Естественное родительство
Это традиция, основанная на том, что ребенок от рождения может регулировать свои основные нужды и сообщать (сигналить) о них матери (и другим ухаживающим за ним людям), цель которых - удовлетворять его потребности по требованию, а не загонять их в какую-нибудь правильную схему, режим или распорядок. Характерными чертами естественного родительства являются домашние роды, грудное кормление по требованию, высаживание, ношение в слинге или на руках, совместный сон, внимание к сигналам ребенка. Целью такой практики является полное пробуждение родительского инстинкта в матери и в отце, а также иногда в прародителях и формирование прочной привязанности между детьми и родителями, в пределе - привязанности, которая будет пронесена через всю жизнь, включая старость родителей и формирование "большой семьи", в которой есть место нескольким поколениям и которые совместно участвуют в воспитании внуков. Побочным результатом этой привязанности является то, что матери, тесно соединенные с младенцем грудным кормлением, ношением на руках и другими родительсткими практиками, отказываются от раннего выхода на работу или меняют режим занятости (стремятся работать по гибкому графику, работать дома или работать вместе с детьми), а семьи в целом начинают менять свой уклад жизни (вплоть до переезда из мегаполисов) и более лояльно рассматривать перспективу многодетности. В конечном счете, прислушиваясь к своим детям по мере их роста и взросления, эти семьи приходят к собственным родительским практикам и переходят к осознанному родительству, уже не использующему тот или иной элемент воспитания "потому что это считается хорошо или полезным", а выбирающему для себя каждый последующий шаг, исходя из особенностей ребенка и задач своей семьи (см. осознанное родительство).
Основные идеологи естественного родительства: Жан Ледлофф (ношение на руках, совместный сон), Уильям и Марта Сирсы (система из 5 элементов: естественные роды, совместное содержание и сон, кормление грудью, ношение на руках или в слинге, внимание к сигналам), Ингрид Бауэр (высаживание), Мишель Оден (естественые роды), Роберт Мендельсон (естественный иммунитет).
Традиция естественного родительства по происхождению глубоко оппозиционная и протестная. Оно возникло в 70-е годы 20 века (и достигло расцвета в 90-е) в противовес цивилизованному подходу индустриального общества, в котором мать должна была рано выходить на работу и официальной медицинской и воспитательной доктрине, которая брала на себя контроль за протеканием беременности, родами и ранним уходом за детьми и регулировала их. Докрина эта систематически "работала" на ослабление родительского инстинкта и введение единых стандартов ухода, в конечном счете - за выведение воспитательной функции из семьи во внешние учреждения. Медицинское наблюдение стартовало с "простроенного" женской консультацией наблюдения беременности, формирующего правильный режим и образ жизни для беременной женщины. Беременная считается больной и "пациенткой" уже по факту своей беременности и должна регулярно отмечаться в консультации, сдавать анализы и скриннинги, проходить УЗИ и другие процедуры, якобы с целью обеспечения безопасности беременности, фактически с целью формирования привычки к послушному поведению и следованию предписаниям врачей, на которые будет сделан основной упор в родах. Далее происходит закономерное и обоснованное вынесение родов из дома в больницу (во многих "цивилизованных" странах законодательно закрепленное) и активное вмешательство в родовой процесс: фиксированная поза женщины, постоянный мониторинг физиологических показателей ее и плода, нормативы на характер и время протекания родов - отхождение вод, схватки, потуги и их регулирование через стимулирование и обезбаливание, а также чрезмерная практика "кесаревых сечений". Далее опять же закономерно следует разделение и раздельное содержание ребенка и матери после родов, оправданное проведением "полезных" медицинских процедур, осмотров, скриннингов или гигиеническими требованиями. Далее вводятся распорядки на грудное кормление (например, через 3-х или 4-х часовые перерывы), раннее введение докорма и допоя, регулирование иммунитета с помощью прививок, "практичное" и цивилизованное использование одноразовых подгузников вместо стирки многочисленных пеленок, систематическое врачебное наблюдение (осмотры) в первый год жизни. Раздельное содержание и сон ребенка и родителей вводится в повседневную практику у них дома, становятся единственно приемлимыми коляски и автокресла (для разделения матери и ребенка в момент повседневного ношения и перемещений), вводятся механические помощники для укладывания и укачивания ребенка. В конечном счете обеспечивается ранняя передача ребенка в ясли и детский сад, в последствии - в школу. Строгое следование всей этой нормирующей детей и матерей цепочки действий подается как "забота" и "ответственная позиция" родителей, выполняющих предписания современных педагогов и врачей и заботящихся о безопасности детей и вписывании их в современное общество. Целью таких действий является ранний и беспроблемный переход детей из семей в педагогические учреждения, где они растут и формируются в едином воспитательно-образовательном стандарте, создающих "удобных" и управляемых граждан для государства с определенным строем (или общества потребления). Очевидно, что люди, привыкшие от рождения "справлять по звонку" свои естественные потребности (например, в еде), а "не справляемые по звонку" прятать и помещать в незаметную форму (например, прятать туалетные дела в подгузники по причине их "неприглядности" и "нерегулярности"), будут в дальнейшем тоже нормально цивилизованными, например, будут исправно потреблять то, что в этом обществе считается ценным и поддерживать образ жизни, необходимый для этого.
Ценой и обратной стороной таких действий является разрушение семей и уход взрослых детей из родительсткого дома и ослабление детско-родительских отношений, воспринимаемое как неизбежный атрибут цивилизации. Цивилизация обслуживает и этот процесс разрушения большой семьи, создавая все более совершенные учреждения для содержания престарелых, а также "умные дома", которые за счет современных технологий должны обеспечивать отдельное проживание престарелых людей (где их физиологические показатели автоматически контролируются и вводятся напоминания о приеме лекарств, например, а также автоматически вызывается помощь). Все просто: не надо сплачивать и воссоздавать "большую семью", достаточно всех, не способных к активной работе, загнать в отдельные категории потребления, потребности которых в отдельном содержании в случае детей обеспечиваются работающими взрослыми, в случае пенсионеров - их собственными накоплениями, сделанными в течение жизни. Человек, таким образом, становится удобным и утилитарно используется государством и обществом потребления на всех этапах своей жизни.
Естественное родительство, набравшее обороты в 90-х годах 20 века, выполнило свою политическую функцию и привело к послаблению некоторых официальных режимов, в частности к пропаганде естественных и партнерских родов, совместному содержанию ребенка и матери в роддомах, увеличению срока декретного отпуска для женщин и ряду пегагогических послаблений, в частности в отношении домашнего обучения. Идеологом смягченной официальной позиции в уходе за ребенком для ранних возрастов может считаться доктор Комаровский, который пропагандирует умеренное использование официальной медицины и новшеств цивилизации, исходя из здравого смысла родителей ("не напрягайтесь, первую неделю жизни ребенок не ваш, зато всю оставшуюся жизнь он будет ваш"). В целом однако официальная медицина и педагогика крепко держат свои позиции и сохраняют логику формирования активных граждан общества потребления и даже наращивают свою изощренность, что делает современных естественных родителей необычными и привлекает к ним внимание как к "белым воронам".
Осознанное родительство
Вне зависимости от того, как прошла беременность и роды, были ли они осознанным соло или женщина стала жертвой жесткого медицинского вмешательства, или ей или ребенку врачи действительно спасли жизнь, для некоторых это становится "точкой невозврата", моментом, с которого жизнь уже никогда не будет прежней. Эти люди понимают, что родительство - это повод что-то изменить в себе, изменить иногда кардинально, иногда постепенно и как бы незаметно (просто старый способ проживания становится более нестерпимым или приводит к нежелательным последствиям в отношении детей). Такие родители начинают искать свой собственный путь, отличный от любой существующей системы (будь то раннее развитие или традиционное обучение). Самоцелью является дать своему ребенку то, что подходит именно для него и решить задачи семьи. В какой-то момент родители перестают бояться того, что их ребенок "не впишется в общество", потому что ценности этого общества ими тоже переосмысляются. Они сами и их дети ищут какой-то собственный, иногда автономный путь и приходят к самым различным решениям. Общей их чертой является то, что они не отпускают ключевые решения и практики на самотек и не принимают их автоматически, потому что "все так делают", будь это решение делать или не делать прививки, носить или не носить на руках, до какого возраста кормить грудью или спать совместно, отдавать или не отдавать в детский сад или в школу и так далее. Вне зависимости от того какое решение в конечном счете будет принято, осознанные родители не выносят из семьи функции развития и воспитания, не ожидая что школа или какая-то внешняя образовательная система сделает это за них и пытаясь повлиять на ценности ребенка, зачастую передавая ценности нетипичные или гуманистические (не утилитарные), например, доброты, самореалиации, поска в жизни собственного пути и автономности, поиска и решения жизненной задачи, что невозможно никак иначе, как на собственном примере и опыте.
Отличительной чертой такого пути является также готовность пойти на значительные усилия, чтобы все это обеспечить. Мы знаем многодетную семью, родители которой издавали свой собственный (свободный от рекламы) журнал и писали в него тексты, пока их младшие дети проходили через подростковый возраст, потому что не cмогли найти то, что можно было бы рекомендовать детям читать в этом возрасте из переодики. Они это делали в последние годы и для младших детей, потому что во время роста старших это еще не было так необходимо (ценности потребления вокруг еще "не зашкаливали"). Знаем семьи, которые уезжали из Москвы на время обучения детей, чтобы найти им хорошую (по их критериям) школу или переходили сами на дистанционную работу с целью обеспечить детям домашнее обучение. Другие родители, напротив, считают что ребенок должен пройти через обыкновенный детский сад и обыкновенную школу (или армию), чтобы научиться быть собой в условиях существующей системы, но они тратят значительные усилия по обучению детей практикам устойчивости и вписывания, например, практикам Рэйки или детской самообороны, иногда организуя это обучение своими силами. Также осознанные родители приходят к пониманию того, что они не всегда могут знать, что для ребенка хорошо, а что плохо и что его жизненная задача может быть не похожа на их собственную и не соответствовать их ожиданиям или магистральному пути общества.
Идеологами осознанного родительства считаются Михаил Трунов (первый год жизни), Француаза Дольто (детский и подростковый возраста), Симон Соловейчик (детский и подростковый возраст), Гордон Ньюфелд и Габор Матэ (подростковый и юношеский возраст). Яркими представителями - Борис и Лена Никитины. Среди писателей - Владислав Крапивин.
Возвращаясь к частностям, мы не знали заранее, будем ли делать прививки, пользоваться коляской и ходить в детский сад, мы не знаем еще сейчас, отдадим ли детей в школу. Мы рассматриваем варианты, ища оптимальное решение для наших детей и нашей семьи. Некоторые решения оказываются после рассмотрения единственно приемлимыми (например, решение кормить грудью или путешествовать вместе), некоторые могут иметь альтернативы (например, временно разделяться с папой и проводить с детьми зиму или лето вне мегаполиса. Мы ищем эти альтернативы вместе с нашими детьми и они не перестают удивлять нас, а родительство становится нашим путем и нашим путешествием. И так будет всегда. У нас. А у вас?