Эти игры отличаются особым ритмом. Почти все они также будут интересны и для взрослых компаний, при этом будут иметь свою динамику и специфику, которые мы прокомментируем отдельно. Если вы никогда не играли в настолки и не знаете с чего начать, вам будет полезна эта статья. Здесь мы ведем список игр, в которых максимально соединяется наш интерес и интерес ребенка. Мы стремимся найти игры, где взрослому интересно, где ему не надо играть в поддавки. При этом иногда дети даже могут играть на равных или иметь преимущество (за счет парадоксальности мышления или грамотной игровой модели). Случаи, когда взрослый нужен как модератор, проводник, учитель, но не играет в полную силу, мы отнесли к играм с конкретного возраста детьми, они не здесь. Здесь будут игры, в которых игровая модель вариативна, хорошо регулируется сложность, партия сбалансирована и удерживает внимание ребенка, но при этом доставляет удовольствие взрослому. Рядом с названием каждой игры мы пишем возраст, с которого можно пробовать подключать ребенка в данную игру. Учитывайте, насколько ваш конкретно ребенок чувствителен к проигрышу. Если очень чувствителен, вам потребуется давать ему фору или следить за тем, чтобы победитель от партии к партии был разный (не выигрывать у ребенка постоянно). Деликатная тактика на первых порах даст свои плоды, когда ребенок освоит игру, он еще даст вам жару. Во всех этих играх это возможно.
"Энциклопедия" с дополнением "Большое путешествие"
Стратегическая игра про животный мир на разных континентах. Есть одна важнейшая часть жизненного опыта - открытость к миру, знаниям и любопытство, в которое хотелось бы детей посвятить. Хотелось бы, чтобы они смотрели на мир открытыми глазами, ведь он действительно удивительный. Хотелось бы не поменять действительный интерес к окружающему миру банальными школьными предметами начальной школы. Для поощрения этого любопытства и открытости, мы стараемся подбирать свои настолки. Франция, 18 век, эпоха натурализма. Эта игра сделана по мотивам великих научных открытий, предшествующих Дарвину. Французский натуралист де Бюффон в это время подготовил и издал первую подробную энциклопедию, посвященную животному миру разных континентов, объединившую множество различных данных из разных экспедиций. Именно работу Бюффона и предстоит делать игрокам - собирать ресурсы, нанимать ученых, выбирать животных, отправляться в экспедиции, исследовать этих животных и публиковать свои открытия. Игра конкуретная, побеждает лучший исследователь (по очкам в конце партии). Игра очень красивая. И пусть материал в игровых целях ограничен (взяты только три класса животных - млекопитающие, птицы и рептилии и только 4 группы их признаков), он красив и хорошо подан. Кроме реальных животных можно исследовать легендартных и палеонтологических, это добавляет интриги, но материал не смешивается, эти животные даны на особых условиях. Дополнение "Большое путешествие" включает еще социальный аспект - появляются события и королевские указы, которые могут как помогать, так и мешать исследователям. Игра сложная по материалу, хотя сам движок не составит проблем для опытных настольщиков (выставление рабочих и работа с картами), она прекрасно тренирует устный счет, потому что очки тут считаются трехзначными цифрами. В общем, то, что мы любим. Проводим время ярко и с удовольствием. Дети не устают рассматривать каждое новое животное, а нарисованы они не только достоверно, но и художественно - как было принято в эпоху Бюффона. Детям нужна некоторая тренировка, чтобы играть тут на равных со взрослыми, но от партии к партии у них получается все лучше. Больше игр, красивых и разных, господа!
Дальше и Ближе. Взрослые и дети 6+
Семейная настолка для любителей приключений и квестов. Эта игра вообще ни на что не похожа, уникальная в своем жанре. Ее характерная черта - те, кто начинает в нее играть, как правило пару месяцев играют в основном в нее, не останавливаясь. Нет, не в смысле запоя, как у компьютерных игр. А в смысле она на время отодвигает остальные. Тут целая книжечка карт и игровое поле каждый раз выглядит по новому. Играем в набор и прокачку своей команды и поиск сокровищ и артефактов. Главная одна особенность этой игры - нарративность. Это значит, что по ходу игры будет рассказана история через решение серии квестов (тут это называется "пройти приключение"). Этих квестов здесь целая книжечка. От вариантов их прохождения ветвится сюжет, с учетом вариативности карт и персонажей мир действительно разнообразен и детей он затягивает. Одним такие игры кажутся простыми простыми, другие от них просто тащатся. Детям она нравится однозначно. Играют оба (6 и 11 лет), играют с азартом и интересом, развиваются от сюжета к сюжету, строят все более сложные системы и факторы учитывают от партии к партии качественнее. Мышление кипит! Тут есть все - несколько колод разных карт с событиями, сокровищами и артефактами (поиск артефакта - основной сюжет), выбор и прокачка персонажей, выбор между разными сценариями, броски кубиков, поединки, накопление ресурсов. Богатая поляна для воображения. Освоить эту игру не очень трудно, хотя геймплеи на Ютубе не особо внятные и нам пришлось почитать правила на старте, а не наоборот, как мы делаем обычно. Есть и другая игра "Выше и ниже" в том же мире, но с другими механиками. Некоторые персонажи играют и там, и тут, и это тоже необычно. В "Дальше и ближе" нам очень понравилась, что партия длится пару часов, для прохождения всех карт нужно порядка 15 партий, так что пару месяцев - да, это время, которое с этой игрой проведешь наверняка, и в качестве совместного качественного времени с детьми это прекрасно.
"Агрикола" с дополнением "Фермеры с болот". Взрослые и дети 6+
Миролюбивая стратегия на строительство фермы. Еще одна настольная игра, которую мы просто обожаем - это "Агрикола". Это евро стратегия на выставление рабочих (рабочие здесь называются "родичи"). Родичей дается немного - одна семья. И сначала она состоит из пары (мужчина и женщина), в течение партии пара может завести до трех детей. Задача семьи - поднять собственное хозяйство, включающее дом, поля и загоны для скота. Разыгрывая карты, родичи могут вводить в свое хозяйство улучшения - завести котелок или печь, мастерские, приспособить новые орудия труда или освоить необходимую профессию. Карт улучшений в колоде с избытком, причем на старте каждый случайным образом или с помощью ротации получает ограниченный набор (7 профессий и 7 улучшений), поэтому каждая партия совершенно уникальна: сыграть нужно тем набором улучшений, который достался. Сыграть всегда можно, но это изощренная загадка для ума. Ресурсов всегда мало и надо так увязать темпы развития, роста хозяйства и роста семьи, чтобы в каждый урожай все были согреты и накормлены. Это то, с чем мы с вами (взрослые) сталкиваемся каждый день, если абстрагироваться от коз и свиней, и усвоить главное, не так ли Дополнение "Фермеры с болот" мы ввели примерно через 10-12 партий базовой игры. Оно настолько органично вплелось в сюжет, что хотелось бы, чтобы оно было в коробке с самого начала. Оно дало новые карты, новых животных, новые ресурсы и все это увеличило вариативность игры на порядок и создало новые возможности. За видимой простотой сюжета и правил игра действительно головоломная. Она восхищает своей внутренней связанностью и возможностью каждый раз сыграть по новому, имеет так много последователей, что по ней проводятся международные турниры. И игра стоит того. По многочисленным обзорам, "Аргикола" в жанре игр со строительством домашнего хозяйства №1 в мире. Мы с удовольствием освоили эту игру (тут помогли геймплеи) и с удовольствием возвращаемся к ней с регулярностью.
Эволюция: Естественный отбор.
Взрослые и дети 6+
Игра на моделирование саморегулирующихся систем. Иногда нам хочется отдохнуть от сложных настолок и взять что-то попроще. Да и большинство экономических евро стратегий рассчитано на 2-4 игрока, а временами хочется сесть большим составом, выбрав игру, которая "выдержит" 5-6 участников без сильного роста времени ожидания в партии. Поэтому мы добавили в свою коллекцию новую версию игры "Эволюция. Естественный отбор". Для нас это скрещение двух ранее знакомых игр - старой доброй "Эволюции" и "Океанов" (обе есть в тексте ниже). Механики близки "Океанам" (здесь каждый игрок имеет несколько популяций животных, а не отдельных животных), а биологический материал близок к старой "Эволюции". Для тех, кто любил и играл в старую "Эволюцию" эта игра будет простая - достаточно одной партии, чтобы понять хитросплетение сюжетов. Интрига здесь в том, что кормовая база - водопой - по ресурсам ограничена и только за счет травоядных животных партию не сыграешь. Приходится вводить хищников, соответственно защищать остальных животных и специализировать их. Для детей это способ играючи разобраться с основными биологическими механизмами и смоделировать пищевые цепи. Для взрослых - возможность решить логическую головоломку, балансируя свое поголовье животных за счет хищников, плодовитых травоядных животных, падальщиков и животных, способных к сотрудничеству. Выигрышная стратегия определяется не агрессией, а именно возможностью "поймать баланс". Не напоминает ли это вам в некотором смысле модель человеческих отношений? Мы были рады разнообразить любимые нами "Океаны" и старую "Эволюцию" этим новым, не особо сложным вариантом. Поскольку к нему есть целая серия дополнений, мы думаем, что он поживет в нашей коллекции и порадует нас. Но, если честно, по изощренности до "Океанов" этой игре далеко.
Эведрелл с дополнением "Жемчужный ручей". Взрослые и дети 6+
Эту игру год назад мы подарили своей подруге. Поиграли с ней. Уехали на лето и поняли, что по ней (и по игре, и по подруге) скучаем. Купили игру себе, благо в продаже она есть. Игра дорогая (каждое ее дополнение стоит как базовая коробка), но выручает "Авито". Фабула игры проста. Есть волшебный лес, в котором каждый из игроков строит свой маленький город. Игрок строит постройки и заполняет их существами. Каждое из существ имеет волшебные свойства, можно сыграть на разных из них. Формально эта механика тоже называется "выставлением рабочих", но отличие от тех же других подобных игр очень велико. Рабочих здесь очень мало, буквально штучно, поэтому надо продумывать хитросплетение своих ходов так, чтобы постройти давали ресурсы и вкладывать их в следующие постройки. В каждом городе может быть до 15 построек или существ, когда игрок достигает этого предела, строить он больше не может. Сыграть можно быстро, можно долго. И этим игра тоже уникальна - у каждого игрока здесь может быть свой темп. Кто-то уже выставил всех рабочих и завершил сезон, а кто-то проходит много кругов, вытаскивая из одного действия следующее. От ребенка эта игра требует охватить сознанием много разных факторов. Поэтому ребенок может либо разово выиграть по наитию (пока взрослый не разобрался), либо постепенно наращивать сложность своих ходов, эволюционируя от партии к партии. Игра достаточно богата и реиграбельна, взрослому требуется 6-8 партий, чтобы достичь мастерства. Тогда встает вопрос расширения мира и введения дополнений. Их много, хватит на полгода, если добавлять их постепенно. В сети есть отличные геймплеи и по базовой игре, и по дополнениям. Посмотрев их обзор и некоторые партии, мы остановились на дополнении "Жемчужный ручей". Введение дополнения дает запал на еще несколько партий, после чего требуется пауза. Возвращаешься к этой игре с неизменной радостью. Она как медитативная головоломка заставляет просчитывать комбинации и добиваться внутренней красоты. Особая ее привлекательность в том, что она исключительно миролюбива. Небольшая конкуренция за ресурсы, становится тем меньше, чем лучше игроки ориентируются в механиках. Чтобы ни сделал сосед, всегда найдется способ это обойти. Заканчивает игру каждый игрок в своем ритме. И это уникально - действия партнера никак не подгоняют и не ломают ритм каждого в игре. Оптимально играть втроем, игра хорошо подходит для взрослого и ребенка.
Архитекторы западного королевства. Дополнения "Эпоха мастеров" и "Шедевры". Взрослые и дети 6+
Это игра по механизму относится к евро на выставление рабочих. Здесь каждый игрок получает несколько (или много) фишек рабочих, размещает их на локациях, получает за это ресурсы и потом может что-нибудь сделать и построить. Выигрывает тот, кто наберет в конце партии больше очков. Евро хороши своей вариативностью и сбалансированностью. В хорошей евро игре чтобы ни сделал другой игрок, у вас останется много возможных вариантов для маневра. Можно условно сказать, что такая игра - как многовариантный спортивный комплекс. Но она опаснее, чем описанный ниже "Генотип", так как содержит прямой конкурирующий механизм - здесь можно арестовать и поместить в "тюрьму" рабочих соперника, что может привести к конфликтам и даже слезам, и где удовольствие от игрового процесса с детьми после этого? Поэтому купив эту игру и попробовав ее, мы положили ее на полку. Но через год попробовали снова и поняли, что ее можно улучшить, дорастив. Добавив к базовой коробке два дополнения - "Эпоха мастеров" и "Шедевры" мы настолько увеличиваем поляну выборов в игре, что механизм конкуренции становится очень мало значим. В итоге, могут играть и взрослые, и дети, и без слез. Может показаться сложным освоить правила такой игры, да еще с "обвесом" в виде дополнений но, к счастью, есть очень наглядные и качественные геймплеи. Посмотрев такую партию мы легко и просто зашли в эту игру с обоими детьми - 6 и 11 лет - и выигрываем ее с переменным успехом. Для нас это типичный способ освоения сложных настольных игр. Читаем обзоры и находим себе новую игру - смотрим по ней геймплей - пробуем партию (пусть с ошибками) - потом читаем правила и вникаем в нюансы - ну и достигаем в игре мастерства, что происходит за десяток партий (дальше становится сложно найти адекватного партнера и мы переключаемся на новую игру), переодически возвращаемся к ранее отыгранной с приростом. Этот процесс доставляет нам большую радость, дает много интересных совместных опытов и позволяет интересно проводить каникулы. Ну и развивает мышление детей.
Диксит с дополнениями. Взрослые и дети 6+
Это игра в ассоциации, одна из наших любимых и одна из наиболее универсальных. Хороша как для игры внутри взрослой компании, так и для игры взрослых с детьми. Есть игровое поле с фишками и набор карточек с символичными картинками. Игроки получают на руки по несколько карт, один из них загадывает ассоциацию на одну из своих карт и кладет ее рубашкой вверх на центр стола. Другие игроки подбирают из своих карт что-то, что соответствует названной ассоциации. Все карты вскрываются. Цель игроков - угадать какую какую карту положил автор ассоциаций. Ассоциация должна быть не слишком сложной, и не слишком простой, чтобы ее угадали не все (в этом случае загадавший ее игрок получает максимум очков). Игра интересна элементами блефа и очень насыщена психологией. Интересно узнавать и угадывать стиль каждого участника. Игра долгоиграющая. Когда за несколько вечеров все карточки уже пройдены по несколько циклов, можно купить дополнения (идентичные по рубашкам) и разнообразить игру еще очень долго. Спустя какое то время возвращаясь в игре, проходишь ее как будто заново. Детям в "Диксит" играть отдельно сложновато и долговато, но они хорошо "разбавляют" компанию взрослых. Иногда именно дети вносят нестандартные ассоциации, многозначные и более глубокие, не зашоренные шаблоном. Это поучительно для взрослых и иногда заставляет удивляться родителей парадоксальности мышления их собственных детей. Игра в целом про развитие парадоксальности мышления и межличностной чувствительности. Мы пробовали играть с детьми, начиная с 6 лет. При игре во взрослой компании интересно, когда в сыгранную группу попадает новичок. Он разбивает накатанный ход ассоциаций и заставляет других пересмотреть накатанные сценарии. Поэтому хорошо играть в "Диксит" переодически меняя состав игроков, разнообразить его. Тогда она больше развивает.
Продано. Взрослые и дети 4+
Одна из наиболее сбалансированных по модели и интересных простых экономических игр. Одна из самых универсальных игр по возрасту, подходит для диапазона 4-100+. Динамичная, азартная, конкурентная, быстрая (партия длится порядка 15 минут). С очень простыми интуитивно понятными правилами, доступными даже 4-х летке (объяснение правил занимает 2 минуты, плюс нужна пристрелочная партия, чтобы почувствовать хитрости, но этого достаточно, чтобы включиться). Игра имеет два раунда. В первом игроки, получившие на руки равные суммы денег, на торгах покупают недвижимость номиналом от 1 до 30. Модель игры построена таким образом, что одинаковое количество карточек недвижимости на этой фазе получил каждый (номинал будет разный). Далее во втором раунде свою недвижимость надо суметь выгодно продать. Можно иметь преимущество на первой фазе и полностью профукать его на второй, это здесь запросто возможно. Игра позволяет сыграть на удачу (буквально роняя случайную карточку на стол), но позволяет и "просчитать партнеров", и интуитивно, используя чутье и считывая реакцию партнеров, и опираясь на память и просчет номиналов оставшихся в обращении карточек. Скорость хода здесь никакого значения не имеет (ход должен сделать каждый), поэтому тем, кто не любит скоростное выхватывание карточек друг у друга, здесь самое место. При этом игра проходит весело. Включение в игру детей делает ее менее логичной и мало предсказуемой. При этом дети увлекаются и с удовольствием играют, причем могут выдержать не одну партию, а несколько, и пытаются отыграться. Игровая модель построена так, что время от времени это им удается и банк может сорвать даже 4-х летка. Это делает данную игру по настоящему семейной.
Каскадия. Взрослые и дети 5+
Одна из наших любимых семейных игр, которая отлично подходит и в качестве первой настольной игры для взрослых. По легенде игру придумали сотрудники национального парка Каскадия (Канада), чтобы популяризировать свой парк и привлечь к нему внимание. Что ж, у них абсолютно точно это получилось! В игре участвуют пять видов животных, живущих в этом национальном парке - ястребы, медведи-гризли, лососи, лисицы и олени. Также здесь есть гексы с изображением 5 типов местностей - прерии, леса, реки, болота, горы. Каждый игрок играет на своем поле. Игроки поочередно берут пару: гекс местности + фишка животного и создают свои собственные заповедник. Критерии рассления животных варьируют от партии к партии (есть более простые и более сложные), плюс можно набрать очки за наиболее крупные свои ореалы (за самый большой лес, например). Сыграть можно на разном, игра высоко вариативна и слабо конкуретна. Она имеет усложненные сценарные варианты для "экспертов". Победителя определяет финальный подсчет очков. Это одна из тех игр, где каждый играет в свое удовольствие (но погрядывает на поля партнеров). Игра интуитивно хорошо понятна, первая партия для новых игроков "пристрелочная" (даже для тех, кто вообще раньше не играл в настолки), со второй можно более менее включаться в борьбу за результаты. Мы с удовольствием играем в эту игру и со взрослыми гостями, и с 5-ти летним сыном, который первые месяцы экспериментировал с собственными стратегиями (построить самую большую реку), а потом наловчился и стал составлять реальную конкуренцию взрослым. Купить эту игру, к сожалению, уже сложно, но она присутствует на Авито, так что отловить можно и она стоит того.
Азул. Взрослые и дети 5+
Это абстракт с очень быстрым погружением в правила (уж не знаем как разбираться по книжке - не пробовали, но если вас научит человек или вы посмотрите обучающий ролик, то поймете все за 5-10 минут). Сюжет простой: вам нужно замостить плиткой пол по специальным правилам, сначала собирая для этого плитку на своих "складах" разной емкости. Плитка - симпатичная тяжеленькая, взаимодействовать фишками тактильно приятно (советуем поставить на стол красивую фарфоровую тарелку для сброса - а сбрасывать не сработавшие фишки нужно в каждом раунде - и они будут от этого очень классно звенеть о фарфор - это добавляет "вкуса" игре). Привлекательность игры в том, что (1) партия довольно короткая, минут 20, то есть можно сыграть 2-3 партии подряд и отыграться, (2) каждый играет на своем поле и результат определяется подсчетом очков, (3) игра действительно демократична, собирает за игровым столом три поколения игроков, очень нравится мужчинам (и людям, не любящим долгие занудные сюжеты), (4) имеет свойство "головоломки" для ленивых - есть о чем подумать, но не надо въезжать в чужой мир, (5) позволят менять стратегии и просчитывать как свою партию, так и других игроков и влиять на ход игры. Что-то вроде шашек, но на четверых и более красиво. Рекомендуем однозначно. Реиграбельность прекрасная. Выпущены аналоги с другой расстановкой, мы играли в ту, что на фото, удовольствие гарантировано.
Каркассон с дополнениями. Взрослые и дети 5+
В базовый комплект входят квадраты местности и фишки подданных. Все игроки по очереди вытягивают и выкладывают квадраты местности (дороги, города, монастыри и др.), которые можно выложить по определенным правилам (город к городу, дорога к дороге и так далее). В течение игры игроки строят местность и занимают ее своими подданными (которые превращаются в рыцарей, разбойников, крестьян и монахов). Игра завершается, когда открыты и выложены на поле все квадраты местности. В базовом варианте это легкая стратегия - нужно выставить на поле свои объекты таким образом, чтобы по итогам набрать больше очков. Дополнения привносят новые элементы, которые усложняют процесс и делают его высоко вариативным. Можно вносить дополнения по одному или сразу несколько, варьируя сложность. Игра очень хороша для семейного формата. Выкладывать фишки и ставить подданных может любой ребенок. Но если хочется игру разнообразить, то игровая модель позволяет конкурировать, кооперироваться, сыграть против кого-то, продумывать многошаговые комбинации и отходить от линейной модели. Игра хороша, чтобы провести вместе с ребенком семейный вечер. Она также хороша как первая игра для ввода подросшего ребенка в мир настольных игр, даже если вы пропустили игры в более младшем возрасте.
Эволюция с дополнениями. Взрослые и дети 7+
Эта игра достойна того, чтобы с нее начать новый список и мы это когда-нибудь сделаем. Что-то типа "образовательные настольные игры". Обычно в стратегиях моделируется какой то процесс, экономический или социальный. В меру того, насколько человек "схватывает" модель и ее принципы, он может быть успешен в игре. Предметная область во многих играх пренебрежима или условна. Часто это выдуманные, сказочные или фантазийные миры. И это нормально, мы же играем. Развиваться в таких играх будут универсальные навыки, применимые к разным сферам. Здесь же модель имеет привязку к конкретному предмету, "сделал" игру биолог и сделал привлекательно. Играя в такую игру погружаешься в мир биологических механизмов и они "схватываются". Если вы играете с ребенком в "Эволюцию", то некоторые разделы биологии в школе будут ему гораздо понятнее. Игра "Эволюция" по сути - это набор карт. Их много, если играть с дополнениями, то 2-3 сотни (мы взяли "Подарочный набор", в него сразу включено два дополнения - "Время летать" и "Континенты", так выгоднее). Каждый игрок получает набор карт и может сыграть их либо как животное, либо как свойство животного. Каждый раунд делится на фазу развития, фазу питания и фазу вымирания (когда животные, которые не получили корм, выбывают из игры). Задача игрока привести к концу игры как можно больше животных, очки он получает за выживших животных и обретенные ими свойства. Самое интересное в этом всем, конечно, свойства и механизмы взаимодействия. Животное может быть большого размера, оно может стать хищником, может иметь камуфляж, использовать мимикрию, быть падальщиком, водоплавающим, норным и так далее. Ряд свойств парные, например, сотрудничество, коммуникация или симбиоз, парными могут быть также паразиты. Корма по определению не хватает. Поэтому, чтобы сохранить своих животных, игрок начинает их не только прокачивать по свойствам, но и размножать, например, разводить животных в качестве корма хищникам и добавлять в эти пары падальщиков, обретать специализацию, использовать жировой запас, спячку и так далее. Все это очень хорошо "садится" в память и обыгрывается. Ребенок, играющий в "Эволюцию" будет понимать базовые биологические механизмы, моделировать пищевые цепи и создавать животных с разными свойствами, проверяя их жизнеспособность. Несмотря на казалось бы агрессивный контекст борьбы за существование, игра воспрнинимается не агрессивно. Можно вообще не нападать на животных соседа, а строить пищевые цепи внутри своего выводка. Теперь про возраст. Игра очень нравится умным подросшим детям 9+ (вместе со взрослыми). Но у нас есть опыт с усидчивым малышом 4,5 лет, который (при объяснении ему свойств карт) умудряется играть со старшими и даже держаться на уровне (с помощью, конечно), выдерживает 1,5-2 часовые партии. Может это и нонсенс, но это глоток глубины и смысла для ребенка 4-5 летнего возраста, в норме играющего совсем в другие игры. При этом игра интересна взрослым, ее можно сыграть и совсем без детей, во взрослой компании. Мы заказали себе дополнения "Растения" и "Грибы и травы", которые усложняют жизнь травоядным животным, привнося дополнительные свойства тем, кто ест растительный корм. Говорят, что при этом игра удлиняется, но получает дополнительное измерение. Есть и еще дополнения ("Эффект бабочки" и "Случайные мутации"), рекомендованные опытным игрокам, увлекшимся темой. В общем, вы уже наверное поняли, близко вам все это или нет. Что до нас... мы стали искать игры подобного качества в других предметных областях (истории, географии, биологии, искусстве). Если найдем - организуем отдельный список. Пока в жанре образовательных игр эта у нас лучшая.
Генотип. Игра о генетике Менделя. Взрослые и дети 6+
Отличная образовательная семейная игра. Игра рассказывает про опыты Менделя с горошком, ставшие отправной точкой возникновения генетики. Игра красивая. Компоненты - лопатки, кубики, карточки - очень приятны. По механике это евро на выставление рабочих. Каждый игрок получает планшет с двумя участками для посадки опытных образцов и несколько растений, признаки которых ему нужно будет подтвердить в ходе генетический опытов (моделируют сочетание рецессивных и доминантных признаков кубики). Далее игроки поочередно делают ходы, позволяющие более эффективно использовать 5 экспериментальных серий, составляющих партию. Игрок может докупать садовые участки или ячейки образцов, сажать больше растений, использовать садовые инструменты, прибегать к помощи монахов-помощников, получать деньги в банке и делать исследования. Как всегда в евро, альтернативных стратегий много - если что-то из действий "занято", можно сделать что-то другое. Дети ненавязчиво получают представления о базовых принципах генетики, а взрослые просто получают удовольствие от неспешного игрового процесса. В нашей коллекции это одна из наиболее играбельных евро стратегий. Она не так компактна как многие другие семейные игры (около 1,5 часов) и не самая лучшая игра в качестве первой настолки ("Каскадия", "Азул", "Доминион" и подобные в этом виде подойдут больше) - она сложновата для начинающих. Но для опытных игроков она лаконична, понятна, вариативна, красива. Такие игры всегда оставляют ощущение: "Ух ты! Хочу еще!" По поводу возрастных ограничений мы с авторами категорически не согласны (ее ставят как 13+). Скажем так, мы видели детей в 13-15, которым играть в нее сложно (с непривычки), и видели детей 5-10, которые играли в нее, обыгрывали взрослых, и прекрасно справлялись с партией самостоятельно. Это игра на определенный размеренный темперамент.
Кодовые имена (Codenames). Взрослые и дети 4,5+
Мы было написали, что эта игра подходит для взрослых компаний, потому что прожили сезон, периодически поигрывая в нее вместо родительских собраний. Но недавно она нас удивила, показав хорошую пригодность для семейных встреч. Игра не столько для внутри семейного досуга, сколько для меж семейного (когда 2-3 семьи собираются вместе). Игра ассоциативная, но сложная, команда на команду. Капитанами команд (людьми, которые загадывают ассоциации) целесообразно выбирать взрослых. Загадывать слова-ассоциации в "Кодовых именах" сложно: надо одним словом объединить несколько произвольных из выложенных на стол 25-ти понятий (каждый раз новых), чтобы по специальному ключу-шифру (каждый раз новому) своя команда угадала нужные слова и не угадала не нужные. Среди отгадывающих тоже должно быть хотя бы по одному взрослому, чтобы организовать обсуждение ответов, услышать всех и не превращать принятие решений в гвалт. Но вот все остальные участники вполне могут быть детьми и это даже весело, когда в командах есть дети, потому что дети вносят в обсуждение неожиданные мысли. В общем, как видите по фото, у нас в командах сидят люди от взрослых до маленьких детей и никто не скучает. Игра отрабатывает принятие решений в группе и развивает гибкость мышления, кроме того, она не враждебна и помогает веселиться большой компанией. Еще одно достоинство - можно сыграть и группой в 8-10 человек.
Доминион. Взрослые и дети 6+
Интересная игра, подкупающая слабой агрессивностью и очень большой вариативностью. Это характерный пример евро на набор очков с механикой колодостроения. Мы постепенно наращиваем с своем игровом наборе евро игры, поскольку они позволяют уходить от нелепостей и случайностей, а также гарантировать, что никто не будет рыдать, вынесенный из партии после первого раунда. В евро так не бывает, здесь все демократично, при любых раскладах можно проявить хитроумность и выиграть не мытьем, так катанием. Вот и Доминион: никаких тебе кубиков. В колоде только 500 карт. Есть карты сокровищ, карты победы (несут победные очки) и карты действий. Игрок изначально имеет на руках только карты сокровищ и карты победы, а также общий на всех резерв в котором, кроме уже перечисленных, есть еще 10 стопок карт действий (по 10 в каждой партии, а в коробке из 25, что делает вариации игры практически бесконечными). Далее каждый игрок по очереди прикупает карты по своему выбору и формирует собственную игровую колоду, которую всю партию и ротирует. Если посмотреть ролик с партией на Ютубе, то все будет понятно за 10-15 минут. До какого-то момента выгодно набирать карты действий, потом - начинать набирать победные очки. Механика проста и прозрачна. Но выигрышных стратегий может быть очень много, игра требует просчета, наблюдательности и чувства баланса. В конце побеждает тот, у кого в колоде больше победных очков. Игры нет в продаже, но мы получили ее в подарок от друзей на Новый год 2024 с Авито, и это надолго. Очень достойно!
Катан (Catan). Колонизаторы.
Дополнения: Мореходы, Города и рыцари, Купцы и Варвары. Взрослые и дети 5+
Эта игра считается хорошим вариантом для мягкого входа в мир настольных игр. Мы уже писали в другом списке, что она прекрасно подходит для младших школьников, прежде всего в базовом варианте. Для семейного формата базовой игры, конечно, мало. Мы считаем, что "Катан" начинается с двух коробок (меньше покупать нет смысла): "Катан. Колонизаторы" (без него - никуда) + "Катан. Мореходы". "Мореходы" - самое простое из всех дополнений, которое ничего существенного не меняет в правилах первоначальной игры, просто добавляет им размах, появляются новые карты и интересные сценарии. Собственно, "Мореходы" - это девять сценариев, которые хитроумно используют простейшую механику базовой игры. Каждый раз действие здесь разворачивается на новой карте, причем даже есть варианты средних и больших карт для 3 и 4 игроков соответственно. Внимание! Эта игра не годится для двоих, нужны именно 3 или 4 человека. Если будет играть больше людей или вы хотите сыграть дуэль в паре, то вам нужны отдельные расширения, причем придется покупать эти расширения для каждого дополнения в отдельности. То есть "Катан" - это такое существенное вложение денег. Игра культовая, так что определенный смысл в этом есть, она создает в настольных играх целую эпоху (она сопоставима по масштабу и вариативности с "Каркассоном"). Но, чтобы понять, хочется ли вам в это все бросаться с головой, достаточно попробовать ее в версии с "Мореходами". Именно в этом дополнении "Катан" максимально хорош еще и потому, что включает детскую фантазию. Пройдя 9 сценариев игры, дети начинают создавать новые, и все это весьма играбельно. После того, как вы месяцок поиграете в это со всем вкусом вам может захотеться больше. "Города и рыцари" вводят в игру несколько принципиально новых механик. Появляется возможность "прокачивать" свои поселения и города, а также целенаправленно призывать рыцарей, чтобы защищаться от набегов разбойников. Это дополнение не расширяет карту игры, поэтому его придется скрещивать с теми же "Мореходами", чтобы играть вариативно. И это придает игре новую глубину. Если же захотелось новых сценариев, то нужно докупать "Купцы и варвары", они могут играться и только с первой коробкой, но приносят туда альтернативные сюжеты. Все это увлекло нас на пару месяцев, когда мы много играли в основном в "Катан" и продолжения. Из минусов - она строго конкурентна и рано или поздно это вызывает слезы. На наш вкус ее хорошо чередовать с чем-то более кооперативным, например с "Между двух замков безумного короля Людвига", в целях поддержания хорошей семейной атмосферы.
Между двух замков безумного короля Людвига, взрослые и дети 7+
Уникальная по своей механике полукооперативная игра. Ее уже нет в продаже, но ее можно отловить на "Авито", так что возможно вы ее найдете, у нас получилось, она того стоит. Здесь каждый игрок строит два замка: один с соседом справа, другой - с соседом слева. Каждый замок должен удовлетворить большому числу условий, помещения разного типа приносят разные бонусы и требуют разного соседства. В конце игры считаются баллы за каждый замок, в расчет берется более слабый из замков для каждого играка. То есть эта игра требует договориться с двумя соседями и сохранять баланс интересов. Игра рассчитана на 3 и больше человек (в правилах есть немного эксцентричная версия для двоих, но это скорей для взрослых) и если взрослый играет с парой детей, то детям будет сложно и они будут проигрывать в своем совместном проекте. Ситуация становится максимально интересной, если в игре участвуют двое взрослых и двое детей, причем взрослые садятся друг напротив друга (так, чтобы соседями для каждого являлись дети). Тогда каждому родителю, например, нужно сохранить баланс интересов при строительстве с двумя своими детьми. В такой посадке игра увлекательна и не предсказуема в результатах. Игра громоздка в подсчете очков, здесь нужен педантичный взрослый с калькулятором и кого-то остановит. Мы с этим смирились ради удовольствия от процесса. Параллельно мы с детьми прочитали историю знаменитого Баварского короля (Людвиг II), действительно построившего за свое правление 4 замка, сейчас привлекающих туристов со всего мира: Нойшванштайн, Королевский дом на Шахене, Линдерхоф, Херренкимзее.
Палео, взрослые и дети 6+
Кооперативная стратегия и этим много сказано. Мы специально стремимся к кооперативным играм, ищем их, подбираем, пробуем. И даже у нас в этом посте пока соотношение 1:6 (кооперативные к конкурентным). Потому что конкурентные игры разработчикам понятнее. И, к сожалению, многие из кооперативных игр настолько мрачные, что в них не станешь играть вместе с ребенком (мрачны 90% продающихся игр по фантазийным сценариям). Нам то это зачем, отыгрывать гибель планет и всякие катаклизмы? Делать что ли больше нечего? В "Палео" тематика достаточно нейтральна. Это древний мир и пещерный человек, племя пытается оставить след в истории, собрав паззл в виде наскальной живописи. Для этого племя должно решить ряд задач, каждый игрок берет себе общину из нескольких человек и развивает ее, переодически объединяя свои усилия с другими. Добыть пропитание, ресурсы (дрова, камень, шкуры), огонь, научиться делать орудия, научиться лечить раны. Каждый человек в общине имеет определенные навыки (кто-то охотник, кто-то ремесленник, кто-то целитель), но многие задачи можно решить, только помогая друг другу. Более того, еда у всех общая и к каждой ночи племя должно приходить накормленным, иначе оно теряет драгоценные жизни. От наличия еды зависит выживание, от решения задач - выигрыш в игре. Так что приходится обсуждать решение ключевых вопросов: сколько человек будет в каждом отряде, какие развить и использовать навыки, как проходить опасные ситуации и даже кому получать раны. Если игроки действуют сообща, они выполнят общую задачу. Сценариев у игры десяток, сыграть каждый нужно 1,5-2 часа, так что игра долгоиграющая. Кому она понравится - есть несколько дополнений. Мы играем с удовольствием. Но надо понимать, что такие игры не на каждый день, некоторые сценарии сложные, игра требует подготовки, особенно после перерыва. И даже играя в нее раз в неделю, пройдешь ее за пару месяцев. В дополнение к этой игре мы с детьми прочитали несколько книг про каменный век, лучшие из готорых "Борьба за огонь" и "Пещерный человек", и выучили несколько песен из репертуара "Мельницы". Мир древних людей детей явно поразил.
Париж, взрослые и дети 6+
Мы поставили возрастной ценз этой игре 6+ (в присутствии взрослых), хотя производитель ставит 14+, но наш очень разыгранный сынишка с небольшими подсказками провел первую 1,5 часовую партию в 4,5 года, играя за себя против сестры и мамы, и по результатам был бы вполне адекватен, если бы не стал вместо хитроумных вложений в конце игры нагребать простые ресурсы. После игры он сообщил, что ему "Очень(!) понравилось". Конечно, это не та игра, в которую семья станет играть каждый день, в отличие от "Леммингов", "Шашек" и иже с ними. Эта игра - экономическая стратегия, она на любителя и на определенный темперамент. Но она действительно легко зайдет со средними и старшими школьниками или без вообще детей во взрослой компании. Это красивая и оригинальная альтернатива "Монополии". Игра развивает умение выделять приоритеты (главное и второстепенное) и умение принимать решения (здесь все произвольно, игра не имеет даже кубика и этим очень необычна). Представьте, что при выборе бонусных карт вы можете сразу взять любую по силе карту по номиналу от 1 до 30, но в последствии вы можете только повышать номинал следующих карт (нельзя понижать) и, таким образом, взять слишком сильную карту значит слишком быстро исчерпать доступные вам бонусы. Игра позволяет развивать и корректировать уровень притязаний (можно покупать сначала дешевую недвижимость, потом дорогую, можно сразу начинать с дорогой). Мы взяли "Париж" еще и потому, что дети в этом году начали учить французский, и хотелось их немного погрузить в тему. Игровое поле - это 6 известных районов Парижа, в которых надо покупать здания и известные достопримечательности. При этом использовать ресурсы (деньги, дерево, мрамор, золото) и знаки отличия, необходимые, чтобы купить достопримечательность. Цель - доминировать в отдельных районах, чтобы к концу игры, когда будет распределение очков, получить больше премиальных. Игра имеет оригинальный антуаж: каждому игроку, которых может быть от 2 до 4 человек, собирается ширма в виде домика, за которым партнерам не видны его ресурсы. Правила не очень сложны, изучаются за вечер. Подготовка к первой партии занимает около получаса. Игра - около полутора часов. В общем, это, конечно, тяжелая артиллерия настольных игр, в которую играть надо специально и не между делом. Взрослому, конечно, придется помогать детям на этапах финальных решений и подсчета очков. Но хорошая игровая модель и необычное исполнение делает игру очень привлекательной, и, что главное, высоко вариативной. Игра создана по канонам немецкой школы, ее авторы Вольфганг Крамер и Михаэль Кислинг - те, как раз те, кто эти каноны разработали, в мире настолок известны многие их игры, и это всегда что-то особенное. Лайфхак. Дорогие и качественные настолки можно выгодно купить на распродажах, например, именно на эту игру нам удалось отловить падение цены вдвое, также значительно могут варьироваться цены у разных продавцов на Озоне и Waldberriеs, так что проведите небольшую поисковую работу, если бюджет для вас имеет значение.
Санта-Моника. Взрослые и дети 5+
Миролюбивая экономическая стратегия про строительство курортного городка. Играется без кубиков, фактур случайности минимален. Каждый игрок строит свой собственный город, за ход делая одну постройку в береговой или придорожной линии. Победитель определяется при финальном подсчете очков ("песчаных долларов"). При этом игрок создает места активностей для туристов, местных жителей и ВИПов и зарабатывает очки на строительстве объектов разного типа, либо замыкая их в цепи одинаковых построек, либо обеспечивая правильное соседство. Очки можно заработать разными стратегиями, как конкурируя, так и избегая прямой конкуренции за ресурсы. Подготовка к игре очень компактна, правила не сложные. Сама игра довольно изощренная и дает возможность поразмыслить. Выигрывает тот, кто сыграет на нескольких разных факторах. Игра длится около часа и требует внимательного подсчета очков. Мы любим эту игру за красоту и не громоздкость.
Similo Сказки, Мифы, Зоопарк, История. Взрослые и дети 4,5+
Кооперативный экспромт вариант ассоциативной игры. В итоге одна из наших любимых и одна из наиболее часто используемых. Игра понравилась своей оригинальностью, компактностью исполнения и быстротой партии. Не всегда будешь играть в игру на 1,5 часа. Нужны игры-связки, пересменки, игры на период ожидания (например, когда ждешь, что соберутся гости или ждешь еду в кафе). Это как раз тот случай, партия рассчитана на 10 минут. Один из игроков загадыват персонажа и смешивает его с 11 другими картами колоды. Далее он берет себе пять случайных карт из колоды, из которых ему предстоит выбрать карту-подсказку. Это может быть подсказка в виде персонажа, похожего на тайного, или наоборот, контрастная (не похожая). Все остальные пытаются угадать кто был загадан среди 12. Им нужно последовательно получая 5 подсказок исключить всех лишних, оставив открытым только одного (тайного). Можно обсуждать версии, делиться ими, группа решает задачу вместе (оптимальный состав - от 2 до 5 участников). Игра интересна своей динамикой (можно наблюдать как люди обсуждают, побеждает ли в группе правильное решение или ошибочное), так и самим процессом ассоциирования. В "Similo" можно и нужно скрещивать 2 колоды, заказывая на одной, а подсказки давая на другой. Поскольку колод издано уже 5, то игра становится восхитительно вариативность. Мы взяли себе все колоды кроме "Сташилок" (они слишком мрачные) и берем их на отдых в разных комбинациях.
Океаны. Взрослые и дети 7+
Одна из умнейших и красивейших игр в нашем игровом портфолио. Мы используем ее с приложением "Глубины". Игра близка по смыслу "Эволюции", но игровая механика другая. Здесь создаются не особи животных с определенными свойствами, а целые виды. Планшет вида будет определять сколько животных у игрока есть в данной популяции. В каждом игровом ходе игрок либо создает вид, либо добавляет к существующему какое-то свойство, кормит один из видов и старит всех (переводит часть особей видов к себе в запас). При этом есть огромное количество игровых механик, определяющих взаимодействие между видами как у одного игрока, так и между всеми видами, населяющими океан. Если кормится кит или акула, то за ним подбирают остатки "чистельщики", вокруг него. Виды могут атаковать или паразитировать друг на друге, причем свойства видов можно менять в процессе игры, если игровой баланс океана оказался нарушен и кто-то сидит без корма. Виды делятся на поверхностные (питающиеся с рифа) и глубинные, причем свойства глубинных видов даны в избытке, нужно играть наверное год, чтобы переиграть колоду глубин полностью (даже если вы взяли игру без дополнения). Игра учит биологии, одновременно она учит стратегиям поведения в конфликте, потому что все стратегии - компромисс, сотрудничество, конкуренция, избегание и приспособление - здесь уместны. Игра считается взрослой и имеет высокий возрастной ценз, но сообразительный и интуитивный ребенок может в нее вписаться, у нас был случай, когда умный 5-ти летка собрал несколько китов и развился так, что обыграл компанию взрослых. Мы с удовольствием играем в эту игру как во взрослой компании, так и с детьми.
Андор. Взрослые и дети 7+
Одна из немногих игр, которая играется командой против игры (кооперативная). В игре есть несколько сценариев. Каждый сценарий есть в простой и усложненной версии, у каждого сценария есть своя цель. Герои получают задание, они должны его выполнить, соблюдая при этом ограничения по времени, и одновременно защитить свое королевство. Все герои представлены физически (фигурки на подставках), маленькие дети с удовольствием просто играют в них. Подготовка к игре ощутима по времени, занимает около получаса, иногда даже больше. В процессе игры вскрываются дополнительные карточки сценария, что может повернуть ход игры неожиданным образом. Игра позволяет включить не только мам, но и пап, полностью игнорирующих другие (более простые) игры. Детям нравится, что можно играть с родителями заодно, это дает возможность подключаться даже малышам. У детей тренируется умение держать цель, играть на игровую задачу, не отклоняться от нее. Герои при определенных условиях могут помогать друг другу, чем-то делиться, чем-то меняться, этому дети тоже ненавязчиво учатся. По многим моментам нужно договориться и проговорить их, например, распределить задачи и ресурсы между героями, согласовать действия, вместе выступить против сильного противника, это уже социальные навыки и в этом игра уникальна.
Шашки. Поддавки. Чапаев. Уголки. Взрослые и дети 4+
Мы долго думали, в какой из списков игр отнести шашки? И, поскольку этой игре все возрасты покорны (точнее набору игр, в которые можно сыграть комплектом шашек на шахматной доске), то решили отнести их к играм семейным. Хотя большей частью эти игры парные, но в семье им, как правило, найдется зритель. Кроме того, многие семьи не останавливаются на одной партии и устраивают турниры. В общем, игры разнообразные и любителей имеют разных. Первыми нашим детям зашли классические русские шашки, в которых цель — лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек. Поскольку дети расстраиваются, когда проигрывают, то очень хорошо сразу освоить парную игру - поддавки. Поддавки - игра с противоположной целью — лишить себя возможности хода, создав ситуацию, когда все свои шашки отданы сопернику или заперты. Поддавки требуют для малыша парадигмального сдвига мышления (подставляться, чтобы тебя съели, для малыша-хомяка настоящий срыв мозга). В итоге, поддавки ничуть не проще. Зато они психологически раскрепощают, и дети начинают играть свободнее. Следующая игра, которая кажется самой простой - Чапаев, на самом деле таковой не является и осваивается заметно позже (по запалу это скорей игра младших школьников). Здесь нужно щелчками сбивать с доски шашки противника, стараясь оставлять на ней свои собственные. Казалось бы все слишком просто? Не совсем так. Первые шашечные партии сможет сыграть уже 4-х летка. Но в этом возрасте играть в Чапаева он почти не сможет, координация рук еще недостаточно точная и щелчки недостаточно сильные, вы очень долго не сможете в "Чапаева" с ребенком играть на равных (если он играет не с ровесником, а со взрослым). Хотя незаметно поддаться, конечно, легко. И если вы погуглите правила "Чапаева", то обнаружите много нюансов. В "Чапаева" играют раундами, сближаются рядами, есть много специфических правил про касание и прохождение шашек вскользь, а также про первоначальное расположение рядов противников. Следующая, совершенно не похожая на предыдущие, игра - Уголки - была моей любимой в детстве. Здесь надо переставить все свои шашки в дом противника. За один раз шашка делает только один ход по прямой, но может прыгнуть "через голову" своей или чужой шашке, если следующее за ней поле открыто. Тут никого не едят, но надо продумать тактику перемещения шашек по полю, задействуя свою и чужую расстановку. В итоге, мы получаем совершенно новую игру и можем разнообразить игровой процесс. Шашечный набор компактен, его легко взять в дорогу или купить в отпуске по месту, в него, как правило, уже умеют играть все взрослые члены семьи, а также друзья и соседи. Не нужно громоздкого обучения, остается достатать доску и играть и, кто знает, может быть дойти до своих первых турниров. Дальше все определяется навыками, гибкостью мышления, вариативностью и умением просчитывать ходы противника, что делает эту игру увлекательной и популярной.
Медвежий парк. Взрослые и дети 5+
Конкуретная тетрисоподобная игра на строительство медвежьего парка. Игра очень простая по правилам, идеальна в качестве одной из первых для вхождения в мир настольных игр для взрослых. Правила можно объяснить за 5-7 минут, да и по книжечке разобраться не сложно. Партия длится минут 45. Игроки по очереди берут себе тайлы из общего банка и размещают на планшетах своих зоопарков. Выигрывает тот, кто в итоге наберет больше очков, при этом стратегии могут быть разными. Есть возможность заработать на статуях медведей, раньше других заполняя полностью строительные участки, или выполнить случайно заданные в начале каждой партии бонусные критерии. Игра красива и очень хорошо "разгружает" мозги (дает возможность приятно отдохнуть), поэтому в первые недели после ее покупки есть тенденция играть только в нее. Потом более опытные игроки осваивают и исчерпывают ее и она уходит на полку. Игра идеальна для разновозрастных компаний, так как каждый играет на своем поле и победитель вскрывается только при подсчете очков.
Билет на поезд: Европа / Ticket to Ride: Европа. Взрослые и дети 7+
Очень интересная семейная игра, позволяющая в ненавязчивой форме изучить города мира. Конкретно эта игра происходит на карте Европы, но есть и другие модификации (Америка, Азия и др.), мы напишем про них чуть позже. Начинать хорошо с этой, так как она хорошо сбалансирована по сложности. Партия занимает 30-40 минут, играть могут 2-5 игроков. Каждый игрок получает изначально случайным образом карточки с заданий-маршрутов (соединить железной дорогой Брест и Марсель, например). Он может вернуть часть заданий на игру или оставить все, но тогда ему нужно будет стремиться их выполнить (или в конце игры он будет оштрафован). Дальше каждый по очереди строит пути - соединяет города поездами, руководствуясь несложными правилами. За все построенные пути, а также отдельно за выполненные задания игрок получает баллы. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов. Игра конкурентна (можно занять путь - перекрыть другому игроку возможность легко выполнить свою задачу), но степень конкуренции можно варьировать (вполне можно строить свои пути не мешая партнерам), поскольку игровая модель очень хорошо сбалансирована и на карте часть путей дублируются (в местах, где движение между городами интенсивно). Что в этой игре интересно? 1. Возможность решить логистическую задачу, объединив задания в единую сеть; 2. Высокая вариативность игровых стратегий (можно копить ресурсы, можно сразу бросаться в стройку, можно балансировать между этим, понимая, какие пути скорей всего будут заняты оппонентами); 3. Возможность варьировать дополнения и сложность. В игре есть специальные правила для паромов, туннелей и 4. Есть полезное дополнение "Станции", которые дает возможность обходить блокировки партнеров и задействовать их пути в своих маршрутах, оно увеличивает вариативность; 4. Можно подключать и более младших детей, играя с ними в паре. Мы пробовали подключать к этой игре детей 4-7 лет. Им это очень интересно, но они быстро устают и не могут доиграть до конца партии. Вполне нормально, когда малыш играет с мамой и дает потом возможность маме доиграть самой, прибегая только для того, чтобы посмотреть на результат и поздравить маму с победой. Самостоятельно дети хорошо справляются с игрой примерно лет в 9-ть. Есть дополнение к этой игре: Ticket to Ride: Европа 1912. Мы его пока не пробовали, но планируем, его хвалят, так как там есть дополнительные карточки маршрутов.
Билет на поезд: Америка / Ticket to Ride: Америка. Взрослые и дети 7+
Игра в том же мифе и в той же модели, что и предыдущая, но ведется на карте США. Полезна, если ребенку надо выучить города Америки для какой-то цели (ну планируете вы посетить США и хотите, чтобы он знал основные города и их взаимное расположение, например). В этой игре производитель явно сэкономил на проектировании начинки и даже не стал использовать уже зарекомендовавшие себя в "Европе" игровые механизмы. Здесь нет градаций маршрутов по сложности, нет туннелей, нет паромов, нет станций (мы считаем это большой потерей, хотя сами значки станций можно использовать из "Европы" и легко их добавить). Здесь также карточки маленького размера, так что людям с плохим зрением играть будет менее удобно. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо! Как вы уже наверное поняли, мы не рекомендуем покупать эту игру первой и покупать ее отдельно. Быстро надоест. Она проще, менее вариативна и потому менее играбельна. Имеет место исключительно как №2 для семьи, где любят и играют в "Ticket to Ride: Европу" для разнообразия на несколько вечеров, чтобы был выбор. Исходная игра сильно лучше. Есть также другие игры в этой серии "Ticket to Ride: Азия" и "Ticket to Ride: Северные страны". Их мы пока не пробовали, может быть когда-нибудь, если будет много лишних денег, и их купим. "Америке" мы поставили 7+, но если у вас ребенку 6-7 лет и вы думаете о том, какую игру в этой серии взять первой, лучше возьмите "Европу" и играйте с ребенком в одной команде. Начинать с "Америки" точно не стоит.
Зоопарк Нью-Йорка. Взрослые и дети 5+
Еще одна простая и красивая тетрисоподобная игра на строительство зоопарка, где каждый играет на своем поле. Отличительная особенность этой игры - милые деревянные фигурки животных (в нашей версии игры это песцы, фламинго, кенгуру, пингвины и сурикаты). Слоник используется для ходов по банку доступных вольеров, среди которых игроки пополняют ресурсы. Кубиков нет, игрок сам выбирает на сколько ходов сдвинуть слоника (от одного до трех) и что при этом взять - вольер или животное для его заселения. Если животные посажены в вольере парочкой, они начинают размножаться. Это очень забавный механизм, обогащающий игру (размножение может произойти в ход другого игрока, а срабатывает на всех игроков в партии, так что есть мотив следить за ходами друг друга). Заполнив вольер животными полностью, получаешь право на выбор и застройку зоны отдыха. Выигрывает тот, кто быстрее застроит весь зоопарк. И в этом подвох, потому что здесь не схимичишь при подсчете очков, как в других аналогичных играх, где каждый играет на своем поле (вроде "Медвежьего парка"). Здесь, когда первый отстроился, дети могут разрыдаться. Так что играть с младшими детьми можно, но придется следить за тем, чтобы постоянно у них не выигрывать, и притормаживать свой финал партии, чтобы детям было интересно. Игра подкупает тактильностью и качеством исполнения.
Остров духов. Взрослые и дети 10+
Одна из лучших кооперативных игр, которые мы когда-либо встречали. Создатель этой игры R. Eric Reuss, описал фабулу так. Каждый раз играя в игры, типа "Цивилизации" или "Колонизаторов" он думал - а что если взглянуть на ту же картину с обратной стороны, со стороны природы. Вот приходят люди, обживают землю, и на ней не остается ничего живого. А что, если земля против? Как бы прошла эпоха великих географических открытий, если бы победила природа и вписанные в нее туземцы? В этой игре можно сыграть на стороне природы. На остров приходят колонизаторы. Они приходят как тараканы, волна за волной. Противостоят им духи, за которых играют игроки. Духи огня, воды, камня, океана, вызывающие страхи тени. Некоторые из них связаны с туземным населением - доханами. Некоторыые действуют напрямую. У каждого духа свой набор действий. Но им нужно действовать сообща, чтобы остановить колонизаторов и не допустить прихода на свой остров загрязнений и скверны. Игра очень хитроумная. И самая реиграбельная среди нам известных. Интрига в том, что у каждого духа по сути свой движок. Один плодовитый, разрастается и уничтожает строения, но не может тронуть завоевателей (дух растений), другой действует только в прибрежных зонах, третий может только пугать и не может ничего больше. Духи развиваются в процессе игры. И каждый сценарий уникален. Поскольку духов около десятка в игровой модели, то нужно сыграть за каждого, чтобы с ним разобраться. А поскольку игра очень сложная, то выиграть за некоторых получается не с первого раза. Более того, усилия бесполезны, если они не скоординированы и не совместны. Можно очистить свой кусок острова почти полностью, но если у соседа завал, то партия будет проиграна. Духи территориальны, работают в очагах присутствия, поэтому помочь партнеру не всегда легко. Хитросплетения сюжетов и связей почти бесконечны. Игра - сложная логическая головоломка с интенсивным партнерским взаимодействием и действовать надо на опережение противника как минимум на ход, иначе не победишь. Критерии сложности можно менять произвольно. Есть достойные геймплеи на Ютубе, но их надо посмотреть несколько (за разных духов), если хочется вникнуть в тонкости игры. И это базовая коробка, даже без учета дополнений (а они есть). Это игра, проявляющая интеллект и логику в игроках. Поощряющая опережающее планирование. Учащая строго следить за ресурсами. Это, конечно, игра на баланс (основная механика - карты способностей). Но еще игра на сыгровку команды. Можно было бы на ее модели проводить взрослые тренинги командообразования. Или учиться договариваться с детьми, потому что только за себя тут сыграть ни у кого не получится. Мы написали 10+, так как игра требует высоко организованного внимания, но мы прекрасно играем в нее с 6-ти летним Никитой, потому что он настолках "разыгран". Иногда мы выигрываем, иногда - проигрываем. Игра длится 2-3 часа и мы вставаем после партии уставшие, но часто - довольные. Потому что нам удается помочь друг другу и договориться и выигрыш (или проигрыш) у нас общий. Играйте с нами, господа! Играйте как мы. Играйте лучше нас.
Продолжение следует
Ссылки по теме:
- Как начать играть в настольные игры? Как зайти в настольные игры с проводником: наш опыт.
- Как организовать клуб настольных игр для детей. Шаги, форматы, возрастные категории, игры.
- Первые настольные игры с малышами 3-4 года. С чего начать играть с детьми в настолки?
- Настольные игры с детьми 5-6 лет: как с помощью игр готовить ребенка к школе.
- Настольные игры для младших школьников (7-10 лет): обзор игр разного типа.
- Настольные игры для взрослых: обзор наших любимых игр для взрослых компаний.
- Занятия с детьми в семейном формате. Что делать, если маме надоело ждать ребенка в коридорах? Интересная жизнь для родителей, которым не лень.