - на 2-3 вечера, а вот "Великого могучего русского языка" хватает надолго, вещь!
Александр Волков. Волшебник изумрудного города (с продолжениями).
Именно в таком виде (потертых старых желтых книжек) у меня и осталась со времен моего дества эта зачитанная почти до дыр любимая серия. Вряд ли сейчас где-то можно достать ее в этом старом Мурманском издании, но изданий у нее было множество, а классическими признаны иллюстрации художника Леонида Владимирского (сделанные в сотрудничестве с самим Волковым), думаю, сейчас их можно найти. Конечно, эта книга навсегда затмила для русских читателей оригинальный текст Л. Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», да и ладно, некоторые тексты надо проводить через культурную адаптацию, в данном случае это - на пользу. Волков изучал английский язык и не перевел, а именно свободно переложил первую книгу серии на русский для своих сыновей. Получилось так живо и удачно, что Маршак лично посоветовал Волкову становиться профессиональным писателем. В результате эти книги покорили не одно поколение советских детей (серия писалась с 1939 по 1976 годы и пользовалась исключительной популярностью). В общем, мне не терпелось поскорее прочитать ее дочери. И начали мы, когда дочери было всего 4 года. И ошиблись (ведь я сама читала ее в начальной школе). Потому что самый первый мотив самой первой книги, когда уроган уносит Элли вместе с домиком-фургоном и домик падает на голову злой волшебнице Гингеме, оказался для 4-х летней дочери чрезмерно сильным. Читать мы бросили. Дочь так испугалась, что все последующие дожди и ветры того лета сопровождались испуганным "Мама, а нас не унесет? Ничего не унесет?", и она шпарла по дачному участку, собирая оставшиеся под дождем игрушки, с тройной скоростью. Для меня это был урок. Я отложила всю серию на два года и прочитали мы ее позже, когда дочери уже исполнилось 6-ть. К этому моменту она была полностью готова услышать и первую волшебную сказку, и продолжения. Смелый лев, Тотошка, Страшила и Железный дровосек стали друзьями и попали в детские рисунки. Книжки остались на даче для самостоятельного перечитывания на следующие годы. Конечно, не все они одинакого хорошие. Последняя шестая книга сейчас воспринимается откровенно поверхностной. Мне взрослой кажется все это слишком идеологичным, сильна тема эксплуатации и постоянной борьбы с какими-то агрессорами. Хотя "Урфин Джус" был написан в 1963 (росло поколение, для которого война с агрессором была крайне важной), а "Желтый туман" - в 1970-м, "Желтый туман" даже в свете перепетий борьбы с пандемией 2020 имеет ряд схожих мотивов. Тема стихийных бедствий переодически увлекает не только детский мир, так что полезно потренировать устойчивость. Книги Волкова близки беллетристике, они ребенка захватывают и потребуется некоторый промежуточный буфер, чтобы переключиться от них на более созерцательные книги (то есть нужно аккуратно выбирать, что будет прочитано следующим). Но у моей дочки уже развит собственный литературный вкус и мы не боимся время от времени уйти в беллетристику. В общем, достойный читательнский опыт для сравнения впечатлений детского и взрослого возраста.
Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе
Мы прочитали "Незнайку" дважды: в пять лет и в шесть лет. Мне больше понравилась бесхитросная и смешная комедия персонажей о Незнайке в Цветочном городе. Все эти истории про поэта Цветика, механиков Винтика и Шпунтика, Знайку и то, как Незнайка писал стихи. Конечно, начальная история рассчитана на категорию младше и годится для возраста 3-4 года. История про Солнечный город, напротив, достаточно сложная, именно ее моя дочь с удовольствием послушала дважды с интервалом в год. По мне, там слишком много увлечения техническими причиндалами, которые сейчас воспринимаются немного наивно. Но главная тема - утопия - про прекрасный идеалистический город, уклад которого был практически разрушен действиями нескольких ослов... Вся эта история выглядит более, чем актуальной, во взрослом мире сегодняшнего дня. А ведь фабула очень проста: Незнайка, получив вожделенную волшебную палочку, сначала по неосторожности превращает коротышку в осла, а потом, пытаясь исправить сделанное, превращает трех настоящих ослов в коротышек. И что потом начинается. Новоявленные коротышки буквально за несколько дней практически полностью преображают город. Салтыков-Щедрин отдыхает. И все это Незнайке с друзьями приходится исправлять. История имеет продолжение в виде "Незнайки на Луне", помню, сама я читала его уже в школьном возрасте. Что ж, нам оно еще предстоит.
Мария Парр. Тоня Глиммердал. Вафельное сердце
Наверное, на текущий момент времени Мария Парр - моя любимая зарубежная детская писательница (у дочери на первом месте была бы однозначно Линдгрен), их часто сравнивают и сравнение это достойное. Жаль, что книг у Марии Парр пока немного, но это писательница современная, так что, надеюсь, напишет еще. "Тоня Глиммердал" - книга про ребенка в мире взрослых. Девочка живет одна среди взрослых в уединенном горном поселении. У нее есть друг (взрослый) и враг (взрослый). Друг, потерявший когда-то свою маленькую дочь (в смысле потерявшей с ней связь) и Тоня, конечно, эту уже взрослую дочь найдет и их примирит. И враг, который враг не только ей, но и Жизни, Шуму, Свету, всем Детям. Богатый человек, стремящийся скупить все участки в долине и сделать ее долину самым тихим курортом в Норвегии, только для взрослых. Врага Тоня, естественно, обыграет. Несмотря на кажущуюся простоту эта книга высветляет и очищает душу, неприменно читать! Вторая книга "Вафельное сердце", наверное уместнее в списке 7-10. И мы включим ее и туда, поскольку для нее есть более взрослое продолжение про взаимоотношения подростков. Но есть и очень тонкий момент взаимоотношения детей (мальчика и девочки), который часто проявляется у развитых детей и в дошкольном возрасте. Когда один другому бесконечно предан, а тот в ответ, просто позволяет дружить. И вот эта тема уязвимости в дружбе и детской верности так хорошо раскрыта в "Валельном сердце", что просто невозможно не прочитать ее ребенку, если его детские чувства не разделены или он не понят другом или не уверен в нем. Про первые опыты детской сильной дружбы. Невероятно добрые и глубокие книги и да, они заканчиваются хорошо.
Андрей Усачев. Все про Дедморозовку
Усачев в нашем обзоре уже не первый раз. Но что поделать, если он действительно великолепен? Честно говоря, очень сложно отнести серию книг про Дедморозовку к определенному возрасту. Я читала все эти книжки двоим детям, одному из которых было 3, другой - 7. Слушали с удовольствием, узнавали на каждой иллюстрации каждого снеговичка, следили с восхищением за их развитием и приключениями. "Зашло" всем, включая взрослых. Но пиковый возраст я бы определила в 6 лет, по проблематике и языку изложения. Завязка сюжета немного перекликается с "Простоквашино". В сказочной деревне живут Дед Мороз и Снегурочка (добрый родитель и строгий нормативный родитель), которые решают налепить себе снеговичков и оживить их. Появляются дети - сразу 20 штук. Целый класс, мальчики и девочки. Сначала очень наивные, потом все более умелые, обладающие каждый своими способностями и особенностями. Снеговики идут в школу и это история про 1 класс. Потом они устраивают олимпиаду в Дедморозовке, путешествуют на айсберге и учатся переживать лето. Шалят и познают мир. Фантазия у автора не угасает, истории забавные, читаются на одном дыхании, иллюстрации блестящие. Историй много, у нас на серию книг ушел примерно месяц. Все это немного похоже на организацию автономного 1 класса. Именно поэтому эту глубоко позитивную и конструктивную книгу стоит и детям, и родителям прочитать перед школой, а не уже будучи в ней. Может быть тогда 1 класс будет немного другим. И еще несколько раз перечитать потом, чтобы не забывать, какие дети могут быть прекрасные и как важно относиться к ним с доверием, давать карт-бланш на реализацию их идей (а именно так ведет себя Дед Мороз).
Эдуард Успенский. Про девочку Веру и обезъянку Анфису
Большие авторы отличаются тем, что у них постоянно находишь что-то новое. Растишь первого ребенка, читаешь про Чебурашку и крокодила Гену. И книжку приходится убирать куда подальше, чтобы не потерять мозги, читая по сто раз подряд одно и тоже, ведь ребенок требует их повторять и повторять. Потом приходит очередь "Простоквашино", а дальше есть и кое что еще, например, упомянутые выше "Вниз по волшебной реке", ну или "Гарантийные человечки" (нам зашла, у нас папа работает в компьютерном сервисе). Но и это еще не все. Есть еще "Девочка Вера и обезьянка Анфиса". Они не так на слуху (кукольный советский мультик в отличие от Чебурашки и Простоквашино не стал культовым), а вот книжка такая смешная, что читаешь и за живот держишься. Причем хохочут все и дети, и взрослые. Как и в случае других книг Успенского ранние тексты удавались ему учше поздних (перестроечных), поэтому "Вера и Анфиса продолжаются" намного слабей. Но первоначальная серия коротких рассказов прекрасна на все времена. Там поднимается общечеловеческая тема терпимости взрослых к детским шалостям, потому что педагогическая семья Вериных родителей оказывается на удивление достойна в отношение всех сюжетных перипетий. Классно, здорово, смешно!
Софья Прокофьева. Необыкновенные приключения обыкновенных мальчишек
Есть такая замечательная Советская писательница - Софья Прокофьева. Не все о ней знают, но кто знает, обычно относится тепло, потому что в своих сказках она самобытная, ни на кого не похожая. Наиболее известны ее сказки о волшебнике Алеше, которые мне почему-то не сильно ипонируют, хотя дети слушают их с интесом (в прочтении бабушки). А вот книгу рассказов "Необыкновенные приключения обыкновенных мальчишек" мы прочитали вместе с большим удовольствием, причем уже пару-тройку раз. Там четыре повести: "Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика", "Приключения желтого чемоданчика", "На забытом чердаке" и "Клад под старым дубом". Все они немного фантастические. Самая смешная из них вторая, это классическая комедия положений про случайный обмен чемонанчиками между ребенком и ученым-изобретателем сильно действующих веществ, мы со смеха буквально покатывались. "Тень" - история про то, как исправить последствия плохого поступка (Евгений Шварц в детском переложении). "Чердак" - поучительная история про последствия лжи. В-общем, все истории Прокофьевой в той или иной степени поучительные. И поэтому хорошо заходят в старшем дошкольном возрасте, когда дети любят обсуждать, что такое хорошо, а что плохо, а от школьных назиданий еще совсем не устали.
Волшебные сказки. Сказки народов мира
Считается, что начинать читать народные сказки надо с простых сказок о животных и бытовых сказок. Ну а ребенок в 5-6 лет уже способен воспринять самые сильные и интересные народные сказки - волшебные. С превращениями, магическими существами, магическими предметами. Со сложными перепетиями в сюжетах. Народные сказки - это то немногое, что я принципиально покупаю на бумаге. Из-за того, что они бывают очень хорошо иллюстрированы. Некоторые иллюстраторы настолько глубоко изучают традиционную культуру, что книга просто сама по себе погружает в мир волшебных образов через символы и орнаменты. Самое крутое, что мне доводилось встретить - иллюстрации Геннадия Павлишина. Для меня это наивысшая ступень в иллюстративном искусстве, прямое воплощение магии и волшебства. Именно его книги стали моими любимыми. Мы купили все, которые смогли найти. Прежде всего "Амурские сказки", но также и "Таежные сказки", "Мэргэн и его друзья". Еще мы очень любим Николая Кочергина и его иллюстрации к русским народным сказкам ("Русь сказочная", "Русь богатырская"), а также к восточным сказкам (китайским, монгольским, японским, бирманским, индонезийским и другим), вышедшим в серии "Наследие Кочергина". Эти два иллюстратора для нас самые необыкновенные, пробуждающие фантазию. Но и другие сказки мы стараемся выбирать по картинкам, будь то скандинавские, европейские, африканские или индейские. Вообще, за эти годы у нас набралась коллекция хорошо иллюстрированных сказок. В ранние годы дочери (2-4 года) я вообще предпочитала народные сказки авторским, потому что они проверены традицией. В них есть осмысленность и в сюжетах, и в символике, и в развязках, будь она счастливой или не очень. С волшебными сказками мне очень сложно было дождаться возраста 5-6 лет, когда сюжеты волшебных сказок действительно стали понятны дочери, все время хотелось скакануть на вырост. Самое крутое, что именно в этих сказках заложены ключевые сценарии взросления. Инициации, женские и мужские посвящения, взаимоотношения родетелей, супругов, братьев и сестер, роли в семье, поиск своей сути, вызов и ключевые этические выборы, сама энергетика и этапность взросления - на все это это в народных сказках не только поставлены вопросы, но и даны ответы, причем когнитивно более сложные и культурно более оправданные, чем в сказках авторских.
Ссылки
- Настольные игры с детьми 5-6 лет: как с помощью игр готовить ребенка к школе.
- Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Разбор архетипов различных сказок и того, как они работают. Взрослый текст.
- Павлова Елена. Читаем книжки ребенку 1,5-2 года+: наш список первых книг малыша
- Павлова Елена. Наш список копилка книг для детей 3-4 лет. Что читать ребенку 3-4 лет?
- Павлова Елена. Что почитать ребенку в 7-10 лет? Список копилка книг для совместного чтения.
- Личная библиотека Чистовых-Павловых. Книги, которые хочется читать и перечитывать. Добрые книги для взрослых
- Павлова Елена Читаем детям: как читать ребенку, чтобы родителям было интересно? Любовь к чтению на всю жизнь.
Индивидуальные консультации
По вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.
- +7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com (Лена) Москва, Геленджик
- +7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com (Саша) Москва